Живая классика – 2019

1 мая 2021

С 4 по 8 июня 2019  года в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре состоялась III творческая лаборатория для молодых режиссёров «Живая классика».

Напомним суть лаборатории: приглашённые молодые режиссёры в рекордно сжатые сроки (4 дня) ставят эскизные спектакли по мировой классике, которые выносятся на суд публики. Лучший эскиз, доработанный до полноценного спектакля, пополнит репертуар нашего театра.

После тщательного изучения материалов и долгих обсуждений из 29 заявок были выбраны следующие:
1. Семён Серзин (Санкт-Петербург) — Л. Андреев «Рассказ о семи повешенных»;
2. Анна Бессчастнова (Санкт-Петербург) — И. Тургенев «Муму»;
3. Пётр Куртов (Санкт-Петербург) — Ж. Ануй «Медея»;
4. Мария Лычковская (Санкт-Петербург) — Ф. Дюрренматт «Ромул Великий»;
5. Пётр Норец (Москва) — К. Воннегут «Мать тьма».

«Локальные конфликты в разных точках планеты не прекращаются. Поэтому лабораторию мы хотим посвятить пацифизму. Теме не войны, но мира. Участвуя в эксперименте, молодые профессионалы через показ эскизов театральных спектаклей и их обсуждение со зрителями пытаются сформировать новую современную театральную среду. Мы хотим донести «слово молодых» в театр. Мы не боимся современного языка и нестандартных подходов при постановке спектаклей. Мы не боимся и даже рады критике зрителей, потому что готовы и дальше расти, и совершенствоваться», — говорит куратор лаборатории Ирина Астафьева.

Впервые театр провёл лабораторию в 2017 году. Она вызвала большой резонанс. Участие приняли режиссёры из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и Женевы. Победителем стала Вера Попова с эскизом «Чёрный монах» (А. Чехов), который впоследствии был доработан до полноценного спектакля. В 2019 году он номинировался на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в 5 номинациях. Победителем второй лаборатории стал режиссёр Алексей Шавлов, в следующем сезоне он приступит к постановке спектакля «Пошехонская старина» (М. Салтыков-Щедрин).

ИТОГИ ЛАБОРАТОРИИ

8 июня состоялся показ эскизов III режиссерской лаборатории «Живая классика». Общей темой на этот раз стало «Сохранение мира». Акцент делался на неприемлемости насилия и ценности жизни как таковой. В прошлом году лаборатория длилась шесть дней, в этом – пять. Сжатые сроки вынуждали работать предельно интенсивно.

Показ начался с эскиза Петра Нореца (г. Москва) по роману К. Воннегута «Мать тьма» на малой сцене. Весьма объемное произведение надо было «втиснуть» в лабораторный формат, поэтому от части сюжетного нарратива пришлось отказаться. Но даже так текста было очень много. Плюс из-за параллельного развития нескольких временных линий следить за повествованием было сложно. Впрочем, в эскизе были оригинальные режиссерские находки, да и артисты показали себя с лучшей стороны. В итоге, получилось весьма увлекательное зрелище, вызвавшее интерес зрителей и сдержанную похвалу критиков.

Далее зрители прошествовали на большую сцену, где была показана работа Семена Серзина (СПб) по повести Л. Андреева «Рассказ о семи повешенных». Опытный, хорошо знакомый с лабораторным форматом режиссер сделал лаконичный, очень точный эскиз. Интересным решением стало размещение зрителей на круге и смена места действия – тюремные камеры в начале и роща, куда отвели приговоренных, в конце. По словам критиков, концовка вышла несколько романтизированной, но она сгладила тяжелую, мрачную тематику произведения. Эта работа была оценена всеми и стала победителем зрительского голосования.

Третий показ опять на малой сцене. Эскиз Анны Бессчастновой (СПб) по повести И. Тургенева «Муму». Главной «фишкой» представления стало то, что наравне с артистами в эскизе участвовали куклы. Было много вопросов – сумеет ли режиссер грамотно выстроить их совместную работу, смогут ли артисты в столь короткий срок освоить взаимодействие с куклами и т.д. Все получилось. Именно этот эскиз вызвал сильнейший эмоциональный отклик и самые продолжительные аплодисменты у зрителей. На обсуждении критики заявили, что в начале показа были опасения – не скатится ли все это «в лубок», но нет, все было преподнесено с изрядной долей иронии, без душного пафоса и надрывности. А кукла Мумуни смотрелась как живая, этого не отнять.

