В конце сентября министр культуры Пермского края Игорь Гладнев в личной беседе с директором Коми-Пермяцкого драматического театра Анатолием Четиным заявил, что его не устраивает работа главы учреждения и он намерен сменить структуру управления театром.
Главным аргументом министра культуры стал пожар в щитовой, который случился в марте 2015 года, а также проблемы с кровлей здания. Заявление Гладнева вызвало бурную реакцию: театральная общественность, деятели культуры и зрители высказались в поддержку учреждения. В защиту Анатолия Четина, который управляет театром в течение 25 лет, губернатору Пермского края поступило письмо от коллектива театра. Журналисты «Звезды» побывали на двух заседаниях — в Общественной палате Пермского края и в Министерстве по делам Коми-Пермяцкого округа, чтобы понять, какие цели преследует Минкульт, меняя руководство театра, и что об этих перестановках думают участники и наблюдатели конфликта.
Директор Коми-Пермяцкого национального театра имени Горького Анатолий Четин так начал своё выступление на заседании Общественной палаты:
— Поднимается вопрос об изменении в уставе и передаче хозяйственной деятельности театра другому лицу. Главный довод — несостоятельность действующего руководства в самостоятельном решении всех проблем незавершённого строительства. Театр в новом здании работает два года, и мы в меру своих сил занимаемся ремонтом театра. Я считаю, что мы сами можем обслуживать здание, но нужно, чтобы подрядчики завершили все работы. Мы просим оставить театру существующую структуру управления — проверенную, эффективную. Когда театр будет полностью готов к эксплуатации, мы будем готовы говорить об изменении устава учреждения, о привлечении управляющей компании, если в этом будет необходимость…
Строительство нового здания театра было официально завершено в конце 2014 года. 31 декабря комиссия Минстроя приняла его, несмотря на серьёзные недочёты: проблемы с кровлей, пожарной сигнализацией и электричеством. На их исправление генеральный заказчик — «Коми-Пермстройгаз» — запросил ещё 34,5 млн рублей. Деньги пока не выделены. Но фактически решение этих проблем возложено на директора Анатолия Четина — они и стали основным доказательством неэффективности его руководства.
Я никого не упрекаю, но крыша у тебя течёт
Учредитель театра — министерство культуры в лице Игоря Гладнева — считает, что руководство учреждения ненадлежащим образом содержит здание, поэтому необходимо изменить структуру управления театром, назначив другого директора, а Анатолия Четина перевести на должность художественного руководителя. Главный признак неэффективности Четина, по мнению министра, — пожар в электрощитовой, который произошёл в марте 2015 года.
Возгорание произошло около 10 утра, через 5 минут пожар был потушен. После этого в здание приехали представители субподрядчика и отключили пожарную сигнализацию на двух этажах, заявив, что восстановлением пострадавшей системы они заниматься не будут. Директор театра утверждает, что ни одна субподрядная организация не выполняет гарантийные обязательства, а часть запланированных работ в театре, в том числе и в электрощитовой, даже не была проведена, поскольку генеральный подрядчик до сих пор не расплатился с ними по контракту. Этот факт подтверждает министр Коми-Пермяцкого округа Виктор Рычков, с ним соглашается Минкульт.
Однако Игорь Гладнев, отвечая Анатолию Четину, настаивал на том, что ответственность за пожар лежит на директоре:
— Да, есть некоторые недоделки, недоработки в самом здании. По текущему использованию сооружения никаких вопросов нет. В личной беседе с вами я сказал, что как художественный руководитель вы не вызываете у меня никаких сомнений. Но как к человеку, который несёт ответственность за содержание, сохранение и эксплуатацию имущества, у меня есть целый ряд вопросов. Перечень недостатков следующий: общестроительные работы, работы по кровле, вентиляции и отоплению, электромонтажные работы, пожарная сигнализация, индивидуальный тепловой пункт, работы по благоустройству и пусконаладочные работы. Но к щитовой это имеет опосредованное отношение. Следить за содержанием, эксплуатацией и знать, по какой причине это происходит, должно руководство. Я считаю, что вам в помощь совершенно необходимо и правильно поставить человека, который обладает необходимыми компетенциями, в том числе организационными и финансовыми…
Другая проблема — кровля. Несмотря на недочёты при строительстве крыши, которые выявились осенью 2014 года и не были устранены, театр был принят комиссией. Анатолий Четин заявил, что он документы о приёме театра не подписывал. Это делал генеральный заказчик — управление капитального строительства (УКС) и Минстрой. Следовательно, ответственность за кровлю лежит на исполнительных органах.
