Наш небольшой город во все времена был славен не только своими красотами, но прежде всего – населяющими его людьми. С момента образования Кудымкар взрастил немало талантливых личностей в различных сферах жизни. И далеко не последнюю роль в его культурной составляющей играет Коми-Пермяцкий драматический театр, в котором работают талантливые мастера. Как создавался этот интеллектуально-эстетический центр? Кому мы благодарны за это до сих пор? Сегодня речь пойдёт именно об этом человеке – Владимире Гуляеве
Родился Владимир Дмитриевич в Кудымкаре 12 октября 1931 года. В семье было трое детей. Его отчим служил заместителем начальника пожарной команды по политической части. Он погиб, едва успев усыновить Володю. После этого многодетную семья ждала многолетняя нужда. Мать билась изо всех сил, работая техничкой и билетёршей в кинотеатре «Пролетарий». Володя учился в национальной школе. Пробовал найти себя в лесной отрасли, учился в лесном техникуме, но особой тяги в этом направлении не ощущал.
Путь к театру
Зато была тяга к искусству. Ещё в отрочестве Владимир бегал на спектакли. Благо, здание театра было дощатое и можно было бесплатно посмотреть хоть одним глазком весь спектакль.
Так он решил, что надо связать свою жизнь с искусством, для чего и поступил в художественное училище в городе Кунгуре, закончить которое помешал… Берия. Готовясь к государственному перевороту, он объявил досрочный призыв в армию, и вместо защиты диплома в марте 1953-го Гуляев уже был в Белоруссии.
После прохождения службы в армии он работал в типографии, а душа тосковала. И когда Алексей Павлович Белолипецкий, главный режиссёр театра, набрал в студию молодых ребят, Володя тоже оказался среди них. После он единственный вошёл в состав театральной труппы. Красивый, темпераментный молодой парень проявил себя в амплуа героя. А после известия о наборе третьей национальной студии в Ленинградском государственном институте театра он решил схватить синюю птицу за хвост. Сдал экстерном экзамен за десятый класс, так как было ему тогда уже 25 лет.
На сцене
Всю жизнь Владимир Гуляев вспоминает своего ленинградского учителя – режиссёра Владимира Андрушкевича: «Андрушкевич всё время меня испытывал, проверял на прочность. Почему-то таскал с собой на репетиции в театр им. Комиссаржевской, которым руководил. Я-то не знал, что буду режиссёром, а он знал, и готовил меня исподволь. Постоянно преподавал мне какие-то уроки, отнюдь не книжные. Только через много лет я понял, что он готовил не просто выпуск национальной студии, а новое поколение Коми-Пермяцкого театра».
Когда «молодая смена» приехала в родной театр, его почти не было. Людям, далёким от театральной кухни, трудно понять, что такое постановка спектаклей при отсутствии стационарного здания. А театр был славен своими живыми традициями, своими провинциальными актёрами. Это были интеллигенты старой формации, у которых Владимир Дмитриевич проходил свои первые театральные университеты.
С 1969 года начался долгий путь Гуляева в роли главного режиссёра, а потом и художественного руководителя Коми-Пермяцкого окружного театра. Большое внимание тогда уделялось повышению профессионального уровня спектаклей, росту мастерства творческого состава. За время его работы поставлено 160 спектаклей. Вот только самые известные постановки Гуляева: «В день свадьбы» (1967), «Дело, которому ты служил» (1969), «Васса Железнова» (1972), «Поднятая целина» (1973), «Снегурочка» (1981), «Вишневый сад» (1982), «Ромео и Джульетта» (1984), «Егор Булычев и другие» (1986), «Власть тьмы» (1993).
За «Вассу Железнову» по пьесе Максима Горького Владимир Гуляев был удостоен диплома за создание одного из лучших спектаклей по пьесе драматурга. А на Всероссийском фестивале спектакль «Снегурочка» был выдвинут на соискание Государственной премии им. К. С. Станиславского (г. Кострома, 1983 г.). Выезд в Кострому был первой крупной поездкой театра за пределы округа. 1970 – 1980 годы были «золотой» порой кудымкарского театра и театральной судьбы Владимира Дмитриевича. 42 человека в труппе, и при этом 75 % актёров – с высшим театральным образованием. С такой труппой можно было ставить всё!
