Хроника 94-го театрального сезона

27 июня 2025

Насыщенным, активным получился 94-й сезон в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре. 10 премьер, участие в фестивалях, масштабная работа с нашим зрителем, существующим и «потенциальным» … Обо всем мы писали и рассказывали вам в течении сезона. Но теперь свели все вместе, чтобы сезон предстал в виде потока событий, историй, действий и реакций. Чтобы самим отрефлексировать пережитое и вам рассказать, если вы что-то пропустили… Так что вперед, дерзайте! Много букв, много фото и видеороликов о нём, 94 -м сезоне в Коми-Пермяцком театре!

Итак… 8 августа театр посетили иностранные студенты пермских вузов из Анголы, Венесуэлы, Гвинеи, Египта, Индии, Ирана, Конго, Марокко, Перу, Сирии, Судана, Того. Гости — участники проекта «Культурная экспедиция с акцентом: Прикамье».

Прибытие в театр началось с обзорной экскурсии, затем на малой сцене прошёл актёрский тренинг, а также знакомство с музыкальной и танцевальной культурой коми-пермяков. В завершение встречи состоялось дефиле в национальных костюмах.

В культурных экспедициях по Прикамью студенты знакомились с культурными особенностями и достопримечательностями региона, приняли участие в экскурсиях, мастер-классах, встречах с местной молодёжью, выступили перед местными жителями с презентациями своих стран.

13 августа стартовал интенсив по созданию театральных текстов для школьного театра. К участию были приглашены педагоги и руководители любительских детских коллективов. Ведущий – драматург, сценарист, прозаик, театральный педагог Дмитрий Ретих (г. Москва). Родился в городе Кудымкаре. Окончил сценарный факультет ВГИК и магистратуру Щукинского театрального института. Лауреат и финалист международных конкурсов драматургии «Ремарка», «Любимовка», «Первая читка», «Цех драматургов», «Беденвайлер», «Исходное событие – XXI век», «Авторская сцена». Преподавал курс документальной драмы в Школе-студии МХАТ и в Part Academy. Публиковался в журналах «Октябрь», «Юность», «Литерратура».

Дмитрий Ретих

20 августа был принят на работу заместитель директора по общим вопросам Нечаев Дмитрий Анатольевич. Хочется пожелать новому заму успехов и удачи! В то же время на заслуженный отдых ушли ветераны театра – Татьяна Васильевна Энгельгардт, помощник главного режиссёра по труппе, работавшая с 1982 года, и Антонина Егоровна Макарова – заведующая гримёрно-постижёрным цехом, работавшая с 1981 года. Обе очень многое пережили вместе с театром, видели его в лучшем и худшем состоянии. При этом посвятили себя работе и многое отдали родной Коми-Пермяцкой сцене, за что обеим безусловные честь и хвала.

В конце августа состоялась VIII режиссёрская лаборатория «Живая классика».

Открывал показ спецпроект «Глазами взрослого». Подростки (большая часть из которых участники «Мастерской» при театре!) брали у знакомых и не очень людей интервью на тему взросления. Получились прочувствованные монологи, где дети интерпретировали рефлексию взрослых о важных, буквально поворотных моментах жизни. Среди прочего были подняты тяжёлые темы утраты близких и родного дома. Ребята-участники проекта пропустили материал через себя, что некоторым явно далось непросто. Большое спасибо куратору проекта, драматургу Дмитрию Ретиху. Это был важный опыт и для театра, и для участников.

Дальше были эскизы режиссёров-участников лаборатории.

Камиль Гатауллин. А. Пушкин «Станционный смотритель»

Лаконичная, выверенная работа. Жанр чёрной клоунады, выбранный режиссёром, сделал эскиз визуально привлекательным. Чёрно-белые тона грима, костюмов и реквизита выгодно смотрелись в пустом пространстве сцены. Гротескная, напористая манера речи и игры артистов держала внимание зала. Голосование показало, что публике эскиз понравился (зрители могли ставить «плюсики» всем понравившимся эскизам).

Режиссёром был поставлен вопрос: насколько болезненно и драматично переживается разрыв образной «пуповины» при уходе детей из родительского дома? И вот размышлений по этому поводу не хватило. Вышло несколько иллюстративно.

Этот эскиз впоследствии был доработан до полноценного спектакля.

Антон Свит. «Я не умею любить» по пьесе М. Горького «Мещане»

Любовь — не только чувство, но и умение. Своим эскизом это уверенно заявляет режиссёр Антон Свит. Масштабная работа, которая уже на данном этапе выглядит почти как полноценный спектакль. Диву даёшься от объёма проделанной режиссёром и артистами работы. Последние вновь наглядно продемонстрировали своё мастерство, буквально «купаясь» в своих ролях. Артистам было что играть, и они делали это с радостью.

Во время обсуждения прозвучала реплика о том, что такой спектакль был бы замечательным подарком нашему зрителю. Тому, кто не гонится за яркостью и суетным блеском, а наслаждается актёрской игрой, где каждый жест и интонация имеют значение.

Своей размеренной традиционностью этот эскиз отличался от прочих. Единственный был показан на большой сцене.

Виктория Печерникова. Г. Щербакова «Вам и не снилось»

Главная зрительская любовь этой лаборатории, история советских Ромео и Джульетты, любящих вопреки всему. Тут всё сложилось: мастерство режиссёра, интересные актёрские работы и необычная, очень выигрышная локация — фойе малой сцены. Это место стало каким-то сакральным «местом силы» для режиссёрских эскизов: все показанные здесь работы получались невероятно сильными и атмосферными. «Магия места» переносу не поддаётся и, кажется, в Коми-Пермяцком театре нужно создать ещё одну (сезонную!) сцену.

После публикации повесть Галины Щербаковой произвела фурор, спровоцировала мощнейшую дискуссию на темы, обсуждать которые публично в Советском Союзе было не принято. Сверхактуальная для своего времени, сегодня эта история «отдаёт нафталином» (опять же, цитата из обсуждений). Есть ли сегодня такие подростки? Или не так: насколько нынешним подросткам близки и понятны их сверстники образца 1970-х годов? Одно можно сказать с уверенностью: зрители всех возрастов смотрели эскиз затаив дыхание.

Иван Чигасов. Д. Ретих «Площадь защитников неба»

Главной темой пьесы Дмитрия Ретиха стала любовь, но в иной чем в предыдущем эскизе ипостаси. Любовь как ограничивающая человека привязанность и зависимость. Судьба раз за разом сводит героев вместе, по сути обрекая их друг на друга. Нужна ли нам такая любовь? Не является ли она капканом, ловушкой, из которой невозможно выбраться? Режиссёр Иван Чигасов в своём эскизе представил материал в более светлом и позитивном ключе. Работа полна доброты, герои нежны и трепетны по отношению друг к другу.

На обсуждении эскиза присутствовал драматург Дмитрий Ретих и немного рассказал о пьесе. О том, что она отчасти автобиографична и работа над ней является способом преодолеть определенное состояние. И вот этот момент — творчество как терапия, как способ самолечения — действительно вдохновляет.