Но другого мнения в ходе заседания Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа, организованного Общероссийским народным фронтом, придерживался министр культуры Пермского края:
— Учреждению нужен хороший хозяйственник. Банально! Мы не можем сейчас крышу починить, чтобы она не текла. В этих условиях нужен руководитель широкого взаимодействия с органами администрации, с субъектами малого бизнеса. Я никого не упрекаю, но мы проработали в этих условиях более года. И есть основания сделать вывод, что нужен новый директор. Я говорю совершенно чётко: нам необходимо помочь театру. Помочь с его управлением.
Мы боимся, что театру конец
Представители театральной общественности, которые присутствовали на этом заседании, заявили, что смена руководства и перевод Четина на должность художественного руководителя могут если не развалить театр, то серьёзно ослабить его.
Юрий Фоминых, заместитель директора «Театра-Театра», так комментирует последние события:
— Ситуация такова, что в прошлом году директора театра вынудили принять по факту неготовое учреждение и проводить в нём спектакли. В конечном итоге недоделки не были устранены. Это значит, что театр нормально работать не может. Дальше ситуация стала развиваться следующим образом: чтобы попробовать новую форму управления учреждением, директору театра предложено стать художественным руководителем. Сразу нужно сказать, что за те тринадцать лет ремонта и переходного времени Анатолий Пахомович держал театр, спас его. За это время творческой составляющей он касался в меньшей степени. Сейчас коллектив возмущён тем, что руководить театром предложено людям, которые не имеют к нему отношения, — бизнесменам. А перевод директора на должность худрука — фактически его увольнение.
Главный режиссёр Кудымкарского театра Сергей Андреев ещё более категоричен:
— Мы боимся, что в театре, который строили 85 лет, — я сейчас не имею в виду само здание — начнутся необратимые процессы распада. Это будет началом конца того театра, который мы сумели сохранить в этой сумасшедшей стройке. Когда мы узнали о смене директора, мы не могли молчать — собрали коллектив. На том же собрании решили подписать петицию за сохранение Анатолия Четина на должности директора театра. Никогда я не видел такого единодушия в нашем коллективе — все 153 человека подписались под документом. Все обвинения нашего руководителя не выдерживают никакой критики. Здесь непонятно: что является критерием оценки?
Свой протест в связи с решением Минкульта сменить руководителя театра и изменить структуру управления высказала депутат Законодательного Собрания, заместитель председателя комитета по социальной политике Дарья Эйсфельд:
— Я совсем не понимаю действий Минкульта. Чем продиктовано решение по реорганизации структуры внутри театра, если подрядчики не выполнили должным образом свои функции? Если мы говорим об эффективности управления театром, то для начала он должен быть сдан. Причём полностью! Когда не доделана крыша, когда не выполнены определённые виды работ, мне странно слышать какие-то негативные заявления министра культуры в адрес руководителя театра.
Эйсфельд также напомнила Гладневу об отчёте контрольно-счётной палаты по нецелевому расходованию средств при строительстве Кудымкарского театра. Министр не нашёлся, что на это ответить.
Из досье «Звезды»:
При проверке театра в 2014 году надзорный орган выявил нецелевое расходование средств на сумму 357 904 700 рублей. Тогда КСП порекомендовала гензаказчику принять меры по взысканию штрафных санкций с подрядчиков за неисполнение обязательств, предусмотренных условиями контракта, а также принять меры по восстановлению неправомерно и неэффективно израсходованных средств бюджета. Меры приняты не были, а за расходование средств никто реального наказания не получил.
