29 августа состоялся показ эскизов IV режиссёрской лаборатории. Тема этого года — «Молодые взрослые». Были подняты вопросы волнующие, в первую очередь, молодёжь. Для работы над эскизами участникам было отведено 5 дней.
Показ начался на малой сцене с эскиза Марии Сапижак (г. Санкт-Петербург) по пьесе М. Горького «Последние». По словам критика Татьяны Тихоновец, Горький становится актуальным в кризисные времена, так что нынешний интерес к творчеству писателя говорит о многом. Хронологические и географические рамки происходящего были намерено размыты, но во время показа становится ясно, что эскиз – о сегодняшнем дне. Режиссёр Мария Сапижак продемонстрировала смелость и решительность, своей работой высказавшись о произволе правоохранительных органов, процветающей коррупции и глубоком расколе российского общества. Получился яркий, стремительный, крайне эмоциональный эскиз, которому, по словам Татьяны Тихоновец, не хватило разбора пьесы. Персонажи Горького выглядели упрощёнными и несколько «картонными». Но цель — создать некое театрально-политическое высказывание — была достигнута, и тема нашла живой отклик у зрителя.
Далее зрители прошли на большую сцену, где была показана работа Павла Артемьева (г. Москва) по пьесе В. Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора». Глубокая, философская пьеса Ерофеева, трагичная, многослойная, непроста для восприятия зрителя и требует особой внутренней работы. Очень жаль, что для эскиза был взят только начальный фрагмент пьесы. Из-за этого создалось ощущение недосказанности. Интересной находкой стало сценическое решение, когда зрители размещаются на сцене, а действие происходит в зрительном зале, в котором размещена и палата больных, и трибуна врачей. О ней хочется сказать особо — президиум далёких карателей возвышающихся над маленьким человеком — центральный образ, яркое визуальное решение абсурдного мира Ерофеева.
Третий эскиз подготовил режиссёр Алексей Золотовицкий (г. Москва) по комедии Н. Гоголя «Игроки». На этот раз место действия — театральное кафе. Здесь всё сложилось — виртуозное мастерство ведущих артистов театра, дерзкое распределение (например, роль Утешительного — Галина Кудымова!), лёгкий игровой подход к литературному материалу, пространство кафе, где можно развернуться шулерской шайке. Получился интересный и очень смешной эскиз, с большим одобрением принятый и зрителями, и критиками. Очень бы хотелось увидеть, как азартное лёгкое интерактивное действие разовьётся в зловещую гоголевскую мистику, но эскиз — это только эскиз, который пролетел, оставив зрителя в предвкушении «Большой Игры».
Завершал череду показов эскиз Александра Серенко (г. Санкт-Петербург) по повести М. Булгакова «Дьяволиада». Режиссёр провёл огромную подготовительную работу. По представленной на конкурсный отбор заявке казалось, что самым тщательным образом разработан каждый аспект будущего эскиза. Но упор был сделан на внешнюю, зрелищную часть. В короткие сроки были созданы костюмы и реквизит, а сам эскиз — концентрат звука, движения, света. Словно вихрь, он подхватил зрителя и понёс в жуткий гротескный сон, в который превратилась жизнь главного героя. Но, по словам критиков, за всем этим потерялась идея. У эскиза будто бы не было ни начала, ни конца. Почему всё это стало происходить с главным героем? Чем он это заслужил? Чем всё закончится?
Победителем зрительского голосования стала работа Марии Сапижак (М. Горький «Последние»). Зрители оценили социальную значимость эскиза. Так же эту работу выделила и критик Мила Денёва. Выбором Татьяны Тихоновец стала работа Алексея Золотовицкого (Н. Гоголь «Игроки»). На разборе критик сказала, что видела пугающих и пугающе-серьёзных «Игроков», но еще ни разу не видела смешных.
IV режиссёрская лаборатория «Живая классика» состоялась. Режиссёры проявили яркий авторский стиль и потенциал, актёры – энтузиазм и профессионализм. Впереди — открытие юбилейного сезона, премьеры и много всего интересного. Не прощаемся, следите за новостями и до встречи в театре!