В начале августа 2020 года театр вышел из отпуска. И кажется не было привычного ощущения полноты сил, вдохновения и азарта. Всё казалось каким-то неопределенным, подвешенным в воздухе. Разрешат играть спектакли? Если да, то на каких условиях? Как вообще будет развиваться история с ковидом?
В этой ситуации согревала и бодрила мысль о том, что зрители не потеряли желания ходить в театр. По многочисленным вопросам было видно, что открытие сезона – ждут.
А работа меж тем захватила. Сразу после выхода из отпуска – репетиции спектакля «Раскас» по рассказам В. Шукшина (режиссёр – Ю. Беляева, художник – О. Хлебникова). С премьерой этого спектакля и должен был открыться новый, юбилейный 90-й сезон. С 23 по 29 августа в театре прошла IV творческая лаборатория для молодых режиссёров «Живая классика». Из-за ковидных ограничений лаборатория прошла в закрытом режиме — без зрителей. Тема — «Молодые взрослые». Направление это было выбрано не случайно: очень хотелось, чтобы в театр пришла молодёжь, и, наряду с нашими постоянными зрителями, эскизы участников заинтересовали бы и новую аудиторию.
Юлия Беляева, режиссёр, руководитель лаборатории: — Молодые режиссёры представят свои эскизы, решённые совершенно разными выразительными средствами, но на языке современного театра. Всякая классика требует переосмысления, иначе она перестаёт находить отклик, особенно в сердцах молодых людей, которые так стремятся познать действительность!
Режиссёрский состав участников:
- Александр Серенко, Санкт-Петербург (М. Булгаков, «Дьяволида»),
- Алексей Золотовицкий, Москва (Н. Гоголь «Игроки»),
- Мария Сапижак, Санкт-Петербург (М. Горький «Последние»),
- Павел Артемьев, Москва (В. Ерофеев «Вальпургиева ночь или Шаги Командора»).
Четыре участника, четыре эскиза. Победителем зрительского голосования стала работа Марии Сапижак (М. Горький «Последние»). Зрители, вероятно, оценили социальную значимость эскиза. Так же эту работу выделила среди прочих критик и театровед Мила Денёва. Татьяна Тихоновец, так же присутствовавшая на итоговом показе, позднее напишет о лаборатории на своей странице в facebook: «Лаборатория под таким названием («Живая классика») прошла в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре имени М. Горького в четвёртый раз. Руководила лабораторией молодой режиссёр Юлия Беляева, которая хорошо знакома с труппой Коми-Пермяцкой драмы, уже поставила в Кудымкаре два удачных спектакля и сейчас работает в театре. Заявок на участие в лаборатории было много, победили те, чьи экспликации показались наиболее убедительными. Сразу надо сказать, что вся классика оказалась живой. Иногда даже слишком. Но это, на мой взгляд, лучше, чем выглаженные иллюстрации классических пьес!»
15 сентября 2020 года театр открывает 90-й юбилейный сезон. Открывает премьерой и с новым главным режиссёром.
В начале сентября из театра ушёл Сергей Георгиевич Андреев, проработавший в нём 40 лет, из них 15 лет — в должности главного режиссёра. Для Коми-Пермяцкого театра Сергей Георгиевич Андреев – человек-эпоха. Знаковые роли и поставленные спектакли, которые принесли театру всероссийскую известность. Множество специалистов самого разного профиля, от артистов до работников театральных цехов, которые сформировались как мастера своего дела в совместной работе с ним. Человек и художник, значение и роль которого еще только предстоит осознать.
Новым главным режиссёром стала Юлия Беляева. Юлия Александровна познакомилась с театром, будучи участницей II режиссёрской лаборатории «Живая классика». После она ставила яркую музыкальную сказку «Старый башмак», по собственной инициативе подготовила поэтический спектакль «Как умирают машинисты метро», являлась куратором лаборатории, а в начале сезона готовила к премьере постановку по В. Шукшину «Раскас». Выездной спектакль-концерт сельской самодеятельности в 7 частях без антракта, как определила жанр сама Ю. Беляева. Он невольно стал парафразой истории Коми-Пермяцкого театра, на протяжении десятков лет проводившего большую часть года в разъездах, получившего неофициальное название «театра на колёсах».
В сентябре презентовали новый фирменный стиль, сделанный своими силами в Кудымкаре. На протяжении сезона новый стиль использовался для оформления групп театра в соцсетях, создания афиш и программок к спектаклям. Судя по отзывам, новый фирменный стиль понравился зрителям. Дальнейшая задача состоит в том, чтобы сделать его более узнаваемым.
