В начале августа коллектив театра вышел из отпуска. На большой сцене состоялось традиционное собрание, где были озвучены планы на ближайшее будущее, среди них постановка и последующая сентябрьская премьера спектакля «Игроки» режиссёра А. Золотовицкого, которая откроет новый сезон, а ещё запланированная на конец августа режиссёрская лаборатория «Живая классика».
…28 августа состоялся показ эскизов участников лаборатории. Результат пятидневной напряжённой работы артистов, цехов и, конечно, приглашённых режиссёров. Глядя на то, с каким энтузиазмом все подошли к делу, хочется верить, что удовольствие от работы было получено всеми участниками. Свои впечатления об увиденном на обсуждении высказали как зрители, так и театральные критики — Олег Лоевский (он был ещё и куратором лаборатории) и Екатерина Рябова.
Участники лаборатории:
- Андрей Цисарук (Москва) — С. Баженова «Герб города Эн»,
- Пётр Незлученко (Березники) — Д. Богославский «Любовь людей»,
- Артём Устинов (Самара) — Д. Данилов «Свидетельские показания»,
- Сергей Тонышев (Москва) — И. Вырыпаев «Пьяные».
С 17 августа начал полноценно работать новый сайт театра. Удобный, информативный, обладающий стильным современным дизайном — он пришёлся по душе как работникам, так и зрителям театра. Разработка и наполнение сайта стали совместным трудом сотрудников театра и программиста Андрея Радостева, были проведены полностью своими силами в Кудымкаре.
С 1 сентября на территории России начала действовать культурная программа для молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет «Пушкинская карта». Коми-Пермяцкий национальный драматический театр присоединился к участию в программе. Согласно условиям, картой можно было оплатить посещение культурных мероприятий проходящих по всей стране, будь то музей, театр или другое учреждение культуры. Номинал карты в 2021 году — 3000 рублей. Отличная возможность для молодёжи. Государство заботится о досуге и развитии своих граждан, почему бы не воспользоваться этим?
10 сентября театр поздравил с юбилеем Галину Кудымову — одну из самых популярных и титулованных актрис коми-пермяцкой сцены. Цитата из статьи театрального критика и театроведа Владиславы Куприной, посвящённой Галине Кудымовой: «Порой кажется, в Кудымовой вообще нет нервов, неврозов, конвульсий, всего того, без чего невозможно представить себе человека сегодня. Она стоит на земле крепко, питаясь её соками, питаясь её мудростью и мудростью сотен поколений женщин, живших здесь до неё».
В этот же день Юлия Александровна Беляева назначена на должность главного режиссёра театра. До этого она в течении года была исполняющей обязанности главного режиссёра.
15 сентября был открыт 91-й театральный сезон. На большой сцене состоялся премьерный показ спектакля «Игроки» по комедии Н. Гоголя. Над спектаклем работали режиссёр Алексей Золотовицкий (Москва) и главный художник театра Любовь Мелехина. В спектакле в живом исполнении звучит специально созданная для него музыка, написанная композитором Артёмом Клименко (Москва), участником группы «АлоэВера».
«Я обожаю Гоголя, вырос, можно сказать, на его произведениях — говорит режиссёр Алексей Золотовицкий. — «Игроки» сложная пьеса, непонятно про что она, нужно додумывать. Мы с артистами хотели пойти от игровой природы, которая заложена автором. Не пытались специально делать «смешное», но так выходит. Просто это мой взгляд на те произведения, с которыми работаю».
19 сентября 2021 года исполнилось 90 лет назад как было принято в эксплуатацию первое здание Коми-Пермяцкого театра. Сегодня мы официально считаем эту дату днем основания театра.
Со 2 октября начались занятия в детской театральной студии «Мастерская» при театре (художественный руководитель — Ю. Беляева, куратор — Т. Климова).
4 октября в фойе большой сцены открылась выставка деревянной скульптуры актёра и режиссёра Станислава Мещангина. Для Коми-Пермяцкого театра Станислав Мещангин — целая эпоха. Он начал работать в театре в 1971 году, после окончания Свердловского театрального училища. Многие до сих пор помнят его яркие актёрские работы, но наиболее известен он как режиссёр. Его легендарные «Гузи да Мези», «Уйди-уйди» до сих пор в репертуаре. Эти постановки хорошо известны не только в Кудымкаре, они были показаны на многих престижных фестивалях и получили признание критиков.
Станиславу Андреевичу, как и художникам Эпохи Возрождения, всегда было тесно в рамках одного вида искусства. На протяжении многих десятков лет он создавал галерею образов в деревянной скульптуре. Лица «дышат родной землёй», пробиваясь из старых корней и засохших коряг. Многие работы выполнены в технике корнепластики — мастер несколькими движениями резца лишь помогает природе выявить форму, не трогая её естественной красоты.
«Станислав Мещангин находит свой неповторимый язык пластической формы. В некоторых работах он по-детски наивен, а порой философски глубок и метафоричен. Зритель без труда узнает героев местных преданий, а возможно в этих причудливых и смешных портретах увидит себя или соседа по улице!» — говорит главный художник театра Любовь Мелехина.
Открытие выставки приурочено к старту III Межнационального театрального фестиваля «Сообщение». В дни проведения фестиваля выставка была доступна всем желающим.
9 октября на большой сцене театра состоялась премьера пластического спектакля «Зарни Инь. Золотая Баба». Показ прошёл в рамках внеконкурсной программы фестиваля «Сообщение». Над спектаклем работала режиссёр Ирина Ткаченко (Пермь). Оформлением занималась главный художник театра Любовь Мелехина. Автор пьесы — драматург Наталья Макарова (Пермь), в спектакле звучит специально созданная для него музыка, написанная композитором Юлией Колченской (Санкт-Петербург). Консультант спектакля — краевед и историк из села Большая Коча Василий Гагарин. В масштабной работе занята почти вся труппа театра.
Пера, один из главных героев коми-пермяцкого эпоса, предстаёт в виде юноши, одинокого и потерянного. В своём путешествии он встречает Зарань, юную девушку, которая помогает ему и указывает путь. Пере предстоит столкнуться с опасностью, пройти тяжёлое испытание и научиться самопожертвованию. Современность и легендарные времена в спектакле сливаются воедино. Народ переживает большое зло, но воссоединяется и становится счастливым.
Ксения Отинова, артистка театра, исполнительница роли Зарани:
«Очень волнительно — это моя первая работа на большой сцене театра и первая работа на коми-пермяцком языке. Настолько огромная ответственность, что боюсь, как бы меня, маленькую, этой ответственностью не придавило. Столько сил и энергии прилагается всей нашей труппой! Всё для того, чтобы вновь ожили герои наших легенд, и ожила эта история».
«Не стоит ждать дословного пересказа мифов или исторической точности, — говорила Ирина Ткаченко. — Мы сделали фэнтези, вдохновлённое коми-пермяцкими легендами и преданиями». «Хотелось сделать упор на метафоричность и условность пространства. При этом особое значение имеет цвет и сложные фактуры декораций и костюмов», — добавляет Любовь Мелехина.