Кажется, что режиссёр интерпретировал пьесу более оптимистично, чем она была задумана. Он, конечно, имеет на это право. Эскиз получился интересным и занимательным, «сорвал» продолжительные овации публики.

Таким вышел финальный день VIII режиссёрской лаборатории «Живая классика» при Коми-Пермяцком театре. Талантливые режиссёры, отзывчивые артисты, благодарная публика. Кажется, что из всех эскизов могли бы получиться замечательные спектакли.

Режиссер Иван Чигасов после лаборатории писал:
«Огромное спасибо Коми-Пермяцкому национальному драматическому театру, и его руководителям: Юлии Беляевой и Анатолию Пахомовичу Четину за чудесную лабораторию «Живая классика». Все шесть дней, проведенных в этом театре, я был счастлив. Город Кудымкар сказочное место, в которое хочется возвращаться снова и снова».

14 сентября состоялось открытие 94 сезона и премьера спектакля по пьесе А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина».

Постановочная команда: режиссёр — Рустем Фесак (Москва); художник — Ольга Васильева (Москва); художник по свету — Валерий Щербинин; музыкальное оформление — Алексей Мусатов, Василий Шипицын.

Запутавшись в долгах, чиновник средней руки Тарелкин решает имитировать собственную смерть. Только что представился сосед Тарелкина — Сила Силыч Копылов, у которого детей нет, родных нет, долгов тоже нет, а паспорт есть! Тарелкин теперь будет «покойным», а Копылов «живым». Ещё Тарелкину нужно отомстить своему начальнику — Варравину, который не захотел делиться с подчиненным обманом нажитыми деньгами. У Тарелкина есть компромат на сообщника, а значит, дельце с шантажом «может выгореть». Вот только Варравин не так прост и не даст обвести себя вокруг пальца.

В начале осени в труппе театра случилось пополнение. В труппу был принят артист, музыкант Георгий Сыстеров.

В то же время началась работа над новым спектаклем. 50 лет спустя театр вновь ставил спектакль по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске».

15 сентября – 2 года с кончины Александра Власова, одного из ведущих артистов театра. А 30 сентября 65 лет исполнилось Вере Аркадьевне Чугайновой, артистке театра, супруге Александра Яковлевича. Хочется верить, что у Веры Аркадьевны впереди еще долгие годы плодотворного творчества.

25 сентября на малой сцене театра состоялась читка пьесы Марии Малухиной «Море. Звёзды. Олеандр». Это была первая читка из серии, посвящённой современной драматургии для подростков.

В жизни каждого человека наступают моменты, когда кажется, что всё идёт не так, как задумано. Мы сталкиваемся с трудными ситуациями, иногда из которых, по нашему мнению, нет выхода. Тем не менее, важно помнить, что в любой, даже самой сложной ситуации, у тебя всегда есть ты. После показа состоялось живое и активное обсуждение с участием артистов театра и ребят из числа зрителей.

Творческая группа: Режиссёр — Ксения Отинова, хореограф — Дарья Яркова, артисты — Анастасия Бражникова, Анна Окулова, Валерия Новодворская, Кирилл Поносов.

С 28 сентября в театре началась масштабная работа по озвучиванию (аудиозаписи) Нового завета на коми-пермяцком языке. Участие приняли, соответственно, артисты, владеющие языком. Это был сторонний проект, организованный не театром, но реализованный в его стенах и с участием его сотрудников.  

8 октября в театральном кафе состоялась встреча ветеранов. Концерт с поздравлением для них исполнили Л. Клещина, Н. Морозова и юный артист Г. Сыстеров.

С 11 по 13 октября 2024 года в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре прошёл фестиваль любительского театрального творчества «Субботин-Пермяк. Мастерские». В нём приняли участие 13 детских коллективов со всего Пермского края.

В программе фестиваля были: смотр творческих работ, их экспертная оценка профессиональными режиссёрами и педагогами, мастер-классы по актёрскому мастерству, сценической речи и сценическому движению, экскурсии.

Среди участников: театральная студия Кудымкарского лесотехникума со спектаклем «Горт», школьный театр «Созвездие» со спектаклем «Как звездочёт звезду выручал» (школа № 8, г. Кудымкар), театральный коллектив «Кулиска» со спектаклем «Читаем Чуковского» (Дворец детского (юношеского) творчества, г. Лысьва), танцевальное творческое объединение «Podzemka» со спектаклем «Брэдбери» (г. Лысьва), Театр Юного Сылвенца со спектаклем «Книга всех вещей» (Центр развития «Витамин роста», п. Сылва), детская театральная студия «Чемоданчик» со спектаклем «Портал в мир Зощенко» (г. Кудымкар), школьный театр «Наше время» со спектаклем «Шиворот-навыворот» (Школьный центр сценического мастерства «Сияние», школа № 30, г. Пермь), школьный театр «Зелёная лампа» со спектаклем «Пушкинский бал» (Пожвинская школа № 1, п. Пожва), школьная театральная студия «Вместе» со спектаклем «Холодное сердце» (Северокоммунарская школа, п. Северный Коммунар), театральная студия «Образ» со спектаклем «Вовка в тридевятом царстве» (Кувинская школа, с. Кува), театральная студия «Зазеркалье» со спектаклем «О попе и работнике его балде» (Пешнигортский СКДЦ, с. Пешнигорт), Кукольный театр «У Сизимка» со спектаклем «Три поросёнка» (Коми-Пермяцкая детская библиотека, г. Кудымкар), студия «Мастерская» со спектаклем «Не молчи» (г. Кудымкар). Фестиваль был назван именем известного художника Петра Ивановича Субботина-Пермяка.

26 октября в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре состоялся мастер-класс современного танца от хореографа из Санкт-Петербурга Галины Грачёвой.

Мастер-класс был посвящён базовым принципам современной хореографии. Участники познакомились с основами техники и элементами современного танца, построили комбинацию с последующим усложнением и элементами импровизации.

Галина Грачёва — хореограф, педагог по современному и джаз-танцу, репетитор театра «Каннон Данс» (г. Санкт Петербург). Экс-артистка современной труппы театра «Балет Москва» (г. Москва). Обладатель премии «Золотая Маска» в номинации «Лучший спектакль современного танца».

«Contemporary dance — это современный танец, в котором главное — самовыражение, индивидуальность, свобода. Это возможность проявления своего «внутреннего я». Помимо артистов, мы приглашаем всех желающих. Спешите записаться, количество мест ограничено! И да, это бесплатно», — балетмейстер Коми-Пермяцкого театра Дарья Яркова.

В том же месяце в Коми-Пермяцком театре открылась выставка картин экс-главы Коми-Пермяцкого округа Игоря Быкариза. На полотнах нынешнего главы Краснокамского городского округа — пейзажи, городские виды, портреты родных, парусники, букеты цветов. Работы демонстрируют понимание гармонии, ясность и точность композиции, смелость рисунка. Все этюды и картины очень выразительны и многое говорят о самом авторе, о его ярком и богатом внутреннем мире. Здесь собраны копии и фантазии, работы с натуры и легко, живо написанные этюды. Автор говорит о своих работах с долей юмора, но к живописи, в том числе и любительской, относится серьёзно.

