С 4 по 8 июня 2019 года в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре состоялась III творческая лаборатория для молодых режиссёров «Живая классика».
Режиссёрский состав участников:
• Семён Серзин (Санкт-Петербург) — Л. Андреев «Рассказ о семи повешенных»;
• Анна Бессчастнова (Санкт-Петербург) — И. Тургенев «Муму»;
• Пётр Куртов (Санкт-Петербург) — Ж. Ануй «Медея»;
• Мария Лычковская (Санкт-Петербург) — Ф. Дюрренматт «Ромул Великий»;
• Пётр Норец (Москва) — К. Воннегут «Мать тьма».
Эксперты лаборатории:
• Анна Банасюкевич — театральный критик, арт-директор фестиваля молодой драматургии «Любимовка». Ранее работала в литературной части Московского драматического театра имени К.С. Станиславского, в Театре на Таганке (Группа юбилейного года). Публикуется в «Театре», «Петербургском театральном журнале»,
«Новых театральных известиях».
• Александрина Шаклеева – театровед, член жюри драматургической программы «Первая читка» в рамках фестиваля «Пять вечеров» (Санкт-Петербург, 2019). Публикуется в Петербургском театральном журнале, газете «Экран и сцена», журналах «Письма из театра», «Пропись», «Страстной бульвар,10», на порталах «Сиг.ма», «Ревизор.ру».
«Локальные конфликты в разных точках планеты не прекращаются. Поэтому лабораторию мы посвятили пацифизму. Теме не войны, но мира. Участвуя в эксперименте, молодые профессионалы через показ эскизов театральных спектаклей и их обсуждение со зрителями попытались сформировать новую современную театральную среду. Мы хотели донести «слово молодых» в театр. Мы не боимся современного языка и нестандартных подходов при постановке спектаклей. Мы не боимся и даже рады критике зрителей, потому что готовы и дальше расти, и совершенствоваться», — рассказала куратор лаборатории Ирина Астафьева.
ИТОГИ ЛАБОРАТОРИИ
8 июня состоялся показ эскизов III режиссерской лаборатории «Живая классика». Общей темой на этот раз стало «Сохранение мира». Акцент делался на неприемлемости насилия и ценности жизни как таковой. В прошлом году лаборатория длилась шесть дней, в этом – пять. Сжатые сроки вынуждали работать предельно интенсивно.
Показ начался с эскиза Петра Нореца (г. Москва) по роману К. Воннегута «Мать тьма» на малой сцене. Весьма объемное произведение надо было «втиснуть» в лабораторный формат, поэтому от части сюжетного нарратива пришлось отказаться. Но даже так текста было очень много. Плюс из-за параллельного развития нескольких временных линий следить за повествованием было сложно. Впрочем, в эскизе были оригинальные режиссерские находки, да и артисты показали себя с лучшей стороны. В итоге, получилось весьма увлекательное зрелище, вызвавшее интерес зрителей и сдержанную похвалу критиков.
Далее зрители прошествовали на большую сцену, где была показана работа Семена Серзина (СПб) по повести Л. Андреева «Рассказ о семи повешенных». Опытный, хорошо знакомый с лабораторным форматом режиссер сделал лаконичный, очень точный эскиз. Интересным решением стало размещение зрителей на круге и смена места действия – тюремные камеры в начале и роща, куда отвели приговоренных, в конце. По словам критиков, концовка вышла несколько романтизированной, но она сгладила тяжелую, мрачную тематику произведения. Эта работа была оценена всеми и стала победителем зрительского голосования.
Третий показ опять на малой сцене. Эскиз Анны Бессчастновой (СПб) по повести И. Тургенева «Муму». Главной «фишкой» представления стало то, что наравне с артистами в эскизе участвовали куклы. Было много вопросов – сумеет ли режиссер грамотно выстроить их совместную работу, смогут ли артисты в столь короткий срок освоить взаимодействие с куклами и т.д. Все получилось. Именно этот эскиз вызвал сильнейший эмоциональный отклик и самые продолжительные аплодисменты у зрителей. На обсуждении критики заявили, что в начале показа были опасения – не скатится ли все это «в лубок», но нет, все было преподнесено с изрядной долей иронии, без душного пафоса и надрывности. А кукла Мумуни смотрелась как живая, этого не отнять.
Следующим шел эскиз Марии Лычковской (СПб) по пьесе Ф. Дюрренматта «Ромул Великий». Абсолютно злободневная тема, полностью соответствующая тематике лаборатории. Режиссер, как и автор первоисточника, не стал ничего зашифровывать и многозначительно недоговаривать – все очень прямо, честно, бескомпромиссно. Кого-то эта прямота, возможно, смутила. Но если мы говорим об искусстве не как о чем-то отстраненном, а актуальном, отражающем то, что «носится в воздухе» — тогда это то, что нужно. Не зря критиками было отмечено, что данный эскиз так и просится на сцену именно сегодня.
Завершал череду показов эскиз Петра Куртова (СПб) по пьесе Ж. Ануя «Медея». В тексте автор размышляет о столкновении двух мировоззрений. Человека мира и Человека войны. На примере Язона и Медеи он исследует мотивы людей, природу их поступков и постепенную духовную эволюцию личности. Пьеса ретроспективна, она дает не только картину настоящего, но рассказывает об отношениях героев за долгое время. В эскизе же мы видим ситуацию «здесь и сейчас». Довольно точно передано состояние Язона и Медеи, но бэкграунд их отношений раскрыт слабо, поэтому мотивация героев непонятна. Возможно, именно формат лаконичного лабораторного эскиза сыграл с материалом «злую шутку», и в формате полноценного спектакля он смотрелся бы в более выгодном свете.
Несколько мрачным вышел показ эскизов нынешней лаборатории, но что поделать. Такая тема. Думаю, вы сами можете понять, чем обоснован такой выбор. В любом случае, это было интересно. Театр и труппа прошли очередную проверку на прочность, а кудымкарский зритель мог воочию наблюдать творчество талантливых молодых режиссеров. Хочется верить, что «Живая классика» будет развиваться, что она будет интересна потенциальным участникам, зрителю, ну и, конечно, театру.