С 9 по 14 октября в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре прошёл III межнациональный театральный фестиваль «Сообщение». В Кудымкар приезжали театры из Татарстана, Башкирии, Воронежа, а также пермский театр «У моста».
Тема фестиваля — «Время выбора». Чем сегодня живёт национальный театр, что волнует его зрителя? Времена не выбирают. А жизнь?.. Готовы ли мы к разговору об испытаниях, выпавших на судьбу конкретного человека, народа, нации — вместе поразмышлять о героизме и предательстве, как неизбежных спутниках жизни, о выборе пути преодоления, о жизни после испытаний. Как сохранить в себе человека?
Представленные на фестивале спектакли:
— Коми-Пермяцкий национальный драматический театр, спектакль «Зарни Инь. Золотая Баба» (внеконкурсная программа);
— Буинский государственный драматический театр (Республика Татарстан, г. Буинск), спектакль «Шобага» (Жребий);
— Буинский государственный драматический театр (Республика Татарстан, г. Буинск), спектакль «Барыня» (внеконкурсная программа);
— Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури (Республика Башкортостан, г. Уфа), спектакль «Амеля»;
— Коми-Пермяцкий национальный драматический театр, спектакль «Войцек»;
— «Никитинский театр» (г. Воронеж), спектакль «Чернобыльская молитва»;
— Пермский театр «У моста», спектакль «Мачеха Саманишвили».
Второй фестиваль, прошедший в 2019 году, собрал на кудымкарской сцене очень разные театры, и все они стали открытием для нашего зрителя. Фестиваль стал большим событием для города и, конечно, нашего театра. Подобного рода фестивали — это возможность понять суть происходящих театральных процессов, определить своё место в контексте развития театрального движения в России.
Итоги фестиваля:
- Гран-при III межнационального фестиваля «Сообщение» — спектакль «Шобага» («Жребий»), Буинский государственный драматический театр;
- Приз за Лучшую мужскую роль — Виталий Вычигин за роль Войцека в спектакле «Войцек», Коми-Пермяцкий национальный драматический театр;
- Приз за Лучшую женскую роль — Гульнара Казакбаева за роль Амели в спектакле «Амеля», Башкирский академический театр драмы имени М. Гафури;
- Специальный приз жюри — Антон Фёдоров, режиссёр и художник спектакля «Королевство кривых», Альметьевский драматический театр;
- Специальный приз жюри — Наталья Наумова, режиссёр мультимедиа спектакля «Чернобыльская молитва», Никитинский театр (г. Воронеж);
- Специальный приз жюри — Валерия Симакова за роль Марии в спектакле «Войцек», Коми-Пермяцкий национальный драматический театр;
- Специальный приз от Ассоциации театральных критиков — режиссёр Тимур Кулов за постановку спектакля «Шобага» («Жребий»), Буинский государственный драматический театр.
А еще в октябре нас ждало интересное открытие в запасниках пошивочного цеха… Там хранятся сотни и даже тысячи костюмов. И это неудивительно, за 90 лет поставлено более 800 спектаклей. Среди этого наследия всегда выделялись несколько очень ветхих костюмов. Не сказать, что они очень хорошо сшиты, скорее наоборот, внутренняя обработка и крой больше похожи на любительское исполнение, но вот сама ткань и отделка! Уж очень они богато и искусно сделаны и часто с определенной символикой… Так бы и осталось происхождение этих нарядов загадкой, если бы не нашёлся один документ из 1930-х годов, в котором зафиксирован факт передачи театру права владения имуществом церкви для создания костюмов. Дословная цитата: «Передать для нужд театра необходимое количество парчовых и матерчатых изделий».
Костюмы эти «проработали» десятки лет, кочевали из спектакля в спектакль, создавали ту самую «магию сцены», когда забываешь обо всём и погружаешься в реальность спектакля. Сейчас мы можем только догадываться о том, что стало с теми священнослужителями, чьи облачения были перешиты театральными швеями. Но возможно, что зайдя однажды на склад, мы услышим тихую молитву о том, чтобы ужасы репрессий не повторились…
Ещё в октябре Коми-Пермяцкий национальный драматический театр со спектаклем «Медной горы хозяйка» принял участие в IV Международном большом детском фестивале, который проходил с 1 сентября по 12 ноября в Москве и Санкт-Петербурге.
Основная идея фестиваля — собрать лучшее, что делается для детей и юношества в самых различных жанрах перформативного искусства. В программе были представлены спектакли, цирковое шоу, кино- и анимационные фильмы и литературные произведения для детей и юношества. Также на фестивале проходили дискуссии и питчинги, адресованные зрителям — детям, подросткам и их родителям, а так же профессионалам всех видов искусств, создающих проекты для юной аудитории.
Сергей Безруков, художественный руководитель фестиваля:
— Процесс культурного воспитания должен проходить с удовольствием, поэтому для программы мы отбираем всё самое интересное, нескучное, актуальное. Ноу-хау нашего фестиваля — это детское жюри. Выбирать лучших из лучших будут те, ради которых это искусство и существует, ради кого мы стараемся — сами дети. В этом году в жюри 27 ребят от 6 до 16 лет.
Всего на фестиваль подано 460 заявок из 15 стран — рекордные цифры. Итог отбора — в афише фестиваля 40 спектаклей из 24 городов. Наш театр представил свой спектакль «Медной горы хозяйка» 26 октября на большой сцене Московского Губернского театра.
Владислава Куприна, театральный критик:
— «Медной горы хозяйка» — хорошая бесшовная история, где много всего и это работает (сочетание традиционные сказки, интернет-культуры и современных трендов). В этом спектакле всё построено на парадоксах, не знаешь, что будет за поворотом.
Над спектаклем работала режиссёр Юлия Беляева. Оформлением занималась главный художник театра Любовь Мелехина. Балетмейстер — Анастасия Радостева, композитор — Николай Бабич.
Из отзывов. Театровед, заведующая литературной частью Российского Академического Молодёжного Театра Мила Денёва о спектакле «Медной горы хозяйка», показ которого состоялся в рамках IV Международного большого детского фестиваля.
«Медной горы хозяйка» режиссёра Юлии Беляевой на Большом детском фестивале — это как если бы Павел Бажов был блогером-инфлюенсером. Вот такие бы песни под баян, балалайку и битбокс, вот такие бы лаконичные пляски он в сеть запиливал.
Из полутора страниц текста Бажова выпускница Хейфеца и уже второй сезон главный режиссёр Коми-Пермяцкого театра Юлия Беляева берёт сюжет: не путать с Данилой-Мастером из «Каменного цветка», здесь любовный треугольник Настенька-Степан-Хозяйка. Добавляет коми-пермяцкого колориту: шахтёров в оранжевых жилетах с тачками. И под заголовком «sound-эпос» сочиняет новый русский фольклор, бойкий и заразительный ремикс из массовой культуры. Сочиняет буквально: дописывает текст, изобретает цветистую музыкальную партитуру, вводит дополнительных персонажей (стая брутальных ворон под предводительством примы труппы Галины Кудымовой — такой аналог стаи Бабок-Ёжек из мультика)».