Любовь Мелехина, главный художник театра:
— Удивительно, что человек в возрасте 58 лет вдруг начинает заниматься живописью. Невзирая на сложности работы с перспективой, минуя долгую стадию ученичества, он демонстрирует главное — любовь к живописи и искреннее наслаждение самим процессом.

Открытие выставки было приурочено к старту VI межнационального театрального фестиваля «Сообщение».

Экспертами фестиваля в этом году были:

Татьяна Тихоновец (Пермь), программный директор фестиваля — театральный критик, заслуженный работник культуры РФ, кандидат искусствоведения. Член экспертного совета и жюри Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» и многих региональных театральных фестивалей.

Евгения Тропп (Санкт-Петербург), председатель жюри фестиваля — театральный критик, кандидат искусствоведения, декан театроведческого факультета РГИСИ, автор и редактор «Петербургского театрального журнала», член экспертного совета и жюри Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» и многих других фестивалей.

Оксана Кушляева (Санкт-Петербург) — театральный критик, театровед, драматург. Редактор интернет-издания «Летающий критик», редактор и один из авторов сборника «Молодая режиссура. XXI век». Публиковалась в журналах «Театр», «Петербургский театральный журнал», «Страстной бульвар» и других.

Альберт Нестеров (Уфа) — главный художник Башкирского государственного академического театра драмы имени М. Гафури. Заслуженный деятель искусств Башкортостана. Лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа художника по костюмам» (2016).

Наталья Жемгулене (Петрозаводск) — руководитель литературно-драматургической части Национального театра Карелии. Публиковалась в «Российской газете» и других изданиях. Участник различных проектов СТД РФ и как представитель театра, и как действующий театровед (проект «Резиденция театральной критики: Обратная связь» и другие).

Программа фестиваля (участники):

«Алло, мама! (Глазовский драматический театр «Парафраз» (Удмуртия))

Это спектакль-размышление о нашей связи с теми, кого нам не хватает, с кем очень хочется поговорить, но по разным причинам этих людей нет рядом. В спектакле сохранён сюжет известной сказки, но акцент сделан на том, как Золушке не хватает своей матери, с которой в какие-то моменты очень нужно посоветоваться.

«Ярлыҡау» (Помилование) (Салаватский драматический театр (Башкортостан))

Любомир Зух — простой парень, который попал на войну в 1941 году. Он ещё «не убил своего фашиста», но готов драться за Родину до последнего. Однако его любовь к Родине проходит проверку на прочность, он встречает девушку — свою первую любовь, Марию Терезу. Чувство между молодыми людьми оказывается таким сильным, что война, её ужасы и опасности оказываются где-то позади.

«Ай тотылган төндә» (В ночь лунного затмения) (Атнинский драматический театр (Татарстан))

После смерти мужа целым племенем правит Танкабике, мать троих сыновей — Юлмурзы, Акъегета, Ишмурзы. Юлмурза давно женат, Акъегет помолвлен с красавицей Зубаржат, все кругом восхищаются их парой. Но неожиданно Юлмурза погибает на поле боя, а по обычаям племени родной брат покойного должен жениться на вдове… Но канонам племени не суждено брать верх — в ночь лунного затмения любовь смело перешагивает через вековые обычаи….

«Уханас учрсн уршг» (Горе от ума) (Национальный театр им. Б. Басангова (Калмыкия))

История о возвращении молодого дворянина в Москву после трёхлетнего пребывания в Европе. Долгожданная встреча не приносит радости ни столичному обществу, ни самому герою. Софья мечтой о встрече, с которой, он жил все эти годы, влюблена в другого. Близкое окружение не принимает передовых взглядов Чацкого. Более того, боясь распространения этих взглядов, объявляют его сошедшим с ума.

Таң вакыты (На заре) (Нижнекамский драматический театр (Татарстан))

«На заре» (1907 г.) — важнейшее произведение Сагита Рамиева. Оно стало своеобразным пробуждением и предчувствием новой жизни, нового дня для татарского народа. На заре у человека есть возможность проснуться ото сна и увидеть реальный мир таким, какой он есть.

«Туташ. Прерванный полёт…» (Уфимский татарский театр «Нур» (Башкортостан))

У каждого человека в этом мире своя миссия. Кто-то растит детей, кто-то строит дома, кто-то пишет стихи. Но как быть тем, кому выпала доля сделать что-то впервые? Такова миссия Сахибжамала — стать первой. Смелость и вера в себя! Вот что помогло юной Сахибжамал добиться успеха и славы, стать первой, повести за собой.

«Чёрный сад» (Танцевальная компания «Каннон Данс» (Санкт-Петербург))

Эта пронзительная документальная постановка основана на воспоминаниях детей, оказавшихся очевидцами трагедии, отгремевшей много лет назад. Свидетельства памяти стали для хореографа отправной точкой в размышлении о человеческой природе, гуманистических ценностях, о том, что «человеку нужен человек».

ИТОГИ:

• Гран-при VI межнационального фестиваля «Сообщение» — спектакль «Ай тотылган төндә» (В ночь лунного затмения) М. Карима, режиссёр — Сойжин Жамбалова, Атнинский татарский государственный драматический театр имени Г. Тукая (Республика Татарстан);

• Победитель в номинации «Лучшая работа режиссёра» — Дамир Салимзянов за спектакль «Алло, мама!», Глазовский драматический театр «Парафраз» (Республика Удмуртия);

• Победитель в номинации «Лучшая мужская роль» — Очир Такаев за роль Чацкого в спектакле «Уханас учрсн уршг» (Горе от ума) А. Грибоедова, режиссёр — Борис Манджиев, Национальный драматический театр им. Б. Басангова (Республика Калмыкия);

• Победитель в номинации «Лучшая женская роль» — Разиля Шарифуллина за роль Танкабике в спектакле «Ай тотылган төндә» (В ночь лунного затмения) М. Карима, режиссёр — Сойжин Жамбалова, Атнинский татарский государственный драматический театр имени Г. Тукая (Республика Татарстан);

• Победители в номинации «Лучшая работа художника» — Лилия Имамутдинова и Ильшат Саяхов за художественное оформление спектакля «Таң вакыты» (На заре), режиссёр — Туфан Имамутдинов, Нижнекамский государственный татарский драматический театр имени Т. А. Миннуллина (Республика Татарстан);

• Специальный приз жюри — Якупу Шарипову за исполнение роли Бурёнкина в спектакле «Ярлыҡау» (Помилование), режиссёр — Ильсур Казакбаев, Салаватский государственный башкирский драматический театр (Республика Башкортостан);

• Специальный приз жюри — Алмазу Хусаинову и Марселю Нуриеву за талантливый дуэт артиста и хореографа в спектакле «Таң вакыты» (На заре), режиссёр — Туфан Имамутдинов, Нижнекамский государственный татарский драматический театр имени Т. А. Миннуллина (Республика Татарстан);

• Специальный приз жюри — танцевальной компании «Каннон Данс» (г. Санкт-Петербург) за актуальность гуманистического высказывания, спектакль «Чёрный сад», хореограф-постановщик — Валерия Каспарова (2021), редактор постановки — Наталья Каспарова (2024).