Запомнился этот сезон еще и тем, что спектакль «Ноженьки, ноженьки, ноженьки…» (Коккокез, коккокез, коккокез…) «прокатился» по стране и был показан на трёх крупных театральных фестивалях.
Первым из них стал международный фестиваль театров финно-угорских народов «Майатул» (Республика Марий Эл), прошедший в сентябре. По решению жюри театру достались три награды: исполнительница роли Пульхерии Ивановны актриса Галина Никитина победила в номинации «Лучшая женская роль», художник Любовь Мелехина получила приз за «Лучшую сценографию», а режиссёру Татьяне Ворониной вручён специальный приз «За гармоничное воплощение классического сюжета средствами современного театра».
Вторым был II Всероссийский фестиваль национальных театров «Федерация» (Чечня), проводившийся в октябре. Конкурсной программы там не было, многие участники и зрители не попали на фестиваль из-за ковидных ограничений, но и там спектакль прошел с большим интересом со стороны публики. Наконец, третий, XVIII Фестиваль театров малых городов России, который прошел совсем недавно, в начале июня в Набережных Челнах.
Хочется верить, что и у других спектаклей театра будет насыщенная фестивальная жизнь. Фестивальные показы важны. Это встряска, проверка на прочность для всех, кто задействован в работе над спектаклем.
В октябре на большой сцене театра стартовал «Тихо!ход» (режиссёр – Ю. Беляева). Знакомая всем история о трёх друзьях-лётчиках, поклявшихся не влюбляться до конца войны, была решена очень нестандартным образом. Сцена стала съёмочной площадкой фильма. Артисты разыгрывали знакомую историю, съёмочная группа оставалась «за кадром» и следила за процессом, а зритель, в свою очередь, следил за теми, и за другими. Получалось своеобразное «двойное погружение». Посвящённый победе в Великой Отечественной войне спектакль рассказывал про тех, о ком в контексте победы вспоминают не часто. О киноделах, которые создавали отличные фильмы в тяжелейших условиях военного времени. Их работа поддерживала боевой дух солдат и позволяла отвлечься от тяжелой военной рутины.
В ноябре зрители увидели спектакль «Пошехонская старина» (сдача которого состоялась еще весной, но лишь теперь спектакль был показан «на зрителя»). Режиссёр – А. Шавлов, художник – Л. Мелехина. Постановка — нескольких отдельных историй, рассказывающих об отношениях людей связанных крепостным правом. Стараясь уйти от привычной дихотомии «угнетённый-крестьянин — угнетатель-помещик», постановка рисует картину нравов и характера народа — во всём его многообразии и противоречивости. И получается, что не только крепостничество с его строгими отношениями «господства-подчинения» отравляет души людей. А что-то исконное, куда более глубокое и мрачное. То, что мы можем назвать «русской хтонью». В том же месяце на малой сцене состоялась премьера сказки для детей «Про деда, про бабу, про курочку Рябу» (режиссёр – Т. Томилина, художники – М. Шерстобитова, А. Масленцева).
А в декабре – масштабная работа на коми-пермяцком языке. Спектакль под названием «Допплер» (режиссёр – А.-К. Вишневская, художник – Д. Софонов), по роману главного норвежского писателя современности Эрленда Лу. В основе спектакля история о некоем господине Допплере, который решает уйти от цивилизации и поселиться в лесу. Он живёт среди дикой природы, однако не в состоянии отказать себе в обезжиренном молоке и потому наведывается в ближайший супермаркет. Кроме того, Допплеру приходится сражаться с «ядовитыми стрелами детской поп-культуры», вытесывать свой собственный тотемный столб и сопротивляться попыткам навещающей дочки обучить его эльфийскому языку.
1 декабря к 15-летию образования Пермского края театр в 300-й раз показал спектакль «Гузи да Мези» (А. Радостев). 20 лет со дня премьеры! В адрес создателей спектакля прозвучали поздравления главы города Натальи Стояновой, депутата законодательного собрания ПК Алексея Петрова и артистов театра.
24 декабря на большой сцене театра состоялась премьера большой новогодней сказки «Медной горы хозяйка», по мотивам сказов П. Бажова (режиссёр –Ю. Беляева, художник – Л. Мелехина). Со слов критиков, смотревших этот спектакль весной, в рамках фестиваля «Пермская театральная весна», это «хорошая бесшовная история, где много всего (сочетание традиционной сказки, интернет-культуры и модных трендов) и это отлично работает». Спектакль построен на парадоксах, не угадаешь, что будет за поворотом. Ну и самое главное – спектакль подойдёт для любого возраста, «каждый вытащит своё». Отличный вариант для семейного похода в театр.