Самое, пожалуй, важное в этом показе то, что он пришелся по душе главной целевой аудитории фестиваля — детям. Ещё долго после окончания фестиваля в театр приходили письма и видеоролики с благодарностями от них.
В ноябре стало известно, что спектакль «Войцек» Коми-Пермяцкого драматического театра вошёл в лонг-лист главного театрального фестиваля России «Золотая маска». По мнению экспертного совета, «Войцек» вошёл в список самых заметных постановок страны в театральном сезоне 2020–21 годов.
Спектакль поставлен режиссёром Юлией Беляевой по пьесе немецкого драматурга Георга Бюхнера. Сценография и костюмы — Любовь Мелехина. В основе — реальная история лейпцигского цирюльника Иоганна Христиана Войцека, казнённого за убийство своей возлюбленной. Это спектакль о крушении романтического идеала, разочаровании, осознании того факта, что за пределами телесности и чувственных удовольствий нет ничего.
Формируя лонг-лист, эксперты просмотрели в театрах и на видеозаписи 1165 спектаклей. В список включено 87 спектаклей драматических театров и 44 постановки музыкальных театров России.
С 14 по 22 ноября в Пермском крае прошел ХVI театральный фестиваль-конкурс «Волшебная кулиса». Зрителям были представлены 17 самых заметных премьер двух последних театральных сезонов Прикамья. Коми-Пермяцкий театр участвовал со спектаклями «Медной горы хозяйка» и «Войцек». Фестиваль традиционно проводится один раз в два года и призван представить наиболее значительные премьеры двух последних сезонов профессиональных театральных коллективов Прикамья.
«Волшебная кулиса» — продолжение традиционного ежегодного фестиваля «Пермская театральная весна» (впервые организована в 1948 г., в 2021 г. прошла в 73-й раз), когда ведущие театральные критики оценивают новые спектакли краевых театров и выбирают наиболее заметные постановки. Критики были сформированы в небольшие «бригады», каждая из которых выезжала на показы и закрытые для публики обсуждения на труппе. Среди критериев отбора — экспериментальный характер постановок; высокий зрительский рейтинг и активная занятость в спектакле творческой молодёжи. Таким образом экспертам показали 51 спектакль 12 театров Прикамья. В шорт-лист попало 17 спектаклей от 11 театров.
«Сезоны 2019, 2020 и 2021 годов из-за пандемии и известных ограничений были непростыми для всех театров. Но наши творческие коллективы не останавливали свою работу и многие выпустили за эти сезоны по 5, а то и по 10 премьер, — говорил заместитель председателя Пермского отделения СТД РФ Сергей Баракин, — Поставить абсолютно все премьеры в конкурсную афишу «Волшебной кулисы» невозможно. Эксперты выбирали не столько самые лучшие, сколько самые неожиданные и яркие с точки зрения художественного высказывания постановки. Мы хотели наиболее полно показать некий срез театральной жизни нашего края и тем самым повлиять на развитие этого искусства в Прикамье».
А 22 ноября в Перми были подведены итоги фестиваля-конкурса «Волшебная кулиса». По решению жюри, в которое вошли известные театральные критики: Евгения Тропп, Татьяна Тихоновец, Мария Сизова и Анна Иванова-Брашинская, Коми-Пермяцкий театр победил в семи номинациях:
- Лучший спектакль малой формы — «Войцек», режиссёр — Юлия Беляева;
- Лучший спектакль для детей — «Медной горы хозяйка», режиссёр — Юлия Беляева;
- Лучшая режиссёрская работа — Юлия Беляева за постановку спектаклей «Войцек» и «Медной горы хозяйка»;
- Лучшая роль молодой актрисы — Анна Окулова за исполнение роли Насти в спектакле «Медной горы хозяйка»;
- Лучшая роль молодого актёра — Виталий Вычигин за исполнение роли Войцека в спектакле «Войцек»;
- Лучшая эпизодическая женская роль — Галина Кудымова за исполнение роли Главной вороны в спектакле «Медной горы хозяйка»;
- Лучшая работа художника по костюмам — Любовь Мелехина за работу в спектаклях «Войцек» и «Медной горы хозяйка».
Театральный критик Татьяна Тихоновец поделилась своими впечатлениями об итогах XVI краевого фестиваля-конкурса «Волшебная кулиса»: «…Были отличные спектакли. Было много открытий. Была радость за то, что два прекрасных театра — Лысьвенский театр имени Анатолия Савина и Коми-Пермяцкий национальный театр находятся в надёжных женских руках. В Лысьвенском — главный режиссёр Вера Попова, а в Коми-Пермяцком — Юлия Беляева. Эти две девушки ещё покажут себя! На этом фестивале количество наград, которые получили коми-пермяки, зашкаливает. И ведь всё по-честному. Мы тщательно сравнивали всё со всем и со всеми. Но театр из Кудымкара не впервые оказался намного сильнее и пермских и других театров края…»
23 ноября на малой сцене театра состоялась премьера спектакля по мировому бестселлеру Гюса Кёйера «Книга всех вещей».
— Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
— Счастливым человеком, — уверенно отвечает девятилетний Томас. Он часто видит то, чего не видят другие — тропических рыбок в городских каналах, красоту Элизы, девушки с кожаной ногой, доброту старушки-соседки, которую все считают ведьмой. И Иисуса, с которым он любит поболтать. Но кроме этого, он видит, как отец бьёт мать, и даже Иисус здесь бессилен. Но благодаря близким людям и собственной смелости Томас понимает: нужно перестать бояться, чтобы стать счастливым.
Постановочная группа: режиссёры — Мария Сапижак (Санкт-Петербург), Юлия Беляева, художник — Александра Першай (Санкт-Петербург), инсценировка — Юлия Беляева, Мария Сапижак (Санкт-Петербург), хореограф — Анастасия Радостева, ассистент хореографа — Виталий Вычигин, художник по свету — Валерий Щербинин, видеохудожник — Михаил Купрыгин (Березники), музыкальное оформление — Евгений Климов.
К 90-летию народного артиста РСФСР Владимира Гуляева, к 90-летию Коми-Пермяцкого театра Ниной Голевой, а также художественным объединением «Вӧрмӧс» Обществом радетелей коми-пермяцкого языка и литературы «Югӧр», «Кинолабораторией «Коми-пермяки. Время пересматривать» и при поддержке Министерства культуры Пермского края был создан документальный фильм под названием «Театр Владимира Гуляева». Это история человека, создавшего в истории культуры коми-пермяков целую эпоху под названием «Театр Гуляева». Это история жизни творца, взявшего на себя большую миссию. Это невероятный успех и обратная сторона его — цена. Премьера фильма состоялась в декабре.
Насыщенный фестивальный год Коми-Пермяцкий драматический театр завершил гастролями в Губахе. На фестивале «Камский», который проходил с 1 по 5 декабря, на сцене ДК «Энергетик» театр представил спектакль режиссёра Анны Бессчастновой по произведениям И. Тургенева «Муму» и «Собака». Для зрителей это была возможность по-новому взглянуть на знакомую историю. Особенностью постановки стало то, что наравне с живыми артистами там играют куклы.