В ноябре актёры нашего театра Виталий Вычигин, Анастасия Утробина, Кирилл Поносов, Ксения Отинова приняли участие в семинаре по сценической речи и пластике «Мастерская». Он проходил с 1 по 4 ноября 2024 года. Участие принимали артисты, наставники, педагоги и специалисты театров со всего Пермского края.

Программа семинара:

• Мастер-классы по сценической речи на материале стихов В. Каменского проводила актриса, режиссёр, театральный педагог, заместитель руководителя Художественно-творческой мастерской Института современного искусства (Москва) при Пермском Академическом Театре-Театре Ирина Максимова.

• Мастер-классы по пластике хореографа и педагога Светланы Орловой предполагали создание пластических образов на основе работ художников-футуристов начала XX века.

• Участники Лаборатории кинотанца, которую провёл хореограф, танцовщик, куратор арт-проектов Владимир Кирьянов, познакомились с таким жанром как кинотанец, где движения тела и выразительность танца сочетаются с элементами киноискусства.

Семинар организовало Пермское отделение СТД РФ при поддержке Министерства культуры Пермского края в рамках большого проекта «Театральная весна Василия Каменского».

2 ноября на малой сцене театра состоялась премьера спектакля «Педсовет» по пьесе А. Толстого «Любовь – книга золотая».

Постановочная группа: инсценировка — Ольга Матвеева (Москва), Дмитрий Ретих (Москва); режиссёр — Ольга Матвеева (Москва); художник — Юлия Короткова (Москва); художник по свету — Валерий Щербинин; хормейстер — Лариса Клещина; балетмейстер — Дарья Яркова.

1930-е годы, пионерский лагерь. Дети зачитываются случайно найденной ими пьесой Алексея Толстого «Любовь – книга золотая», спектакль по которой был запрещён к показу. Интерес воспитанников вызывает тревогу вожатых. Что делать? Как реагировать?

…Одной из своих крестниц, княгине Дарье Дмитриевне, императрица Екатерина II дарит весьма занимательную книгу. С той поры муж её, князь Серпуховской, теряет покой. Переименованная на греческий манер дворня отбилась от рук, хозяйку мучит тоска по изяществу, элегантности, петербургским балам и манерам. А ещё в дом так некстати попадает царский адъютант Завалишин… С головой уйдя в перипетии повествования, вожатые и воспитатели сами не замечают, как начинают разыгрывать пьесу по ролям.

5 ноября на сцене Пермского театра кукол прошёл Краевой фестиваль-конкурс театральных капустников «Солёные уши». Основной темой фестиваля стало празднование 85-летнего юбилея Пермского регионального отделения СТД РФ. Театральным коллективам Перми и Пермского края было предложено пофантазировать на тему «СТД – сто лет тому вперёд!». Каким же будет театр и его деятели спустя век?

Первое место заняла программа Коми-Пермяцкого театра от шоу-группы «Бабочки», в составе Татьяны Томилиной, Марины Рукавицыной, Татьяны Савельевой и Галины Никитиной.

Татьяна Савельева, артистка Коми-Пермяцкого театра:
— С «Бабочками» более 10 лет назад мы были лауреатами фестиваля актёрской песни «Соломенная шляпка», ездили в Нижний Новгород на фестиваль «Весёлая коза», очень много выступали дома. Спустя годы решили тряхнуть стариной, как видите, удачно!

Гран-при взял Лысьвенский театр, второе место у Пермского ТЮЗа, третье место занял театр «Доминанта» из Губахи.

14 ноября 2024 года в стенах Коми-Пермяцкого театра прошло открытие XI фестиваля-конкурса моноспектаклей «МОНОfest». На большой сцене был показан спектакль Нижнекамского татарского драматического театра «На заре» (участник фестиваля «Сообщение»!). Остальные показы прошли с 15 по 18 ноября в Перми. Всего в афише было 11 спектаклей — из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Еревана и Перми. Это постановки для одного актёра как по текстам классиков, так и по современной драматургии.

В жюри фестиваля 2024 года вошли народный артист Российской Федерации Камиль Тукаев, театральные критики Екатерина Рябова и Арина Хек, председатель жюри — театральный критик, продюсер, куратор театральных проектов Олег Лоевский.

В тот же день в театральном кафе большой сцены состоялась презентация проекта «Лента времени». Это стенд с инфографикой, иллюстрирующей историю театра. Проект создан в сотрудничестве с издательством «Маматов».

Идея «Ленты времени» родилась в процессе работы над другим большим проектом — фотоальбомом о Коми-Пермяцком театре. Будущее издание расскажет (и покажет!) почти уже вековую историю театра. Важные события, спектакли, личности, редкие фотографии, ранее не публиковавшиеся.

Ильдар Маматов, издатель проекта:
— Работа с креативными людьми мне всегда даёт творческий полёт и дарит особую радость. «Лента времени» получилась лёгкой во всех смыслах. С коллективом театра мы в короткие сроки и «на одном дыхании» подготовили выставку. Мобильные стенды можно легко транспортировать и экспонировать в любых общественных пространствах.

Издательство «Маматов» — книжное издательство из Санкт-Петербурга, специализирующееся на выпуске справочной, краеведческой и художественной литературы. Имеет филиал в Перми. Издательство было основано в 2005 году Ильдаром Маматовым. Значимая часть издаваемой печатной продукции посвящена истории и традициям Пермского края.

12 ноября на большой сцене театра состоялась премьера спектакля по пьесе А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске».

Постановочная команда: режиссёр Андрей Шляпин, художник Любовь Мелехина, художник по свету Валерий Щербинин, композитор Алексей Мусатов.

Девять человек — девять судеб. Каждого так или иначе ранила жизнь. Разочарованный в своей службе следователь уезжает в таёжную глушь и, кажется, находит уют с привлекательной аптекаршей. Пожилой, уставший от жизни плотник конфликтует с нелюбимым пасынком, мать которого мечется между ними. Немолодой бухгалтер — в отчаянном поиске невесты. И юная, чистая девушка, оказавшаяся в центре любовного многоугольника… Самая трогательная пьеса Александра Вампилова. История о чистой и трагической любви, которой суждено ли сбыться?..

15-16 ноября прошли гастроли Коми-Пермяцкого театра в Гайнском и Кочёвском муниципальных округах со спектаклями «Титановая ведьма» и «Про деда, про бабу, про курочку Рябу». В те же самые дни на сцене театра прошли гастроли театра «Балет Евгения Панфилова».

17 ноября на малой сцене театра состоялся творческий вечер Натальи Морозовой. Он был посвящён юбилею артистки.