Незаменимых нет, есть незаменённые…
На заседании Общественной палаты Игорь Гладнев заявил, что Четину уже есть альтернатива:
— Не буду скрывать того, что по-прежнему считаю, что руководителями такого уровня могли бы быть депутаты Заксобрания. Тем более что депутат Заксобрания, о котором я вёл речь, — это не чужой человек в культуре Коми-округа. Могу ответственно заявить, что многие мероприятия на территории округа проходят при непосредственной поддержке этого депутата, фамилия которого Петров Алексей Алексеевич.
Депутат Алексей Петров — индивидуальный предприниматель. Сфера деятельности — производство и реализация мясной продукции. Торговля готовыми продуктами питания.
Известен организацией альтернативных народных гуляний, которые проходят во время официальных празднований в Кудымкаре. Гуляния проходят в непосредственной близости от центральной площади города, на которой в это же время проходят официальные праздничные мероприятия. На альтернативной площадке обязательно организуются концерты, торговля продукцией ИП Петрова, а также PR-акции. Так, в 2015 году, за несколько месяцев до выборов главы города, во время альтернативных празднований, Петров представлял народу депутата гордумы, и своего племянника Сергея Тараканова: «Знакомьтесь, ваш будущий мэр». По сведениям источника из гордумы Кудымкара, ИП Петров заключил договоры на поставку питания с большей частью образовательных учреждений города и района.
Однако через несколько минут после этого выступления директор «Театра-Театра» Анатолий Пичкалёв парировал: «Петров — прекрасный ресторатор, но не художественный деятель…».
И министр культуры пошёл на попятную:
— Мы сейчас ничью кандидатуру не рассматриваем…
Депутат городской думы Кудымкара Сергей Лунегов рассказал журналисту «Звезды», что новость о возможном назначении Алексея Петрова на должность директора вызвала бурю негодования среди жителей города:
— Когда Игорь Гладнев на Общественной палате заявил о кандидатуре Петрова, мы решили, что это «первоапрельская» шутка. На политсовете (Лунегов представляет в думе фракцию «Единой России» — прим. «Звезды») все члены высказались резко против. Мы написали письмо в поддержку театра. Судите сами — если предприниматель, которого не любят в городе, встанет во главе такого театра, это дискредитирует учреждение…
Накануне сотрудники театра отправили письмо президенту России Владимиру Путину, в котором рассказали о существующих проблемах и попросили повлиять на ситуацию. Под документом подписалось больше тысячи жителей города, включая представителей театрального сообщества и чиновников. В театр ежедневно приносят письма в поддержку действующего руководителя.
Услышав о письме к президенту, которое было озвучено на заседании министерства, Игорь Гладнев вспылил:
— Каждый раз, когда мы сталкиваемся с какими-то трудностями, мы начинаем писать письмо руководителю страны, верховному главнокомандующему… И это происходит не в первый и не во второй раз, а в третий за неполных четыре года!..
После заседания директор Коми-Пермяцкого национального ордена «Знак Почёта» драматического театра имени Горького Анатолий Четин устало подытожил:
— Мне говорили: не успеешь сдать театр — сразу начнутся проблемы. Желающих на этот новый красивый дом будет много…
Последнее время всё чаще наблюдаем мы в Прикамье такую тенденцию: когда дела у той или иной структуры, завязанной на бюджет, идут не очень хорошо или даже плохо, никто её не трогает. Выживают такие организации как могут. Руководство бьётся изо всех сил и добивается, скажем так, хороших результатов. Так, несмотря на все скандалы и интриги, и здание театра в Кудымкаре было всё-таки построено, и труппа сохранилась.
И вот когда основные трудности уже позади и виден свет в конце тоннеля, тут же появляются «умные люди» и начинают «отодвигать» старое руководство от финансовых потоков. И ставить на руководящие посты нужных людей. Пусть и далёких от искусства… Сработает ли привычная схема на этот раз? И что в конечном итоге из этого выйдет?..
«Звезда»