8 декабря театр посетил известный путешественник из Греции Димитрис Георгиадис. Он приехал в Прикамье со своей съёмочной командой, чтобы снять цикл передач «Ехал Грека… Урал».
Неожиданно в Кудымкаре произошла встреча однокурсников ГИТИСа: Димитриса и Юлии Беляевой, главного режиссера Коми-Пермяцкого национального драматического театра. В театре Димитрис сразу попал на репетицию и получил роль, между прочим, со старожилами театра! Потом познакомился с группой̆ «Шай Май» и молодыми артистами.
10 декабря исполнилось 40 лет с выхода Указа за подписью Леонида Брежнева о награждении Коми-Пермяцкого театра орденом «Знак Почёта».
«За заслуги в развитии советского театрального искусства наградить Коми-Пермяцкий окружной драматический театр имени А. М. Горького орденом «Знак Почёта».
Цитата из газеты «По ленинскому пути», прокомментировавшая вручение награды:
«Радостная весть пришла в округ. Эту радость за творческий коллектив, гордость за его успехи разделяют все труженики округа, ведь театр наш всегда «на колёсах», он побывал в большинстве посёлков, сёл и деревень края, он понятен и близок коми-пермяцкому народу, потому что его истоки — в народе.
Мы любим наш театр за верную интерпретацию классических пьес и пьес советских авторов, за пропаганду коми-пермяцкой культуры и искусства, за постановку на сцене пьес коми-пермяцких драматургов, за беззаветное служение своему народу.
Мы поздравляем с большой правительственной наградой весь коллектив, от директора до рабочего вспомогательного цеха, мы поздравляем его ветеранов и горячо желаем актёрам, режиссёрам, художникам, рабочим ещё больше творческих успехов!»
Коми-Пермяцкому национальному драматическому театру исполнилось 90 лет. В честь юбилея 11 декабря в театре состоялся праздничный вечер.
В зрительном зале собрался коллектив, близкие друзья театра и коллеги. Коллектив поздравили музыкант Пётр Дранга, актриса и певица Валерия Ланская, ансамбль «Солнечная Радуга». Ведущим вечера был российский фигурист, заслуженный мастер спорта России, олимпийский чемпион Алексей Ягудин.
Кроме того, состоялась церемония чествования сотрудников театра наградами разных уровней. Всего отмеченными оказались 34 человека. Так, почётной грамотой Правительства Пермского края был награждён директор театра, заслуженный работник культуры РФ Анатолий Четин. Благодарность Правительства Пермского края получили заместитель директора по организации зрителя Татьяна Климова и артист Анатолий Попов.
17 декабря пришла новость, что не стало артистки, ветерана Коми-Пермяцкой сцены Альбины Васильевны Крохалёвой…
Альбина Васильевна была из актёрской семьи, её родители — Екатерина Ивановна Сакулина и Василий Иванович Нешатаев — выпускники первой национальной студии, оба из числа основателей и родоначальников театра. Окончив среднюю школу № 2 в 1955 году, она поступила работать в театр, во вспомогательный состав. Начала с небольших ролей, научилась вести спектакль как помощник режиссёра, быть суфлёром. Молодая актриса серьёзно относилась к своим ролям. Налицо был талант. В спектаклях «Лунная соната» и «Барабанщица» сыграла мальчишек: Костю Лютикова и Эдика, в спектакле «Власть тьмы» — девочку Анютку.
Она мечтала получить актёрское образование, и случай представился: в 1962 году народное образование Коми округа выделило театру две путёвки для поступления в Ленинградский государственный институт культуры им Н. К. Крупской. Сдавать экзамены поехали две актрисы — Альбина Нешатаева и Галина Вавилина. Обе поступили, Альбина была зачислена на I курс к мастеру А. Н. Чистякову. Годы учёбы в Ленинграде оказались хорошей школой: посещение лекций, музеев, работа над отрывками, практические занятия, подготовка к экзаменам в Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, просмотр спектаклей в театрах.
В 1966 году после окончания института культуры Альбина Нешатаева вернулась в Коми-Пермяцкий драмтеатр, где уже работали выпускники ЛГИТМиК, молодые специалисты, на три года ранее окончившие театральный институт. В театре она познакомилась с артистом Николаем Крохалёвым, дружба переросла в любовь, родился сын Александр. Супруги Крохалёвы прожили вместе 50 лет. Альбина Васильевна за годы работы в театре заявила о себе как характерная актриса, ею сыграно более ста ролей. Среди зрителей всегда немало было поклонников её творчества, в каждой роли она находила свой неповторимый характер.
В декабре главный режиссёр Коми-Пермяцкого драматического театра Юлия Беляева была выдвинута в номинанты премии «Человек года – 2021» по версии радиостанции «Эхо Москвы в Перми». Как отметили на радиостанции, Юлия Беляева представлена в номинации «Культура» за новый прорыв и яркое участие театральной труппы Кудымкара на российской театральной сцене.
24 декабря в «Петербургском театральном журнале» написали об участии Коми-Пермяцкого театра в фестивале «Волшебная кулиса – 2021».
«Порадовало сегодняшнее состояние двух театров Пермского края — Лысьвенской драмы и Коми-Пермяцкого национального театра в Кудымкаре. Не так давно в этих театрах появились главные режиссёры — Вера Попова и Юлия Беляева, и уже сейчас понятно, что каждой из них удалось установить очень плодотворный контакт с труппой, сделать несколько удачных репертуарных шагов. Лучшим спектаклем малой формы жюри «Волшебной кулисы» признало кудымкарского «Войцека», и, кроме того, коми-пермяки увезли с собой еще целую охапку наград. «Медной горы хозяйка» Беляевой — «лучший спектакль для детей», «лучшая режиссура» — Юлия Беляева (за два спектакля), «лучший художник по костюмам» — Любовь Мелехина (за два спектакля), лучшие роли молодых артистов (и путёвка от СТД на фестиваль «Золотая Маска») — Анна Окулова (Настя в «Медной горы хозяйке») и Виталий Вычигин (Войцек), лучший эпизод — Галина Кудымова, Главная Ворона в «Медной горе…».
25 декабря на большой сцене театра состоялась премьера спектакля по мотивам сказов П. Бажова «Малахитова шкатулка», продолжение прошлогодней «Медной горы хозяйки». Со времён событий «МГХ» прошло время. В рабочем посёлке подрастает дочь Степана и Насти. Удивительным образом девочка больше похожа на… Найдёт ли дочь свою настоящую мать? Что при этом будет с горой? Возведёт ли императрица завод на её месте? И, наконец, что же «запоёт» народ при встрече с самой Хозяйкой?
Постановочная группа: режиссёр, автор инсценировки — Юлия Беляева, художник — Любовь Мелехина, балетмейстер — Анастасия Радостева, художник по свету — Валерий Щербинин.