Сцена невероятно требовательна. Работа артиста над ролью — это напряжение всех физических и эмоциональных сил. Нужно обладать большим запасом энергии и самодисциплиной, чтобы снова и снова «кидать себя на амбразуру» роли и сохранить при этом живой интерес и творческий потенциал.

Данная постановка — экскурс в творчество Натальи Морозовой, история, рассказанная ею самой. Этот концерт — благодарность судьбе, сцене нашего театра и режиссёрам за роли, о которых каждая актриса может только мечтать. Вокальное повествование и живая музыка создадут уютную атмосферу и раскроют важнейшие стороны сценической жизни Натальи Морозовой — как человека и как артиста.

Андрей Майбуров, режиссёр вечера:
— Мы предполагаем провести беседу. Зрители смогут задать вопросы, на которые Наталья Радомировна постарается ответить. У многих людей эта актриса плотно ассоциируется с гитарой. Поговорим о её музыке и о том, как те или иные песни появились в её жизни.

Также в ноябре стало известно, что Коми-Пермяцкий театр стал лауреатом премии Пермского края в сфере культуры и искусства!

Спектакль «Кукуй, кукушечка!» нашего театра вошёл в число лауреатов премии Пермского края в сфере культуры и искусства за 2023 год. Премия присуждается по десяти номинациям: литература, театр, музыка, изобразительное искусство, кино, инклюзивный проект, сохранение и популяризация культурного наследия Пермского края, мультижанровый проект, детский или молодёжный проект, честь и достоинство.

В номинации «Театр» премии были вручены творческой команде спектакля «Кукуй, кукушечка!» В составе — режиссёр Дарья Левингер, художник Никита Запаскин, актриса Анастасия Утробина. Им были вручены почётные дипломы, специальные нагрудные знаки, а также денежные премии.

Это не первая награда спектакля. Так он вошёл в число самых заметных постановок фестиваля «Золотая Маска» в театральном сезоне 2022–23 годов. Стал участником XXI Фестиваля театров малых городов России в Уфе. На XV Международном фестивале театров финно-угорских народов «Майатул» в Йошкар-Оле победил в номинации «Лучший актёрский ансамбль».

«У меня душа радуется каждый раз, когда театр ставит спектакль на коми-пермяцком языке. Ещё лучше, когда они получают признание и становятся большим событием. Хочу сказать спасибо всем, кто работал над этим спектаклем. Это успех для нашего родного театра!» — актриса театра Анастасия Утробина.

Премии в сфере культуры учреждены в Прикамье в 1995 году. На них могут выдвигаться творческие коллективы, музыканты, писатели, художники и другие представители сферы культуры. Это пятая награда в арсенале Коми-Пермяцкого театра. В последний раз она была вручена авторскому коллективу спектакля «Войцек» в 2022 году.

В ноябре детская театральная студия «Чемоданчик» приняла участие в IV Межрегиональном детском театральном фестивале «Б’АРТ’О», который прошёл в Санкт-Петербурге с 28 ноября по 1 декабря. По словам руководителя театральной студии, актрисы Коми-Пермяцкого театра Надежды Крохалевой, младшие участники студии со спектаклем «Ночные фантазии» успешно прошли отборочный тур и были приглашены на фестиваль.

5 декабря в театре состоялся концерт Бориса Дьякова. Он — голос российской армии. Солист ведущих ансамблей России: Ансамбля песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова, Академического ансамбля песни и пляски войск национальной гвардии РФ. Концерт прошёл в рамках XI Стефановских образовательных чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений» (региональный этап XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений).

Фестивальный сезон театр завершил гастролями в Чайковском. На фестивале «Камский» мы представили спектакль «Дядя Ваня» режиссёра Веры Поповой. Кроме кудымкарского театра на фестивале выступили творческие коллективы из Лысьвы, Березников, Губахи, Кунгура и Чайковского.

В совет критиков фестиваля вошли Оксана Кушляева и Алиса Фельдблюм (Санкт-Петербург). Последняя побывала в Коми-Пермяцком театре в 2025 году, оценивая премьеры сезона в рамках «Театральной весны». Руководила советом Татьяна Тихоновец.

«Это не просто лучшие постановки за прошлый театральный сезон, это темы и смыслы, которые волнуют каждого из нас, – делилась арт-директор фестиваля Марина Зорина. – Надеемся, что фестиваль станет площадкой творческих открытий и режиссёрских откровений, особой праздничной атмосферой, импульсом к самым смелым творческим начинаниям не только для актёров и режиссёров, но и для наших зрителей».

«Камский» — ежегодный фестиваль-путешественник. История фестиваля началась в 2018 году, когда в театральном сообществе появилась идея — создать передвижной краевой фестиваль специально для театров малых городов. Пилотный фестиваль прошёл в Кудымкаре. В последующие годы фестиваль принимали театры Березников, Губахи, Лысьвы.

19 декабря на малой сцене театра состоялась премьера спектакля «Станционный смотритель» А. Пушкина.

Постановочная команда: режиссёр и художник — Камиль Гатауллин (Казань); художник по свету — Илья Харин; балетмейстер — Дарья Яркова; хормейстер — Лариса Клещина.

Спектакль-размышление на тему ухода детей из родительского дома, выросший из эскиза режиссёрской лаборатории «Живая классика – 2024». Насколько болезненно и драматично переживается разрыв образной «пуповины»? Когда приходит время покидать «родное гнездо», что происходит с родителями и детьми в этот момент? Возможно ли безболезненно перенести это время? При каких обстоятельствах родитель сможет отпустить свою дочь и с кем?

Жанр чёрной клоунады выбран не случайно. Текст данной повести самый драматический из всего цикла повестей Белкина, а смеховая культура позволила раскрыть его, избегая провалов в психологизм.

Примечательно, что в 2024 году исполнилось 225 лет со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Истинная классика не стареет, и думы, волновавшие его, актуальны до сих пор.

21 декабря в нашем театре прошло новогоднее представление для детей округа, изучающих коми-пермяцкий язык и особенности своей культуры. На празднике состоялась встреча с главным зимним волшебником страны, Дедом Морозом всея Руси, который прибыл в Пермский край специально для ёлки в честь столетия Коми-Пермяцкого округа. Праздник состоялся при поддержке Администрации губернатора Пермского края.

23 декабря на большой сцене театра состоялась премьера спектакля «Репка. Сказка о роде в огороде».

Постановочная команда: режиссёр и автор пьесы — Дарья Левингер (Санкт-Петербург); художник — Никита Запаскин (Могилёв, Беларусь); художник по свету — Евгений Козин (Пермь); композитор — Алексей Мусатов; балетмейстер — Дарья Яркова; хормейстер — Лариса Клещина.

