С 23 по 29 августа 2020 года в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре состоялась IV творческая лаборатория для молодых режиссёров «Живая классика».
Тема лаборатории 2020 года — «Молодые взрослые». Направление это выбрано не случайно: очень хочется, чтобы в театр пришла молодёжь, и, наряду с нашими постоянными зрителями, эскизы участников заинтересовали бы и новую аудиторию. Также в рамках лаборатории прошла экспериментальная актерская Мастерская, в которой молодёжь нашего города под руководством режиссера Юлии Беляевой и актёров театра подготовила читки фрагментов современный книг по теме лаборатории. Финалом их работы стало выступление участников и лекция о современной литературе для подростков театроведа и заведующей литературной частью Российского Академического Молодёжного Театра (Москва) Милы Денёвой.
Режиссёрский состав участников:
• Александр Серенко, Санкт-Петербург (М. Булгаков «Дьяволиада»),
• Алексей Золотовицкий, Москва (Н. Гоголь «Игроки»),
• Мария Сапижак, Санкт-Петербург (М. Горький «Последние»),
• Павел Артемьев, Москва (В. Ерофеев «Вальпургиева ночь или Шаги Командора»).
Эксперты лаборатории:
• Татьяна Тихоновец (Пермь) — театральный критик, заслуженный работник культуры РФ, кандидат искусствоведения, лауреат премии им. А. Свободина, член комиссии по критике Российского Союза театральных деятелей. Член жюри Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска», член экспертного совета фестиваля «Золотая Маска», председатель экспертного совета и член жюри фестиваля «Сибирский транзит», член жюри многих региональных фестивалей.
• Мила Денёва (Москва) — театровед, заведующая литературной частью Российского Академического Молодёжного Театра. Выпускница мастерской Павла Руднева (ГИТИС), автор «Петербургского театрального журнала», журналов «Театр», «Экран и сцена», ридер фестиваля современной драматургии «Ремарка». Куратор Лаборатории новых форм (РАМТ).
ИТОГИ ЛАБОРАТОРИИ
29 августа состоялся показ эскизов IV режиссёрской лаборатории. Тема этого года — «Молодые взрослые». Были подняты вопросы волнующие, в первую очередь, молодёжь. Для работы над эскизами участникам было отведено 5 дней.
Показ начался на малой сцене с эскиза Марии Сапижак (г. Санкт-Петербург) по пьесе М. Горького «Последние». По словам критика Татьяны Тихоновец, Горький становится актуальным в кризисные времена, так что нынешний интерес к творчеству писателя говорит о многом. Хронологические и географические рамки происходящего были намерено размыты, но во время показа становится ясно, что эскиз – о сегодняшнем дне. Режиссёр Мария Сапижак продемонстрировала смелость и решительность, своей работой высказавшись о произволе правоохранительных органов, процветающей коррупции и глубоком расколе российского общества. Получился яркий, стремительный, крайне эмоциональный эскиз, которому, по словам Татьяны Тихоновец, не хватило разбора пьесы. Персонажи Горького выглядели упрощёнными и несколько «картонными». Но цель — создать некое театрально-политическое высказывание — была достигнута, и тема нашла живой отклик у зрителя.
Далее зрители прошли на большую сцену, где была показана работа Павла Артемьева (г. Москва) по пьесе В. Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора». Глубокая, философская пьеса Ерофеева, трагичная, многослойная, непроста для восприятия зрителя и требует особой внутренней работы. Очень жаль, что для эскиза был взят только начальный фрагмент пьесы. Из-за этого создалось ощущение недосказанности. Интересной находкой стало сценическое решение, когда зрители размещаются на сцене, а действие происходит в зрительном зале, в котором размещена и палата больных, и трибуна врачей. О ней хочется сказать особо — президиум далёких карателей возвышающихся над маленьким человеком — центральный образ, яркое визуальное решение абсурдного мира Ерофеева.
Третий эскиз подготовил режиссёр Алексей Золотовицкий (г. Москва) по комедии Н. Гоголя «Игроки». На этот раз место действия — театральное кафе. Здесь всё сложилось — виртуозное мастерство ведущих артистов театра, дерзкое распределение (например, роль Утешительного — Галина Кудымова!), лёгкий игровой подход к литературному материалу, пространство кафе, где можно развернуться шулерской шайке. Получился интересный и очень смешной эскиз, с большим одобрением принятый и зрителями, и критиками. Очень бы хотелось увидеть, как азартное лёгкое интерактивное действие разовьётся в зловещую гоголевскую мистику, но эскиз — это только эскиз, который пролетел, оставив зрителя в предвкушении «Большой Игры».
Завершал череду показов эскиз Александра Серенко (г. Санкт-Петербург) по повести М. Булгакова «Дьяволиада». Режиссёр провёл огромную подготовительную работу. По представленной на конкурсный отбор заявке казалось, что самым тщательным образом разработан каждый аспект будущего эскиза. Но упор был сделан на внешнюю, зрелищную часть. В короткие сроки были созданы костюмы и реквизит, а сам эскиз — концентрат звука, движения, света. Словно вихрь, он подхватил зрителя и понёс в жуткий гротескный сон, в который превратилась жизнь главного героя. Но, по словам критиков, за всем этим потерялась идея. У эскиза будто бы не было ни начала, ни конца. Почему всё это стало происходить с главным героем? Чем он это заслужил? Чем всё закончится?
Победителем зрительского голосования стала работа Марии Сапижак (М. Горький «Последние»). Зрители оценили социальную значимость эскиза. Так же эту работу выделила и критик Мила Денёва. Выбором Татьяны Тихоновец стала работа Алексея Золотовицкого (Н. Гоголь «Игроки»). На разборе критик сказала, что видела пугающих и пугающе-серьёзных «Игроков», но еще ни разу не видела смешных.
Публикации:
Критик Татьяна Тихоновец о лаборатории «Живая классика» в «Петербургском театральном журнале»
Театровед, заведующая литературной частью Российского Академического Молодёжного Театра Мила Денёва о лаборатории «Живая классика – 2020»