29 декабря на малой сцене театра состоялась премьера спектакля по сказкам С. Козлова «Йожикина Йолка». Что такое чудо? Это когда Ёжик превращается в новогоднюю ёлку, а Ослик шьёт волшебную шубу. Чудо — это когда бабушка тихонько поёт любимую песню, а твоя другая бабушка отплясывает так, что люстра позвякивает своими блестящими камушками. Что такое мечта? Это когда самый дорогой человек пьёт с тобой чай и слушает тишину, а дедушка выходит к вам на крыльцо и садится рядом. Что такое потеря? Это когда Дед Мороз уходит из леса, без следов, а ты не успел попрощаться. Что такое утешение? Это когда Белочка учит протирать звёзды, чтобы не сбить их с неба, а у тебя не выходит, но никто не сердится. Что такое страх? Это когда твой лучший друг пропадает в Незамерзающем ключе, а ты его отпаиваешь грибным бульоном — это уже забота, которая так нужна каждому: и маленькому, и большому, даже дедушке, даже бабушке.
Постановочная группа: режиссёр, автор инсценировки — Юлия Беляева, художник — Любовь Мелехина, балетмейстер — Анастасия Радостева, художник по свету — Валерий Щербинин.
Уходящий 2021 год был непростым: ограничения, QR-коды, продолжающийся кризис и пандемия. Но и в нём у каждого из нас случилось много приятных и счастливых моментов, которые придавали сил и помогали с оптимизмом смотреть в будущее.
В новогодние праздники, воспринимающиеся большинством как время отдыха и постновогодней неги, театр продолжал работать. В рамках новогодней кампании, с 25 декабря по 9 января, в театре было сыграно 29 спектаклей для 6580 зрителей!
10 января в Петрозаводске (Республика Карелия) состоялась учредительная конференция Ассоциации национальных театров России. Вместе с Коми-Пермяцким театром в её состав вошёл 31 театр из национальных республик и регионов России.
«Создание объединения национальных театров — важнейшее событие для российского театрального сообщества, для культурной сферы России. Вопрос создания Ассоциации — это вопрос государственный, речь идёт о сохранении и развитии национальной культуры и языка. Именно национальные театры хранят уникальные народные традиции и многообразие театральных языков», — рассказал Валерий Фокин, директор Александринского театра.
В январе 2022 года исполнилось 400 лет со дня рождения великого французского драматурга Жана-Батиста Мольера. Один из самых востребованных авторов за всю историю нашего театра! Его ставили 14 раз:
• «Проделки Скапена» — 3 раза,
• «Жорж Данден» — 3 раза,
• «Лекарь поневоле» — 3 раза,
• «Тартюф» — 2 раза,
• «Мнимый больной», «Мещанин во дворянстве», «Скупой» — по 1 разу.
Известно высказывание театрального критика и театроведа Татьяны Тихоновец о том, что «драматургия Мольера очень близка лукавой, смешливой натуре коми-пермяков». Парадоксально, но факт.
В начале февраля кудымкарские артисты Эдуард Щербинин, Анатолий Радостев, Василий Макатерский, Вера Чугайнова и диктор синхронного перевода Алексей Никулин работали в Москве на озвучке фильма «Сердца Пармы».
Фильм «Сердце Пармы» — это история противостояния двух миров: Великого Московского княжества и уральской Пармы, древних пермских земель, населенных язычниками. Здесь столкнутся герои и призраки, князья и шаманы, вогулы и московиты.
14 февраля день рождения заслуженного работника культуры РСФСР Геннадия Павловича Попова, талантливейшего бутафора, долгие годы проработавшего в Коми-Пермяцком драматическом театре. Его не стало в 1997 году, но в театре его по сию пору поминают добрым словом.
Геннадий Павлович родился в Кудымкаре в 1932 году. В театре он начинает работать сразу после школы, в качестве электроосветителя. Не самая простая работа, учитывая, что кроме знания техники нужно обладать определённым художественным чутьём. Но в истории театра Геннадий Попов известен, в первую очередь, как бутафор, обладавший невероятным талантом и продуктивностью.
Порядка 30 лет он трудится в качестве старшего бутафора, и долгое время умудряется выполнять весь объём работы цеха в одиночку! Это в условиях, когда оборудование несовершенное, материалы скудные, а практически весь реквизит на спектакли подаётся бутафорский. Специалист железной дисциплины и неукоснительного выполнения своих обязанностей, он работал без суеты и спешки, спокойно, уверенно, результативно. Немногословный, закрытый, Геннадий Павлович, тем не менее, со всеми в театре поддерживал уважительно-деловые отношения и никогда не отказывал в помощи.
К нему многие обращались за помощью и вне театра. Серёжки подклеить, диван отремонтировать, замок починить … Он не отказывал никому, помогал и всегда делал это бескорыстно. Нам сегодня это трудно понять. Но уж таков он был — Геннадий Павлович Попов, оставшийся в долгой истории театра как один из его ключевых творцов.
В середине марта в паркетном зале КДЦ состоялось культурно-просветительское мероприятие «Диалог: литература для молодёжи». «Диалог» — это цикл мероприятий, предполагающий встречи молодого поколения с интересными, именитыми, медийными личностями Кудымкара, профессионалами и знатоками своего дела.
Экспертом и гостем программы стала Юлия Беляева — главный режиссёр Коми-Пермяцкого национального драматического театра. В своём выступлении Юлия затронула такие темы, как:
- «Нечитающая молодежь: правда или миф»,
- «Темы авторов-классиков и авторов-современников: сходство и различия»,
- «Отражение литературы в художественных средствах театра»,
а также провела тренинг, в рамках которого все желающие смогли почувствовать себя начинающими авторами. Зрители — студенты и старшеклассники отметили, что такие мероприятия представляют для них огромных интерес.
С 28 марта по 1 апреля в нашем театре в 74-й раз прошел краевой фестиваль «Театральная весна», где были показаны премьерные постановки последних двух сезонов. Вместе со зрителями спектакли смотрели опытные критики, театроведы и педагоги: Павел Руднев (Москва), Александр Вислов (Москва) и Сергей Баракин (Пермь). Самые знаковые постановки были рекомендованы для участия в театральных фестивалях России.
20 марта 95 лет со дня рождения Василия Климова. Василий Васильевич Климов — писатель, поэт, драматург, фольклорист, член Союза писателей РФ, заслуженный работник культуры РФ, почётный гражданин Коми-Пермяцкого округа.
Наследие Василия Климова включает многочисленные сборники стихов на коми-пермяцком и русском языках, книги рассказов, роман, двухтомник фольклора, драматургические произведения. Его творчество широко известно за пределами нашего края. Произведения писателя читают и изучают в школах многих финно-угорских регионов России.
24 марта в большом фойе нашего театра открылась новая фотовыставка. Она посвящена юбилею артиста, ветерана театра Николая Софронова.