«Репка» — русская народная сказка о том, как старик пытается вырвать огромную репу, зовёт на помощь вначале членов своей семьи, а затем и животных. Сюжет, казалось бы, всем знакомый и понятный. Но, как часто бывает со сказками, всё далеко не так просто…

В течении 2024 года работала т.н. «Театральная гостиная» — клуб Коми-Пермяцкого окружного совета ветеранов. За год состоялось пять встреч, во время которых происходило обсуждение просмотренных спектаклей. Организатор – актриса театра Нина Яковлевна Голева. 

Из зрительских отзывов:
— В канун Рождества мы испытали нечто удивительно волшебное. Визуально-фонетическое удовольствие. Совсем недалеко, в гостеприимном Кудымкаре, в Коми-Пермяцком драматическом театре. Богатство пластики, магия звука, роскошь цвета и света, мистический пермский звериный стиль. Сказ о Зарани — легендарной Золотой Бабе — на коми-пермяцком языке с синхронным переводом на русский. Кудымкарский театр сам по себе от вешалки до зеркального потолка — произведение искусства. Но этот спектакль!.. Однозначно must see! Сюрприз от любимой подруги удался!

Спектакль «Зарни Инь. Золотая Баба» находится на пике популярности и подтверждается это не только зрительскими отзывами. В январе стало известно, что постановка вошла в число 300 спектаклей «Золотого фонда театральных постановок России».

Члены отборочной комиссии отсмотрели около тысячи заявок более 400 театров со всей страны. На первом этапе было отобрано 300 спектаклей, из которых экспертное жюри позднее выбрало 100 победителей. СТД РФ приурочил создание «Золотого фонда театральных постановок России» к своему 150-летию, которое будет широко отмечаться в 2026 году. В конкурсе приняли участие профессиональные коллективы из всех регионов нашей страны – от Калининграда до Камчатки – со спектаклями разных жанров.

В конце января был выпущен спектакль «Курица» по пьесе Н. Коляды.

Постановка о закулисной жизни провинциального театра, где кипят поистине шекспировские страсти: любовь и ненависть, ревность и борьба «за престол».

Анатолий Попов, режиссёр:
— История, смотря которую можно и посмеяться, и поплакать, поставлена по комедии Николая Коляды. Это начало «сногсшибательного» пути молодой актрисы, влюблённой в театр и не только… Что она натворила и чем это закончилось, вы узнаете, придя на наш спектакль.

Курица — прозвище Нонны, начинающей актрисы драматического театра провинциального городка Дощатова. История началась с того, что Нонна ухитрилась одновременно ответить на ухаживания двух солидных мужчин — главного режиссёра Фёдора Ильича и главного администратора Василия Всеволодовича, чем сильно разозлила их женщин, Аллу и Диану, ведущих артисток театра. Комедия приоткрывает потайную дверь в закулисный мир провинциального театра.

Постановочная команда: режиссёр — Анатолий Попов, художник — Любовь Мелехина, художник по свету — Валерий Щербинин, музыкальное оформление — Егор Попов, балетмейстер — Дарья Яркова.

29 января, в день рождения Владимира Александровича Трушникова, в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре состоялось открытие посвящённой ему памятной экспозиции. Прозвучали тёплые слова от супруги, сестры, коллег.

Владимир Александрович работал в театре на должности заместителя директора с 1992 года. За время работы в Коми-Пермяцком театре зарекомендовал себя компетентным, требовательным, ответственным руководителем, способным в любых условиях находить решения ежедневных проблем театра. При нем была сформирована слаженная и самодостаточная команда профессионалов в производственных цехах. Его отличала бескомпромиссная порядочность и честность.

После начала специальной военной операции он принял решение добровольцем отправиться на фронт. Владимир Александрович подписал контракт и 19 марта 2024 года оказался в зоне боевых действий Донецкой Народной Республики (г. Авдеевка). 17 апреля 2024 года его не стало.

Друзья и коллеги Владимира Александровича вспоминают его с большой теплотой. Он был честным, ответственным работником, преданным и надёжным другом.

7 февраля исполнилось 95 лет со дня рождения Марии Фёдоровны Сторожевой, актрисы, коми-пермяцкого драматурга. Она окончила II национальную студию при Коми-Пермяцком театре (1943–1947). Работала в театрах Курска, Калуги, Даугавпилса, Киева. Училась в Литературном институте имени А. М. Горького (1957–1962).

Марией Сторожевой создано около двадцати многоактных и десяти одноактных пьес, написаны сказки и рассказы. Все пьесы связаны с жизнью коми-пермяков, Урала, посвящены деревне и её жителям. На сцене нашего театра были поставлены: «Троицын день», «Шесть тополей», «Хата с краю», «Синва», «Сосновый бор», «Входя в этот дом», «Бессонница», «Новогодняя сказка», «Зимняя сказка» и «Колдуны».

13 февраля в нашем театре спектаклем «Барышня-крестьянка» А. Пушкина открылись обменные гастроли с Пермским ТЮЗом. Позже зрители увидели спектакли «Тимур и его команда» А. Гайдара и «Капризка» В. Воробьёва.

Из зрительских отзывов:
— И снова история любви. Коми-Пермяцкий национальный драматический театр привез sound-эпос «Медной горы хозяйка», «настоящие R’n’B-страдания о вечном конфликте любви и ремесла под гармонь и балалайку».

Кудымкарский театр вдохнул современную жизнь в старинную историю о жизни уральского поселка, добавив колорит местности. Постановка взрослыми прочитывается как драматическая история (реальные люди на горной разработке, шахта, груженные породой тачки, социальный конфликт), а дети видят сказку: Хозяйка Медной горы говорит на змеином языке, медведь смешно пляшет, персонажи в ярких костюмах весело поют и зажигательно танцуют.

А еще невыдуманный обережный обряд с заклинаниями, кудымкарская ведьма, суеверия, приговоры и поговорки, местный говор и присказки. Было по-кудымкарски мистично и немного страшно, смешно и грустно.

Бажов описал не волшебную сказку, а жестокую быль и за кажущимся балаганом видна «взаправдашняя» история, которую хотелось обдумать, немного помолчав. Выходя из зала, зрители растерянно делились: почему же так все внезапно закончилось и как мы так быстро отпустили актеров!?

18 февраля — 95 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Евстигнеева — заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии им. К. С. Станиславского, настоящего мастера своего дела, много лет посвятившего работе в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре.

Дмитрий Евстигнеев обладал ярким дарованием, большим опытом работы в области декоративного искусства, а также развитыми организаторскими способностями. Его сценография отличалась умением проникать в замысел режиссёра и создавать яркую, запоминающуюся форму. Им оформлено около 200 спектаклей по пьесам советской, русской, зарубежной и коми-пермяцкой драматургии. Среди них: «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Без вины виноватые» и «Снегурочка» А. Островского, «Юность отцов» Б. Горбатова, «Дело, которому ты служишь» Ю. Германа и многие, многие другие.