После Нового года состоялось еще три премьеры. Первой из них были «Шутники» (А. Островский). Рассказ о семье Оброшеновых, в которой отец, Павел Прохорович, пытается выдать замуж своих дочерей — однако с женихом младшей дочери Верочки случается беда, ему срочно нужны деньги… Главный герой как может пытается помочь молодому человеку, пока остальные над ним смеются. Поставил спектакль московский режиссёр Владимир Данай и у него получился тонкий и сложно устроенный при кажущейся внешней простоте спектакль. Смотревшие эту постановку театральные критики Владислава Куприна и Евгения Тропп назвали его «умным спектаклем, о котором хочется думать».
9 апреля – премьера спектакля «Войцек» (режиссёр – Ю. Беляева, художник – Л. Мелехина) по пьесе Георга Бюхнера. Бытийный, экзистенциальный спектакль о крушении романтического мировоззрения, разочаровании и попытках заполнить образовавшуюся пустоту. Критики отметили мощный актёрский состав, следующий за режиссёром и способный решать любые задачи. Но этот спектакль – пример жёсткого театра, где нет ничего теплого. «Через отвращение втягиваешься в действие» – так выразились критики. Телесность и материальность тут скорее отталкивают. Весь спектакль – атмосфера наступающего ужаса, предчувствие того, что грядет что-то жуткое.
Завершающим спектаклем этого сезона стали «Три девушки в голубом» (режиссёр – Ю. Беляева, художник – Л. Мелехина) по пьесе культовой Людмилы Петрушевской. Неприкаянные, обиженные, злые, одинокие, нелепые, далеко не чеховские три сестры, решают вопросы не о продаже вишнёвого сада или переезде в Москву, а о том, кому в какой сортир ходить, кто починит крышу, кто сколько платит аренду и в конце концов «как жить, когда совершенно одна? Никто. Никому…»
Потерявшиеся во взрослой угрюмой жизни маленькие девочки тридцати лет, перебрасывая ответственность друг на друга, скитаются по дому как пилигримы по земле, так и не находя места в этом не самом добром циничном современном мире. Рядом, так же одиноко бродят девочки постарше, в поисках потерянной любви и утраченного тепла, напуганные громом и вселенским потопом. За огромный семейный стол собирается разношёрстная компания только для того, чтобы делить и обвинять, а стол этот тем временем летит в пустое и холодное будущее.
Но это всё в глубине. А на поверхности — забавная лирическая комедия о нелепых родственниках, квартирном вопросе, смешных старухах, циничном ухажёре и любви.
30 июня состоялось закрытие сезона. Подведение итогов и награды для отличившихся. Приводим не полный список, отмечены и награждены оказались многие артисты и работники цехов. При это обладателями главных наград стали:
- «Лучшая мужская роль им. В. Г. Мазеина» –Виталий Вычигин за исполнение роли Войцека в спектакле «Войцек» (Г. Бюхнер);
- «Лучшая женская роль им. А. Г. Котельниковой» – Валерия Симакова за исполнение роли Марии в спектакле «Войцек» (Г. Бюхнер);
- «Лучшая мужская роль второго плана» – Эдуард Щербинин за исполнение роли Оброшенова в спектакле «Шутники» (А. Островский);
- «Лучшая женская роль второго плана» – заслуженная артистка РФ Валентина Мещангина за роль Федоровны в спектакле «Три девушки в голубом» (Л. Петрушевская)
- «Лучшая эпизодическая роль» – Ярослава Ульянова за исполнение роли Доктора в спектакле «Войцек» (Г. Бюхнер);
- «Лучший творческий тандем» – Галина Кудымова и заслуженный артист РФ Анатолий Радостев за исполнение ролей Марфы и Антипа в спектакле «Раскас» (В. Шукшин) и за исполнение ролей Анны Павловны и Струнникова в спектакле «Пошехонская старина» (М. Салтыков-Щедрин);
- «Лучшая любовная сцена» – Анатолий Попов и Анастасия Утробина за исполнение ролей Хрюкова и Анны в спектакле «Шутники» (А. Островский).
После отпуска, в августе и сентябре, зрителей будут ждать премьеры спектаклей «Шутники» (Н. Гоголь) и «Зарни Инь. Золотая баба» (Н. Макарова). Состоится режиссёрская лаборатория «Живая классика», из которой уже «выросло» много замечательных спектаклей. Будьте с нами, берегите себя и всем славного, беззаботного лета!