Софронов Николай Егорович родился в 1942 году в Кудымкаре. В 1966 году был приглашён во вспомогательный состав Коми-Пермяцкого театра. Свою первую роль — Тимоши, он сыграл в спектакле по пьесе Н. Бормотова «Роднöй ныв» (Родная дочь). Всего на сцене им исполнено более 100 ролей. За роль Бобыля награждён дипломом Министерства культуры России и Всероссийского театрального общества. Сейчас Николай Егорович на заслуженном отдыхе, но он не пропускает ни одну премьеру, постоянно следит за творческой жизнью театра. На открывшейся выставке представлены сцены из знаковых спектаклей, фотографии из семейной жизни.
27 марта на большой сцене театра состоялась премьера спектакля по повести Ф. Достоевского «Дядюшкин сон», приуроченная ко Всемирному дню театра.
Князь, престарелый казанова, приезжает в губернский город и производит фурор в местном обществе, после чего одна из губернских дам, женщина хитрая и расчётливая, решает женить князя на своей дочери, юной красавице. И пусть жених стар — зато богат, поэтому для бесприданницы он — выгодная партия. Мать грезит об этом браке, как и князь, но сбудутся ли грёзы..?
Постановочная группа: режиссёр — Юлия Беляева, художник — Любовь Мелехина, балетмейстер — Анастасия Радостева.
Ещё в этот праздничный день в театре состоялось вручении премии «Золотой гвоздь сезона». В этом году она впервые досталась трём актёрам. Ежегодно в Международный день театра проходит церемония вручения независимой актёрской премии «Золотой гвоздь сезона». Она подводит итоги среди актёрских работ за прошедший год, победителя голосованием выбирает вся труппа. Помимо финансовой награды, лауреату вручается и «духовный артефакт» — настоящий гвоздь из сцены старого здания театра.
В этом году по итогам голосования премия присуждена трём актёрам: Анастасии Утробиной за роль Анны Павловны в спектакле «Шутники» А. Островского, Галине Кудымовой за роль Утешительной в спектакле «Игроки» Н. Гоголя и Сергею Лизнёву за роль Томаса в спектакле «Книга всех вещей» Г. Кёйера.
С 5 по 10 апреля в нашем театре для артистов проходило обучение уникальной технике актёрской эксцентрики. 10 апреля состоялось открытое финальное занятие, куда могли попасть все желающие.
Художественный проект «Импрессивная клоунада» придумали Илья Боязный и Олег Билик в 2018 году с целью развития современной физической комедии и театральной клоунады в России. Проект создаёт спектакли и перформансы в разных видах, формах, пространствах. Обучает клоунаде на курсах и тренингах.
Технология той игры и клоунады, которой обучали в ходе мастер-классов, строится на постулате, что для игры, для качественного взаимодействия, годятся только подлинные эмоции. Те эмоции, которые человек испытывает в данный момент. Не те эмоции, которые он придумал, а те, которые испытывает на самом деле.
Олег Билик, преподаватель техники импрессивной клоунады:
— Если я учитель, я могу подойти к ребёнку, и он об этом знает. Но, может быть, он не хочет, чтобы к нему подходили? И артист, например, в театре, подходит. Я разный в зависимости от того, что я испытываю. И дети это считывают на раз. Если я прихожу, и бодрым-бодрым голосом говорю: «Какие хорошие детки! Как я рад вас видеть!», — то они просто испугаются. А если я в дурном настроении и говорю: «Какие противные дети. Я не хочу с ними играть, я хочу тут лежать один», — то они включаются в эту игру. А если я приду в по-настоящему хорошем настроении, то они тоже это поймут, и тоже включатся.
В конце марта на малой сцене Александринского театра Санкт-Петербурга прошла серия премьерных показов спектакля «Шиле». Сценографией и костюмами занималась главный художник Коми-Пермяцкого национального драматического театра Любовь Мелехина.
Спектакль поставил режиссёр Театра Ненормативной пластики Роман Каганович, в рамках программы по поддержке негосударственных театральных коллективов «7 ярус».
В основе спектакля — пьеса Анастасии Букреевой об одном из самых ярких представителей австрийского экспрессионизма Эгоне Шиле.
Любовь Мелехина, главный художник Коми-Пермяцкого театра:
— Всегда рада работе с Романом и его командой, это уже родные для меня люди. И кто-то же должен привозить пистики в Питер. Пусть у спектакля будет счастливая судьба!
Роман Каганович в 2005 году окончил СПбГАТИ по специальности «актёр драматического театра и кино». В 2012 году создал независимый Театр Ненормативной Пластики. На сцене Коми-Пермяцкого театра поставил два спектакля: «Парень, которому немного повезло» по пьесе К. Гашевой (2014 год) и «Васса Железнова» по М. Горькому (2018 год).
Александринский театр — старейший национальный театр России, учреждён Сенатским Указом от 30 августа 1756 года. Он стал прародителем всех Российских театров, а дата его основания — Днём рождения Русского профессионального театра.
16 апреля на малой сцене театра состоялась премьера пластическо-поэтического спектакля по мотивам поэмы М. Горького «Девушка и Смерть». Постановочная группа: режиссёр-хореограф — Анастасия Радостева, второй режиссёр — Юлия Беляева, художник — Любовь Мелехина, художник по свету — Валерий Щербинин.
Постановка повествует о Девушке, отправленной на встречу со Смертью оскорблённой ею царицей. Не видя за собой вины, Девушка оправдывается перед Смертью и просит разрешения в последний увидеться с любимым. Что же решит Смерть?..
«О постановке собственного пластического спектакля я мечтала очень давно. В прошлом году, работая в Лысьвенском театре, я всё-таки решилась и поставила пластический спектакль «Soltanto mia» («Только моя»). Он хорошо был принят зрителем. Вернувшись в Кудымкар и зная о том, что у нас не только поющая, но и танцующая труппа, мне захотелось снова поставить пластический спектакль на родной сцене, но уже совершенно на другую тему, с другой философией и, конечно, другой пластикой. Пластический театр — это театр ощущений, где каждый может понять транслируемые эмоции. Актёры стараются «дотянуться» до зрителя, как и в классическом театре, своей энергетикой, только используют для этого не голос, а тело. И мне очень хочется, чтобы зритель пришёл подготовленным, прочёл эту небольшую поэму», — рассказала Анастасия Радостева.
9 мая, в День Победы, артисты Коми-Пермяцкого национального драматического театра представили новую концертную программу.
«Риорита» — лирический ретро-концерт о радостном и грустном, о встречах и расставаниях. Концерт о близком сердцу каждого человека. Зрителей ждут культовые песни Булата Окуджавы, Майи Кристалинской, Микаэля Таривердиева, Изабеллы Юрьевой и других советских исполнителей.
Юлия Беляева, главный режиссёр Коми-Пермяцкого театра:
— В рамках концерта «Риорита» прозвучит музыка прошлых лет. Лирика, которая вызывала радость и слёзы ещё в наших бабушках и дедушках. Женский взгляд на человеческие чувства и переживания.
Еще немного о событиях, посвященных великой победе. Театр принял участие в III открытом театральном онлайн-марафоне «Дороги Победы». По его итогам мы получили приз за «Лучший актёрский ансамбль».
Онлайн-марафон «Дороги Победы», посвящённый спектаклям о Великой Отечественной войне, третий год подряд проводит Димитровградский драматический театр им. А. Н. Островского. В рамках фестиваля, проводившегося с 9 по 11 мая, свои спектакли к онлайн-показу представили 28 театров России и ближнего зарубежья.