В театр Дмитрий Евстигнеев попал в возрасте 27 лет. Его оформили как ученика бутафора. Но очень скоро Евстигнеева стало тянуть в тот цех, где творили художники-сценографы — Заслуженные художники РСФСР Тамара Чистоева и Александр Коротаев. Заметив страстный интерес молодого человека к своей работе, они стали пробовать его возможности в этом направлении. Будущий художник так успешно осваивал школу своих учителей, что через два года они стали доверять ему самостоятельные постановки, а уже через шесть его назначили главным художником театра. Это удивительно, но вот так стремительно развивался творческий путь художника, не имевшего специального образования. Секрет, вероятно, в том, что он обладал хорошими природными данными и сумел быстро освоить методику наставников. Впитав всё лучшее от своих учителей, Дмитрий Евстигнеев нёс марку их постановочной культуры. В то же время он поднял сценографию театра на качественно новый уровень.

18 же февраля на малой сцене нашего театра состоялась презентация документального фильма «Третий звонок».

Картина режиссёра Алексея Романова — окно в мир Коми-Пермяцкого национального драматического театра в Кудымкаре, где сцена становится местом встречи культуры, искусства и языка. Это пространство, где звучит язык коми — древний и поэтичный, как сама земля, на которой он родился.

«Третий звонок» — это история о том, как небольшой театр в Кудымкаре несёт огромный культурный пласт, сохраняя голос народа и вдохновляя новое поколение.

Производство фильма поддержал Фонд поддержки регионального кино, на сайте которого картина будет опубликована в общем доступе.

26 февраля мы отмечали важную веху в истории нашего края — столетие образования Коми-Пермяцкого округа!

Этот день символизирует не только богатое прошлое, но и светлое будущее нашей уникальной территории, сохранившей свои традиции и культуру.

Коми-Пермяцкий театр почти ровесник Округа, его вековой юбилей тоже не за горами. Судьбы региона и национального театра тесно связаны. Любовь жителей Коми-Пермяцкого округа к родной земле вдохновляют и дают надежду. Пусть наш Округ развивается, а мы, его жители, будем помнить своё наследие и добиваться новых высот.

1 марта на большой сцене нашего театра состоялось торжественное собрание, посвященное 100-летию Коми-Пермяцкого округа.

На собрании будут отмечены наши земляки, кто внёс и продолжает вносить большой вклад в развитие территории. Основная миссия мероприятия — отдать дань тем, кто создал основы сегодняшнего благополучия, чествовать достойных современников, работающих на благо страны и края.

В программе приняли участие ведущие коллективы Коми-Пермяцкого округа, Пермского края, а также народный артист России Дмитрий Харатьян и заслуженная артистка России Нонна Гришаева.

14 марта в театре выступал Пермский губернский оркестр — один из самых ярких творческих коллективов Пермского края. Оркестр уникален тем, что имеет огромный профессиональный опыт, всероссийский и международный авторитет, огромный репертуарный фонд.

Концертная программа «Мы вместе!» состояла из российских и зарубежных музыкальных произведений (эстрада, классика, джаз), а также национальных современных танцев. В концерте приняли участие оркестр, его хореографическая группа, а также солистки Наталья Сарифулина и Елена Бурди.

17 марта свой юбилей праздновала артистка Александра Симонова!

Александра Всеволодовна пришла в Коми-Пермяцкий театр в 1981 году, после окончания Пермского музыкального училища. И сразу — работа над знаменитой «Снегурочкой», которая станет одним из лучших спектаклей театров РСФСР на фестивале «Дни А. Н. Островского» в Костроме. В судьбе актрисы были и другие театры, но в итоге она выбрала Кудымкар и тот театр, с которого начался её творческий путь.

Проект дети детям. 22 и 23 марта на малой сцене Коми-Пермяцкого национального драматического театра выступили детские театральные студии «Чемоданчик» и «Мастерская».

Студия «Чемоданчик» показала спектакль «Ночные фантазии», сказку «Волк и семеро козлят», постановку «Как Колобок сказки обошёл и Машу нашёл» и сатирический спектакль «Портал в мир Зощенко».

Ребята из студии «Мастерская» представили зрителям сказку «Все мыши любят сыр» и спектакль «Знакомство с Чуковским».

«Мы назвали этот проект «Дети — детям». Дали ребятам профессиональную сцену. Это большая ответственность, но и хорошая мотивация. Возможность показать свои навыки и вдохновить других ребят заниматься искусством», — говорил директор театра Анатолий Четин.

Позже участники обеих студий приняли участие во всероссийском конкурсе молодёжных и школьных театров «Моя игра» (Пермь), собрав целую россыпь наград!

 «Чемоданчик» (руководитель — артистка Коми-Пермяцкого театра Надежда Крохалева):

• Спектакль «Ночные фантазии» (номинация «Школьный театр») — диплом лауреата ll степени и специальный диплом за «Актёрский ансамбль»;

• Спектакль «Портал в мир Зощенко» — специальный диплом «За яркое воплощение образа» Диме Дёмину;

• Индивидуальные награды (номинация «Художественное слово») — диплом лауреата ll степени Андрею Шадрину, специальный диплом «За яркое воплощение образа Дениски» Диме Дёмину.

«Мастерская» (руководитель — артист Коми-Пермяцкого театра Андрей Минин):

• Спектакль «Не молчи» — специальный диплом «За экспериментальный подход к детскому спектаклю», специальный диплом СМИ и жюри, специальный приз участнице спектакля Екатерине Коньшиной.

Молодцы, гордимся!

 А ещё наш межнациональный театральный фестиваль «Сообщение» стал победителем конкурса «Лидер Пермского края» в сфере культуры. Поздравляем всю команду фестиваля!

Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин:
— В преддверии профессионального праздника наградили победителей и финалистов конкурса «Лидер Пермского края» в сфере культуры. Всех их объединяет бережное отношение к нашему богатому культурному прошлому и вовлечение в творчество жителей всех возрастов.

Коми-Пермяцкий драматический театр стал победителем. Рад, что именно в год 100-летия округа награда ушла к настоящему символу и проводнику коми-пермяцкой культуры. Кудымкар стал местом притяжения лучших театров России благодаря фестивалю «Сообщение». Уже 6 лет этот проект открывает новые театральные таланты.

27 марта на большой сцене театра состоялась премьера спектакля по пьесе Шекспира «Сон в шалую ночь», которую ставят уже более 400 лет в театрах по всему миру.

Постановочная команда: режиссёр Алексей Шавлов, художник Ульяна Ерёмина, художник по свету Валерий Щербинин, композитор Алексей Мусатов, балетмейстер Дарья Яркова.

Алексей Шавлов:
— Это пьеса про любовь и театр, что, в каком-то смысле, одно и то же, ибо любви присуща театральность, а театр невозможен без любви.

В праздничный день, 27 марта, в Коми-Пермяцком театре вручили премию «Золотой гвоздь сезона». Она подводит итог среди актёрских работ за прошедший год, победителя выбирает голосованием вся труппа. Помимо финансовой награды, лауреату вручают и «духовный артефакт» — настоящий гвоздь из сцены старого здания театра.

В этом году по итогам голосования премия присуждена двум артистам: Дмитрию Долдину за роль Гусара в спектакле «Станционный смотритель» А. Пушкина и Сергею Кривощёкову за роль Игоря (Роза Игоревна) в спектакле «Матрёшки-Disco» А. Гейжан.

