С 8 по 13 августа 2023 года в седьмой раз Коми-Пермяцкий национальный драматический театр соберёт молодых режиссёров.
В этом году театр проведёт лабораторию в совершенно новом для себя формате. Кудымкар — город молодых. Увы, не все они открыты ко встрече с театральным искусством, ну что ж, тогда мы идём к ним! Дерзкие и молодые режиссёры всерьёз возьмутся за уроки литературы и подготовят «классные» творческие работы «классной живой классики» по произведениям авторов из школьной программы или их увлекательным биографиям.
Время проведения: 8–13 августа 2023 года
Тема: «Классная живая классика»
Режиссёр: не старше 35 лет (в душе 17-летний)
Продолжительность работы: не более 45 минут (формат академического часа)
Место действия: класс, коридор, спортивный зал, лестница (но там должен уместиться класс!). Партнёр проекта — Школа № 2 г. Кудымкара
Зрители: старшие школьники, студенты, педагоги
Приём заявок: до 31 мая 2023 года (последний день, когда можно сдать всё)
Условия: организаторы предоставляют место проживания, оплачивают дорогу и гонорар режиссёрам в рамках финального этапа лаборатории
Заявки на участие в лаборатории принимаются до 31 мая 2023 года. Положение и форма заявки на участие здесь.
Лаборатория организована при поддержке Министерства культуры Пермского края.
Режиссёрский состав участников:
- Владимир Билык (Москва), ГИТИС (выпуск 2024 года) (Мастерская А. Тителя и И. Ясуловича), А. Островский, Н. Римский-Корсаков «Снегурочка» / сценограф — Екатерина Горшкова, художник по костюмам — Анна Зудина
«Нерадостно и холодно встречает Весну свою угрюмая страна». Бесчеловечная сказка о ненависти к инакочувствующим. Островский соединил в пьесе две главные черты русского человека — сентиментальность, чувственность и жестокость, граничащую с дикостью. Римский-Корсаков ещё и усилил это музыкой. После 9 лет обучения на дому, Снегурочка сбегает от разведённых родителей в школу — царство Берендея, где кровь течёт под личиной блага. Она бежит к десятикласснику Лелю, к такому же одинокому, как и она. Робкой, тонко чувствующей мир Снегурочке придётся через боль понять себя и в одиночку попробовать пробудить заворожённые сердца берендеев. Возможно ли это, если у всех глаза закрыты рукой розовощёкого директора-царя?
- Фамил Джавадов (Санкт-Петербург), РГИСИ (Мастерская А. Могучего), Д. Фонвизин «Недоросль»
Это произведение является одной из многочисленных жемчужин русской литературы и драматургии. Но доступен ли этот текст современным школьникам? Злые помещики, лентяй-недоучка, псевдо-учителя, пара влюблённых и благородный спаситель. Актуальны ли эти герои сегодня? Как 14-летнему подростку разобраться в этих перипетиях, а самое главное — как найти интерес к тому, что написано 240 лет назад? Автор-рассказчик Стародум проведёт зрителя по страницам пьесы. С помощью краткого пересказа и традиций площадного театра, где каждый персонаж представлен как определённая маска, авторы спектакля предлагают встретиться с пьесой Фонвизина, чтобы увидеть её актуальность.
- Дмитрий Кириченко (Севастополь), ВШСИ (Мастерская К. Мишина), Е. Клишина «Спойлеры»
Произведения школьной программы по курсу русской литературы для многих учащихся становятся чем-то вроде повинности или наказания. Книги больших объёмов, непонятные в силу возраста смыслы, ограниченное количество часов, отведённых на данную дисциплину. Эта работа – попытка поговорить о «толстых» книгах понятным языком. Девятиклассник Захар Табашников, проваливший ОГЭ по литературе, заключил пари со школьным учителем и прочитал за лето целую серию книг. Своими впечатлениями он будет делиться с одноклассниками Пирожниковой и «Печенью», будет задавать собравшимся вопросы, будет спорить, а также слушать мнения зрителей.
- Александра Кохан (Магнитогорск), СГИК (Магистратура А. Праудина), А. Чехов «Чайка»
Искусство — это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. С каждой эпохой, с каждым столетием оно всё более и более совершенствуется человеком. На протяжении столетий человек старался всё сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство развивается, но при этом часто при столкновении общества и художника, при столкновении жизни и искусства приносятся жертвы. Всем известна фраза «искусство требует жертв». Этот афоризм настолько самоочевиден, что, кажется, никогда не оспаривался. Пьеса А. П. Чехова «Чайка» является отправной точкой в исследовании темы жертвенности в искусстве.
- Филипп Шкаев (Архангельск), ГИТИС (Мастерская И. Райхельгауза), Н. Гоголь «Шинель»
Гоголь — дико интересный автор в плане форм и жанров, «зашитых» в его произведениях. Хоррор, мистика, фарс, чёрная комедия… это просто надо вытащить из облака предрассудков и дежурных обсуждений «что же хотел сказать автор». Так мы с ним и поступим. Конкретно «Шинель» — это история о круговороте унижений «по чину», где предмет (шинель) — попытка этому противостоять. Вещь статусная, дающая шанс вписаться «в тусовку», поднять себя в глазах других… и способная подчинить себе того, кто её носит.
Эксперты лаборатории «Живая классика»:
- Марина Оленёва (Пермь) — доцент кафедры режиссуры и мастерства актёра ПГИК. Мастер курса. Основатель и художественный руководитель Камерного театра «Новая драма». Заслуженный работник культуры РФ. Лауреат краевой премии в области культуры и искусства. Лауреат премии им. Георгия Буркова по режиссуре. Член жюри фестивалей Уральского региона.
- Анастасия Иванова (Москва) — театральный критик, историк театра, старший преподаватель кафедры истории зарубежного театра Российского института театрального искусства — ГИТИС, художественный руководитель (совместно с Б. Н. Любимовым) курса театроведческого факультета ГИТИСа.
- Елизавета Кирсанова (Москва) — студентка II курса театроведческого факультета ГИТИСа (мастерская А. Бартошевича и В. Силюнаса). Статьи, интервью и рецензии опубликованы в газете «Центрального Дома актёра имени А. Яблочкиной».
- Виктория Спасёнова (Москва) — студентка III курса театроведческого факультета ГИТИСа (мастерская А. Бартошевича и В. Силюнаса), обладательница именной стипендии «Литературной газеты».