Театры пока не особо рвутся показывать свои спектакли в онлайн. Есть мнение, что «магия театра» работает только при живом просмотре. В то же время, нельзя отрицать, что в условиях конкуренции с другими формами искусства театру нужны новые способы выхода на зрителя. Если человеку комфортно смотреть спектакль с экрана своего телефона — почему мы не можем пойти ему навстречу? В этом плане онлайн-марафон, организуемый Димитровградским театром — прекрасное начинание, которое мы с радостью поддерживаем.
С 11 по 19 мая в Тамбове состоялся XV-й юбилейный театральный фестиваль имени Н. Х. Рыбакова. Коми-Пермяцкий национальный драматический театр представил там спектакль «Раскас». В конкурсной программе фестиваля этого года спектакли театральных коллективов из Краснодара, Рязани, Саратова, Омска и Тамбова.
Анатолий Четин, директор Коми-Пермяцкого театра:
— В 2013 году мы уже участвовали в этом фестивале со спектаклем «Саня, Ваня, с ними Римас». Тогда всё прошло замечательно, и у всей нашей команды остались в памяти только позитивные впечатления. Наш спектакль был хорошо принят, а Галина Кудымова победила в номинации «Актриса России».
После показа спектакля «Раскас» на сцене Тамбовского драматического театра, состоялось его обсуждение с членами жюри, среди которых театральные критики Татьяна Никольская, Марина Тимашева, Алла Шевелёва; режиссёр Алексей Никольский и актриса Валентина Попова. Жюри тепло приняло наш спектакль, было сказано много добрых слов, за что мы очень благодарны! Хотим привести несколько цитат членов жюри:
• «Детали спектакля такие чувственные и подробные, ты всех артистов осязаешь, как родных»
• «В этом спектакле есть жизнь. Не чёрно-белая, но яркая, талантливая. Настоящая»
• «Спектакль очень обаятельный. Музыка, текст вовлекают. Мы все на этой деревенской площади и от происходящего не оторваться»
• «Герои бесконечно трогательны, мудры, просты и сложны одновременно»
• «Очень ценно, что в спектакле есть подробности и детали (в инструментах, костюмах и всём остальном)»
• «Не могу кого-то выделить, все хорошо играют, потрясающий актёрский ансамбль»
• «Энергией доброты, сострадания, любви вы зарядили этот спектакль»
• «Мы (критики) получили искреннее удовольствие и были единодушны с залом, который следил за вами не отрываясь».
Решением членов жюри ХV межрегионального театрального фестиваля им. Н.Х. Рыбакова (г. Тамбов):
- В номинации «За бережное отношение к классике» награждается дипломом и ценным подарком спектакль Коми-Пермяцкого национального ордена «Знак Почёта» драматического театра им. М. Горького «Раскас» по рассказам В. Шукшина, режиссёр-постановщик Юлия Беляева;
- В номинации «За лучший актёрский ансамбль» награждается дипломом и ценным подарком спектакль Коми-Пермяцкого национального ордена «Знак Почёта» драматического театра им. М. Горького «Раскас» по рассказам В. Шукшина, режиссёр-постановщик Юлия Беляева;
- Премией имени Г. Р. Державина «За сохранение традиций русской театральной школы», учрежденной Тамбовским государственным университетом имени Г. Р. Державина, награждается дипломом и ценным подарком спектакль Коми-Пермяцкого национального ордена «Знак Почёта» драматического театра им. М. Горького «Раскас» по рассказам В. Шукшина, режиссёр-постановщик Юлия Беляева;
- Премией имени композитора С. В. Рахманинова «За музыкальное оформление спектакля», учреждённой Музеем–заповедником С. В. Рахманинова «Ивановка», награждается дипломом и ценным подарком спектакль Коми-Пермяцкого национального ордена «Знак Почёта» драматического театра им. М. Горького «Раскас» по рассказам В. Шукшина, режиссёр-постановщик Юлия Беляева;
- Премия «Признание» присуждается актёру Коми-Пермяцкого национального ордена «Знак Почёта» драматического театра им. М. Горького, исполнителю роли Чередниченко в спектакле «Раскас» по рассказам В. Шукшина Андрею Минину;
- Дипломом лауреата ХV межрегионального театрального фестиваля им. Н. Х. Рыбакова в номинации «Надежда союза» от Союза театральных деятелей РФ награждается Анастасия Бражникова.
Коми-Пермяцкий драматический театр со спектаклем «Раскас» победил в шести номинациях! Радость, восхищение, восторг нашими артистами, цехами и вообще всеми, кто обеспечивает работу театра. Это была наша большая общая победа!
С 23 по 29 мая в городе Йошкар-Ола, столице республики Марий Эл, проходил Международный фестиваль театров финно-угорских народов «Майатул». Коми-Пермяцкий театр принял там участие со спектаклем «Зарни Инь. Золотая Баба».
Фестиваль прошел в 14-й раз, объединив 9 театров из Марий Эл, Удмуртии, Карелии. Мордовии, республики Коми, Пермского края и Ханты-Мансийского округа.
Анатолий Четин, директор Коми-Пермяцкого театра:
— «Зарни Инь. Золотая Баба» — большая работа. Там задействована почти вся труппа, созданы масштабные декорации. Мы пока нигде этот спектакль не показывали, кроме своей сцены. Для нас будет честью представить эту постановку на горячо нами любимом фестивале «Майатул»!
Решением членов жюри Коми-Пермяцкий театр одержал победу в трёх номинациях:
• «Лучшая сценография» (художник Любовь Мелехина),
• «Лучшее музыкальное оформление» (композитор Юлия Колченская),
• «Лучшая женская роль второго плана» (Алевтина Власова — за роль Старухи).
В конце мая в большом фойе Коми-Пермяцкого национального драматического театра открылась новая фотовыставка. Она посвящена юбилею заслуженного артиста России Василия Макатерского.
Василий Степанович родился 25 мая 1957 года в посёлке Усть-Янчер Кочёвского района. Окончил Ленинградский институт театра музыки и кинематографии в составе пятой национальной студии. В Коми-Пермяцком театре работает с 1981 года. В 2000 году Василию Степановичу присвоено почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации». У кого-то он ассоциируется с Гузи из спектакля «Гузи да Мези», а у кого-то с Валентином из «Уйди-уйди» — наших легендарных спектаклей-долгожителей. Но за годы работы Василий Степанович воплотил на сцене десятки образов, каждый из которых по-своему уникален и интересен.
В. Макатерским на сегодняшний день сыграно более 120 ролей. Спектакль «Гузи да Мези», где он играет одну из главный ролей, стал культовым, другой спектакль с его участием — «Уйди-уйди» — получил всероссийское признание. Василий Степанович один из самых узнаваемых и популярных артистов театра. Успех, признание, почёт. Но…
Он спокоен и безмятежен. «Ну какая слава?! Она — у великих. А тут намного проще. Мне приятно и важно, когда идущие навстречу по улице люди, увидев меня, улыбаются. Когда зрительный зал безудержно радуется от того, что происходит на сцене, испытываешь необъяснимо приятные чувства. Я стараюсь работать так, чтобы после просмотренного спектакля зрителю хотелось прийти в театр ещё. Я не имею права его разочаровать, должен радовать, помогать ему в непростой жизни. Я должен быть для него всегда интересным».