Следующим шел эскиз Марии Лычковской (СПб) по пьесе Ф. Дюрренматта «Ромул Великий». Абсолютно злободневная тема, полностью соответствующая тематике лаборатории. Режиссер, как и автор первоисточника, не стал ничего зашифровывать и многозначительно недоговаривать – все очень прямо, честно, бескомпромиссно. Кого-то эта прямота, возможно, смутила. Но если мы говорим об искусстве не как о чем-то отстраненном, а актуальном, отражающем то, что «носится в воздухе» — тогда это то, что нужно. Не зря критиками было отмечено, что данный эскиз так и просится на сцену именно сегодня.

Завершал череду показов эскиз Петра Куртова (СПб) по пьесе Ж. Ануя «Медея». В тексте автор размышляет о столкновении двух мировоззрений. Человека мира и Человека войны. На примере Язона и Медеи он исследует мотивы людей, природу их поступков и постепенную духовную эволюцию личности. Пьеса ретроспективна, она дает не только картину настоящего, но рассказывает об отношениях героев за долгое время. В эскизе же мы видим ситуацию «здесь и сейчас». Довольно точно передано состояние Язона и Медеи, но бэкграунд их отношений раскрыт слабо, поэтому мотивация героев непонятна. Возможно, именно формат лаконичного лабораторного эскиза сыграл с материалом «злую шутку», и в формате полноценного спектакля он смотрелся бы в более выгодном свете.

Несколько мрачным вышел показ эскизов нынешней лаборатории, но что поделать. Такая тема. Думаю, вы сами можете понять, чем обоснован такой выбор. В любом случае, это было интересно. Театр и труппа прошли очередную проверку на прочность, а кудымкарский зритель мог воочию наблюдать творчество талантливых молодых режиссеров. Хочется верить, что «Живая классика» будет развиваться, что она будет интересна потенциальным участникам, зрителю, ну и, конечно, театру.

Свежие новости

Путевые видеозаметки: Фестиваль «Камский»

 II региональный театральный фестиваль «Камский» состоялся с 1 по 5 декабря в Губахе. Наш театр Читать дальше…

5 декабря 2021

Театр едет на фестиваль «Камский»

Коми-Пермяцкий национальный драматический театр завершает насыщенный фестивальный год гастролями в Губахе. На фестивале «Камский» наш Читать дальше…

30 ноября 2021

«Чёрная пятница»

26 ноября Коми-Пермяцкий национальный драматический театр присоединится к всемирной акции «Чёрная пятница». Зрители смогут купить Читать дальше…

25 ноября 2021

Татьяна Тихоновец об итогах «Волшебной кулисы»

Театральный критик Татьяна Тихоновец поделилась своими впечатлениями об итогах XVI краевого фестиваля-конкурса «Волшебная кулиса». Закончился Читать дальше…

23 ноября 2021

Видеопривет с Международного Большого Детского фестиваля

Видеопривет из Москвы, с Международного Большого Детского фестиваля народного артиста РФ Сергея Безрукова. Наш театр Читать дальше…

23 ноября 2021

Коми-Пермяцкий театр победил на фестивале «Волшебная кулиса» в 7 номинациях

Вчера, 22 ноября, в Перми подвели итоги XVI краевого фестиваля-конкурса «Волшебная кулиса». В этом году Читать дальше…

23 ноября 2021

Николаю Крохалёву — 85

20 ноября исполняется 85 лет со дня рождения заслуженного артиста РСФСР Крохалёва Николая Александровича. Николай Читать дальше…

19 ноября 2021

Спиридону Можаеву — 115

20 ноября исполнилось 115 лет со дня рождения мэтра коми-пермяцкой драматургии Можаева Спиридона Афанасьевича. Ноябрь Читать дальше…

17 ноября 2021

Театр приступил к постановке детского спектакля к новому году

Коми-Пермяцкий национальный драматический театр приступил к постановке нового спектакля для детей. Зрителя ждёт продолжение спектакля Читать дальше…

12 ноября 2021

Смотреть все новости