25-26 ноября в Коми-Пермяцком национальном театре с рабочим визитом находился известный российский театральный критик и менеджер, кандидат искусствоведения Павел Руднев.
Я в Кудымкаре впервые, но ваш театр видел на различных фестивалях. Знаком с ним, обсуждал его. У него очень сильная труппа. И она всегда заметна на фестивалях. Это очень важно. Ведь только маленький сегмент театров выдерживает большую фестивальную конкуренцию. И только 7–10 процентов театров нашей страны хорошо представлены в общероссийской ситуации.
К приезду именитого эксперта в кратчайшие сроки были восстановлены два масштабных, некогда замороженных на период реконструкции театра, спектакля: «ГÖТРАСЬНЫ, ДАК ГÖТРАСЬНЫ!» (Жениться, так жениться!») В.Климова и «КУДЫМ-ОШ ЙЫЛİСЬ ВИСЬТАС» (Сказание о Кудым-Оше») В.Климова и С.Андреева. В одну «упряжку» с ними вошел спектакль «ГУЗИ ДА МЕЗИ» (Гузи и Мези) А.Радостева, являющийся по мнению Руднева бестселлером, хитом театра. Такая программа была показана ему не случайно.
Есть такой известный фестиваль «Золотая маска», который проходит в Москве. На фестивале обычно собираются самые лучшие спектакли прошлого сезона из разных точек России. Фестиваль предваряет спецпрограмма «Маска плюс». Она всякий раз посвящена разным темам. В этом году она будет посвящена трем темам. Одна из них – состояние этнического театра. Почему такая тема? Мы хотим понять, какие есть тенденции, формы и недостатки у этнического театра. Сегодня русский театр доминирует и немножко забивает театры на других языках. Поэтому на фестивале на этот счет состоится серьезный разговор. В «Маске плюс» будут представлены 5–7 спектаклей со всей России, связанных с этническими, фольклорными темами. Эти спектакли сейчас отбирают члены жюри. С этой целью я и приехал в Кудымкар.
Труппа театра готовилась к показу с пониманием ситуации и с особым интересом. Возможно, не все спектакли прозвучали равнозначно хорошо, но однозначно получили новую жизнь. Очевидно, «подогревало» присутствие критика в зале, ностальгия зрителей и самих актеров по этим спектаклям, выход с ними на новую сцену. После всех просмотренных спектаклей Павел Руднев встретился с творческим составом театра и дал оценку увиденному, заодно и сегодняшнему состоянию театра.
Ваш театр крайне умело держит баланс между консерватизмом и инновацией. Это очень важно. Это сочетание, кстати говоря, присутствует не только в работе труппы, но и в обустройстве театра. В нем представлены и традиционные формы, и инновации. Например, актерские портреты, которые украшают фойе. Невероятно стильно, невероятно современно. Никак не похоже на кладбище, как это порой бывает. Очень важно то, что ваша труппа не мигрирует. Это создает комфорт, стабильность в вашем сосуществовании. У вас есть чувство рода. Это очень видно в ваших спектаклях и бесценно для национального театра.
Много хороших слов было сказано экспертом в адрес спектаклей «Гöтрасьны, дак гöтрасьны!» и «Гузи да Мези» режиссера С.Мещангина. Ключевыми для первого явились: хронологически показанный на сцене свадебный обряд не сувенирный, а живой, как сама жизнь, с внятной историей со множеством различных проявлений.
«Гузи да Мези» по мнению Руднева работают виртуозно. Игра актеров захлестывает настолько, что отношения героев порой переходят в отношения исполнителей. Актерский кураж, фантазия и импровизация не знают границ. А за яркими образами стоит народ со своей самобытностью, ментальностью, историей.
Обобщил Павел Руднев свое выступление перед труппой словами о том, что после увиденных спектаклей возникают культурологические размышления: кто такие коми-пермяки, что с ними происходит и т.д. Поблагодарив театр за представленные спектакли, критик обещал в ближайшие дни сообщить результаты работы экспертной комиссии по отбору спектаклей. Ждать пришлось совсем ничего. Буквально на следующий день в адрес театра пришло сообщение из Москвы о том, что на «Маску плюс» приглашаются «Гузи да Мези».