И еще один фестиваль! Крайне насыщенным получилось окончание 91-ого театрального сезона… Театр со спектаклем «Войцек» принял участие в XIX Фестивале театров малых городов России, который проходил с 29 мая по 5 июня 2022 года в Нижнем Тагиле. Это авторитетный театральный форум, который проводится по инициативе художественного руководителя Театра Наций, народного артиста России Евгения Миронова.
В начале июня театр приступил к постановке спектакля под названием «Красавцы». В основе будущей комедии лежит сценарий британского сценариста Саймона Бофоя к известному кинофильму «Мужской стриптиз», вышедшему на экраны в 1997 году. За этот фильм Бофой получил номинацию на премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. А в 2009 году он выиграл премию «Оскар» за лучший адаптированный сценарий к фильму «Миллионер из трущоб», также выиграв премии «Золотой глобус» и «BAFTA».
Над спектаклем «Красавцы» работают режиссёр Анна Потапова, известная кудымкарскому зрителю по спектаклям «Гоголь. Гöтрасьöм» (Женитьба) и «Гадкий утёнок». Главные герои спектакля — высококвалифицированные, но безработные сталевары из английского Шеффилда, мечтающие найти работу и разбогатеть, доказав себе и другим, что они на что-то ещё способны. Как и не дающая покоя надежда на перемены в жизни, которая толкает полных энергии мужчин на самые непредсказуемые, самые неожиданные, буквально, авантюрные поступки. И всё ради дам их сердца, и только для них.
Анна Потапова, режиссёр спектакля:
— История для женщин про настоящих мужчин. Спектакль должен получиться весёлым, тёплым и душевным. А ещё интригующим — насколько далеко мы сможем зайти?..
Наконец, 18 июня на большой сцене Коми-Пермяцкого национального драматического театра состоялась церемония закрытия 91-го театрального сезона. На церемонии были вручены награды от Министерства культуры Пермского края, Союза театральных деятелей РФ, Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа, Администрации Кудымкара, а также традиционные внутренние награды от Коми-Пермяцкого театра.
НАГРАЖДЁННЫЕ
• Почётная грамота Министерства культуры Пермского края — артист Эдуард Щербинин;
• Благодарность министра культуры Пермского края — главный художник театра Любовь Мелехина, начальник электроосветительного цеха Валерий Щербинин;
• Почётная грамота Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края — артист Андрей Майбуров;
• Благодарность председателя СТД РФ (А. Калягина) — артистка драмы, уполномоченный театра при Пермском отделении СТД РФ Татьяна Савельева.
Актёрские номинации:
• «Лучшая женская роль имени народной артистки РСФСР А. Г. Котельниковой» — Алевтина Власова (Марья Александровна в спектакле «Дядюшкин сон» по Ф. Достоевскому, Старуха в спектакле «Зарни Инь. Золотая Баба» Н. Макаровой);
«Лучшая мужская роль сезона» — Андрей Майбуров (Мозгляков в спектакле «Дядюшкин сон» по Ф. Достоевскому, Пам в спектакле «Зарни Инь. Золотая Баба» Н. Макаровой);
• «Лучшая мужская роль молодого актёра» — Сергей Лизнёв (Томас в спектакле «Книга всех вещей» Г. Кёйера);
• «Лучшая женская роль молодой актрисы» — Ксения Отинова (Зинаида в спектакле «Дядюшкин сон» по Ф. Достоевскому, Зарань в спектакле «Зарни Инь. Золотая Баба» Н. Макаровой);
• «Лучшая мужская роль второго плана» — Эдуард Щербинин (Папа в спектакле «Книга всех вещей» Г. Кёйера, Афанасий Матвеевич в спектакле «Дядюшкин сон» по Ф. Достоевскому);
• «Лучшая женская роль второго плана» — Галина Никитина (Безумная в спектакле «Зарни Инь. Золотая Баба» Н. Макаровой, Императрица в спектакле «Малахитова шкатулка по сказам П. Бажова);
• «Лучшая эпизодическая роль» — Валерия Симакова (Настасья Петровна в спектакле «Дядюшкин сон» по Ф. Достоевскому) и Анастасия Утробина (Птица в спектакле «Зарни Инь. Золотая Баба» Н. Макаровой, Красавица в спектакле «Малахитова шкатулка» по сказам П. Бажова);
• «Лучший ансамбль» — актёрский ансамбль спектакля «Йожикина йолка» (режиссёр Ю. Беляева) и актёрский ансамбль спектакля «Игроки» (режиссёр А. Золотовицкий);
• Специальный приз «Танцевальный прорыв года» — участники спектакля «Девушка и Смерть» по поэме М. Горького (режиссёры А. Радостева, Ю. Беляева);
• Специальный приз «Антагонист сезона» — Александр Федосеев (Тун в спектакле «Зарни Инь. Золотая Баба» Н. Макаровой);
• «Лучший актёрский дуэт» — Марина Бенцал и Татьяна Томилина (Смерть и Царица в спектакле «Девушка и Смерть» по поэме М. Горького);
• Специальный приз «Театральная династия» — Егор Щербинин (Чудо-мальчик в спектакле «Игроки» Н. Гоголя), Софья Майбурова (Танечка в спектакле «Малахитова шкатулка» по сказам П. Бажова, Мальчик Пам в спектакле «Зарни Инь. Золотая Баба» Н. Макаровой), Роман Арапов (Мальчик Тун в спектакле «Зарни Инь. Золотая Баба» Н. Макаровой) и Матвей Петров (Медвежонок в спектакле «Малахитова шкатулка» по сказам П. Бажова, Мальчик Пам в спектакле «Зарни Инь. Золотая Баба» Н. Макаровой);
• Специальный приз от главного режиссёра театра «Режиссёрский дебют» — Анастасия Радостева (за постановку пластическо-поэтического спектакля «Девушка и Смерть» по поэме М. Горького);
• Специальный приз от администрации театра — Светлана Суханцева (за медиаподдержку театра).
• Благодарность главы города Кудымкара — главы администрации города Кудымкара — слесарь-сантехник Александр Коньшин.
Победитель ежегодной переходящей награды «Цех года»:
• Служба чистоты и порядка.
Анатолий Четин, директор Коми-Пермяцкого театра:
— Спасибо коллективу театра, мы делаем общее дело! Спасибо зрителям, мы трудимся ради вас! Важной особенностью сезона стало то, что мы приняли участие во многих фестивалях и собрали целую россыпь наград, наши спектакли получили очень хорошие отзывы от критиков и зрителей. В августе ждём всех на режиссёрской лаборатории «Живая классика»! А уже в сентябре откроется 92-й сезон. Адззисьлытöдз театрын!