«Книга всех вещей» — премьера по книге Г. Кёйера в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре, режиссёры и инсценировка — Мария Сапижак (Санкт-Петербург) и Юлия Беляева. Это рассказ ребёнка, который любит книги, не боится заводить дружбу с ведьмой и находит в себе смелость стать счастливым.
Главный герой — 9-летний Томас (Сергей Лизнёв) — решает написать книгу обо всём на свете; он фантазёр с большим добрым сердцем, и его жизнь полна впечатлений. Но какая же детская книжка без картинок? Поэтому зрители, входя в зал, словно открывают гигантскую раскраску. Для себя Томас выбрал жёлтый — цвет солнца и радости, красавицу Элизу (Анастасия Бражникова) раскрасил в голубой — она прекрасна и загадочна, как тропические рыбы. Смелая тётя Пийя (Надежда Крохалева) появляется в бунтарском красном. А самый буйный фейерверк красок приготовлен для пугающей, манящей и восхитительной госпожи ван Амерсфорт (неподражаемая Александра Симонова). Но какими цветами будут залиты листы, когда папа (Эдуард Щербинин) ударит маму (Мария Демидова), а сестра Томаса Марго (Валерия Новодворская) восстанет против семейного насилия? Цвет в спектакле для меня стал главной координатой; эту магию создают художник Александра Першай (Санкт-Петербург), художник по свету Валерий Щербинин и видеохудожник Михаил Купрыгин (Березники).
Но всё-таки первый, кого мы замечаем — Иисус (Евгений Климов). Он сидит в зрительном зале и наигрывает на укулеле всё, что придёт ему в голову. Он такой же зритель, как мы. Поэтому Томас запросто обращается к нему, а тот отвечает. Но что сможет сделать простой зритель, даже если он сам бог, когда маленький мальчик просит о помощи? И что чувствуют зрители, оказавшись почти на месте Иисуса? (Как часто мы помогаем тем, кого мучают в соседнем доме или даже квартире?) «Моя хата с краю» — обиженно бросает Томас — Иисусу? Или нам? И если мы твердим о боге, а бог — это любовь, то, получается, противоположность любви — страх?
Спектакль «Книга всех вещей» — разговор на очень трудную тему семейной жестокости, физического насилия. Он и утешение для детей, которым не с кем обсудить свою проблему; и возможность для взрослых посмотреть на себя со стороны. Это безусловно спектакль для семейного просмотра. Да, здесь есть ранящие сцены, но выстроены они так, что нет прямого физического контакта между тем, кто бьёт и кого бьют — словно герои отстраняются от беды, словно ребёнок смотрит на то, чему не может противостоять, со стороны. Пластический рисунок выстроен идеально. Браво хореографу Анастасии Радостевой и ассистенту Виталию Вычигину!
Тема сложная, однако постановка получилась очень светлая, жизнеутверждающая, интересная по изложению. Поэтому после спектакля зрители выходят с улыбками, с согретым сердцем и благодарностью, с надеждой на то, что в конечном итоге всё будет хорошо. Хочется, чтобы спектакль увидело как можно больше зрителей. Спасибо всем, кто принимал участие в постановке! Особая благодарность за обсуждение после спектакля, которое предложили актёры и режиссёр. Зрителям было непросто сойти с позиции безмолвного наблюдателя, но беседа удалась, потому что главное — перестать бояться и стать счастливым. А я заинтересовалась настолько, что заказала книгу Г. Кёйера и уже начала читать.
Светлана Чекулина, Пермская школа театрального блогера