Можно ли было представить, что когда-то в Кудымкаре будут давать свои спектакли лучшие столичные театры, определяющие сегодня образ современного российского театра?
Но это случилось. И иначе, как чудом, это не назовёшь. Сравнительно недавно здесь, на сцене Коми-Пермяцкого национального драматического театра, выступал Московский театр «Сатирикон» под руководством Константина Райкина с его личным присутствием. Было это осенью прошлого года. И вот уже 26-27 июня – новые гости: прославленный Московский театр «Мастерская Петра Фоменко».
Этот коллектив был основан в июле 1993 года указом мэра Москвы. Однако сами «фоменки» (так с лёгкой руки журналистов называют актёров театра не только в Москве, но и во всём мире) ведут отсчёт своей биографии с июля 1988 года. Тогда Пётр Наумович Фоменко набрал группу студентов в свою учебную мастерскую на режиссёрском факультете ГИТИСа. Пять лет учёбы показали, что люди, которых свела судьба, могут и умеют творить настоящие театральные чудеса. И вот они, выпускники 1993 года, составили костяк молодого театра, который ещё дважды пополнялся учениками мастера. Возник новый театральный коллектив, соединивший в себе стремление к поискам и экспериментам с традициями русского репертуарного театра. При этом важной задачей всегда оставалось продолжение совершенствования актёров. Не зачерстветь душой. Не дать затянуть себя будничной рутине. Не переставать учиться. Не бояться оглядываться назад и не прекращать двигаться вперед… Вот лишь несколько постулатов, по которым и сегодня, спустя больше двадцати лет, существует театр.
Логичным продолжением выбранного курса стал набор весной 2007 года первой стажёрской группы при театре. В течение трёх лет группа актёров и режиссёров имела возможность совершенствовать своё мастерство, пробовать и ошибаться, реализовывая в стенах «Мастерской» свои театральные идеи. В 2010 году большинство стажёров были оставлены в театре. В этом же году была набрана вторая стажёрская группа, которая через три сезона почти полностью тоже вошла в труппу. Ещё находясь на стажировке, ребята создали спектакль «Русский человек на rendez-vous» (руководитель постановки Евгений Каменькович ), сразу же вошедший в репертуар. В Кудымкаре будет представлена именно эта постановка.
Всего за годы существования театра было создано 56 спектаклей.
Рождённые в стенах «Мастерской» работы неоднократно становились лауреатами различных театральных премий: премии имени Станиславского, Национальной театральной премии «Золотая Маска», независимой театральной премии «Хрустальная Турандот», театральной премии «Чайка», премии «Гвоздь сезона», получали призы и награды на различных международных театральных фестивалях.
В разные годы спектакли этого коллектива принимали участие в многочисленных российских и международных театральных фестивалях, театр много и успешно гастролировал по городам России, Украины, Латвии, Эстонии, Европы, Латинской Америки, США, Китая, Израиля и Японии.
В 2012 году не стало основателя и бессменного руководителя этого уникального коллектива Петра Наумовича Фоменко. Его дело продолжил назначенный на должность художественного руководителя заслуженный деятель искусств России Евгений Каменькович. Благодаря ему, здесь продолжаются традиции, заложенные мастером, развиваются новые направления деятельности.
«Мастерская Петра Фоменко» любит отличную музыку и часто приглашает выступить на своей сцене различных музыкантов и известных певцов. Кроме того, сами артисты театра нередко выступают здесь с музыкальными программами. Неотъемлемой частью творческого процесса стали выставки живописи, фотографии, скульптуры, театрального костюма и многого другого в фойе Новой сцены «Мастерской Петра Фоменко».
На сцене Коми-Пермяцкого драматического театра «Мастерская Петра Фоменко» выступила со спектаклем «Русский человек на rendez-vous», поставленным по известной повести Ивана Тургенева «Вешние воды» руководителем театра Евгением Каменьковичем. Форма, в которой он поставлен, оказалась несколько нова для кудымкарского зрителя, но тем и интересна. Спектакль в Кудымкаре прозвучал легко, изящно по форме и глубоко, пронзительно по сути. Восхитила актёрская техника исполнителей, их универсальные возможности. Версия спектакля о том, что русский человек слаб и инертен, не способен принять решения, не способен сделать самостоятельный шаг, а лишь плывёт по течению, не могла не взволновать зрителя. В конце спектакля в адрес актёров звучали долгие горячие аплодисменты.
Выступление театра в Кудымкаре состоялось в рамках программы Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ «Большие гастроли 2017» и при поддержке Министерства культуры Пермского края, за что им огромное и искреннее спасибо.