Владимир Дмитриевич любил ставить музыкальные спектакли. Ставил и военные. И всю жизнь ставил строгие, трагически лаконичные спектакли о войне не к датам, а по велению своей души. И, конечно же, в округе была огромная потребность в национальном материале. Народ разучился говорить на родном языке. Мэтр прививал зрителю вкус к родной речи, раскрывал самобытность коми-пермяцкого лукавого юмора.
Но всё же главные свои победы Владимир Дмитриевич одерживал в классической драматургии, особенно в русской психологической драме. Это Островский, Горький, Чехов, Найдёнов, Толстой. Он умел ставить классические пьесы так, что в них проявлялась боль современных дней. В 1994 году, на Первом фестивале театров малых городов, спектакль «Власть тьмы» был чрезвычайно высоко оценён.
Радея душой за театр
Постепенно свой яркий актёрский талант Гуляев был вынужден полностью оттеснить в угоду тяжёлым обязанностям руководителя театра. За театр приходилось бороться самыми разными путями и способами. Как-то он побывал даже на приёме у первого секретаря обкома партии Б. В. Коноплёва. Проговорили с ним 40 минут вместо пяти отведённых. Все беды театра Коноплёв тогда понял, и в тот год театр получил шесть квартир. В своём Национальном округе Гуляев в разное время был и депутатом, и членом Окружкома КПСС, и даже членом правления Российского союза театральных деятелей, и делегатом всех театральных съездов.
И всегда понимал, как трудно пробиться талантливым людям из глубинки. А потому рыскал по всему Коми-Пермяцкому округу, искал молодых, талантливых, перспективных. В 1990-е годы, когда актёры бросали театр из-за нищенской зарплаты, когда упал престиж профессии, когда стали уходить дорогие его сердцу друзья, Гуляев, было, надломился, но всё же понимал, что надо выдержать, сохранить всё то, что создавалось им и до него. И всё же он выдержал, не сломался. Сохранил театр.
Награда за труд
Гуляеву удалось создать театр высокой профессиональной культуры, известный за пределами региона, являющийся непременным участником фестивалей финно-угорских театров, фестивалей театров малых городов России.
Им оформлено около 30 спектаклей, сценография которых всегда отличалась высоким профессионализмом и выразительностью. В 2007 году Гуляев стал обладателем престижной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство». Гуляев внёс огромный вклад в развитие театрального искусства Коми-Пермяцкого округа как режиссёр, профессиональный театральный художник, и острохарактерный актёр. Диапазон его ролей охватывал целый ряд самобытных характеров, таких, как: Нагульнов в «Поднятой целине», Вышневский в «Доходном месте», барон в произведении «На дне» и др. За все годы работы в Кудымкаре им кропотливо и бережно был выстроен театр, которым по праву гордится Коми-Пермяцкий округ и всё театральное Прикамье. Он создал театр, который назвали «кудымкарским чудом». Родина высоко оценила его заслуги.
В 1971 году Владимир Дмитриевич был награждён орденом «Знак Почёта». В 1985 году ему было присвоено звание «Народный артист России». И наконец, с октября 1993 года Гуляев является почётным гражданином города Кудымкара. В какой-то момент, поняв, что он устал, Владимир Дмитриевич ушёл из театра. Перебрался жить в Пермь. Тогда он шутливо говорил: «Тело уехало, а душа осталась…». Поэтому и после переезда мэтр не прекращает держать связь со своим детищем. Ежегодно в его день рождения он принимает поздравления – к нему по традиции приезжают глава города, представители театральной общественности, министерства культуры. А сам Владимир Дмитриевич в первую очередь просит рассказать о том, как живёт Кудымкар.