Во Всемирный день театра состоялась церемония награждения и других сотрудников театра, тех, кто особо отличился своим трудом и успехами.

• Почётная грамота Министерства культуры Пермского края — артистка Валерия Симакова,

• Почётная грамота Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края — артист Сергей Кривощёков,

• Благодарственное письмо главы Коми-Пермяцкого округа — министра Пермского края — артистки Марина Бенцал и Ярослава Ульянова, и. о. заведующего пошивочным цехом Наталья Зубова,

• Почётная грамота главы муниципального округа — Главы администрации Кудымкарского муниципального округа — артистки Вера Чугайнова и Надежда Крохалева,

• Благодарственное письмо администрации Кудымкарского муниципального округа — артистка Александра Симонова,

• Благодарность Думы Кудымкарского муниципального округа — начальник электроосветительного цеха Валерий Щербинин,

• Благодарственное письмо председателя Думы Кудымкарского муниципального округа — артист Василий Шипицын, главный механик Айрат Амирханов,

• Благодарность председателя Пермского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ — артист Андрей Минин,

• Благодарность от театра — Детская театральная студия «Мастерская».

12 апреля в нашем театре состоялся необычный музыкальный концерт «Этот день в истории многонациональной страны», приуроченный ко Дню космонавтики и к 64-летию со дня первого полёта в космос.

Особенностью концерта стало участие в нём не только профессионалов, но и руководителей национальных общественных объединений народов Пермского края. В программе были выступления коллективов Коми-Пермяцкого округа: «Рябинушка», «Калинка» и «Шондiбан», а также пермских: «Юность» и «Отражение».

Зрители увидели творческие номера, где народные мотивы переплетались с космическими темами, а старинные напевы обретали новое звучание в рассказах о подвигах космонавтов.

В начале апреля прошёл 77-й краевой фестиваль «Театральная весна» в Коми-Пермяцком театре. В течение недели были показаны премьерные спектакли, вышедшие за год (с прошлой «Театральной весны»). Экспертами, давшими профессиональную оценку этим постановкам, стали Алиса Фельдблюм и Татьяна Тихоновец, представляющие различные поколения театральной критики.

11 апреля Коми-Пермяцкий театр принял интегративный образовательный проект «Кадеты Росгвардии на марше по земле Прикамской».

Кадеты и специалисты Пермского президентского кадетского училища имени Героя России Ф. Кузьмина войск национальной гвардии РФ подготовили насыщенную программу: мастер-классы, показательные выступления, концерт хора и вокального ансамбля училища.

Проект «Кадеты Росгвардии на марше по земле Прикамской», или автопробег, как его называют в кадетском училище, — уникальное мероприятие. Жители Пермского края могли лично познакомиться с ребятами и педагогами. А юные гости праздников — сделать выбор в пользу учёбы в Пермском президентском кадетском училище войск национальной гвардии.

С 14 по 16 апреля в Москве проходил Форум театров малых и средних городов. Коми-Пермяцкий театр представляли директор театра Анатолий Четин и заместитель директора по организации зрителя Татьяна Климова.

Трёхдневный форум собрал руководителей и специалистов из более чем 70 театров со всей России, от Уссурийска и Благовещенска до Советска и Туапсе. Организатором форума является Ассоциация развития театрального искусства и поддержки театров малых и средних городов. Своим практическим опытом с коллегами делились эксперты в разных областях театрального менеджмента — финансовой и юридической деятельности, контент-маркетинга, инструментов продвижения и формирования имиджа театра, искусственного интеллекта.

«Театр для малого города — это не только место поиска смыслов, общения, встречи с искусством, — считает постоянный куратор форума, руководитель Ассоциации театров малых и средних городов Наталия Мозжакова, — но и градообразующее предприятие. Именно театр формирует образ города, его культурную среду и даже культурный код горожан. В рутине повседневных забот и задач важно не потерять основное направление, свою уникальную миссию. Двигаться, развиваться, быть современными, востребованными».

16 апреля на малой сцене театра состоялась премьера спектакля по рассказам Ивана Бунина «Тёмные аллеи».

Истории из цикла рассказов Бунина, сливающиеся в единый ностальгический жизненный путь собирательного образа героя: от первой влюблённости до понимания невозможности любви. Спектакль-аффект, где люди, живя на совершенно ином уровне человеческих страстей — обретают, теряют… и лишают себя счастья. Герои смотрят на себя сквозь время, как будто их жизнь — это старый чёрно-белый фильм с выцветшей, потрёпанной плёнки.

Постановочная группа: режиссёр Филипп Шкаев (Архангельск), художник Анастасия Савина (Москва) и композитора Андрей Минеев (Москва).

19 апреля на большой сцене театра «Балет Евгения Панфилова» представил вечер современной хореографии. В программе постановки «Дивертисменты босиком» и «Жажда жизни».

В то же время наши студийцы получили диплом в номинации «Лучший актёрский ансамбль» на Международном Брянцевском фестивале детских театральных коллективов в Санкт-Петербурге. Гордимся!

Далее – впечатления ребят:
— Фестиваль завершился, мы стали «Лучшим актерским ансамблем». Напоследок перед самым выездом, решили сходить в океанариум. За эти 4 дня максимально старались навосхищаться волшебным Санкт-Петербургом и прекрасным Брянцевским фестивалем. Посмотрели спектакли других коллективов, и некоторые наверно по-настоящему на долгое-долгое время остались в сердцах, настолько были сильные и искренние работы как отдельных молодых артистов, так и полноценных восхитительных постановок. Сходили на мастер-класс по актерскому мастерству и конечно же много и подолгу гуляли по Питеру, уставали эмоционально и физически каждый день…

21 апреля исполнилось 60 лет артисту Коми-Пермяцкого театра Анатолию Попову. Более сорока лет на сцене и больше сотни ролей, более чем театральная семья и большая жизнь, полная ярких событий. С вопросами к имениннику — члены семьи и коллеги. Мы же поздравляем Анатолия Анатольевича с юбилеем, желаем здоровья, а также сил и желания работать и творить!

В апреле ушёл из жизни поэт и философ Константин Кедров. Поэт-шестидесятник, философ и литературный критик, автор термина «метаметафора», номинант на соискание Нобелевской премии в области литературы, инициатор празднования Всемирного дня поэзии скончался на 83-м году жизни.

В 1950-е годы Константин Александрович жил в Кудымкаре вместе с отцом Александром Лазаревичем Бердичевским, главным режиссёром Коми-Пермяцкого театра. Учился в городской школе № 2, занимался в театральном кружке.

Одно из воспоминаний Константина Кедрова о Кудымкаре: «…и хотя там течёт речка Иньва красоты необычайной, всё равно первое моё впечатление — засасывающая глина. Помню, ночью в Кудымкар приехал автобус с театральной труппой, главным режиссёром которой был мой отец Александр Лазаревич Бердичевский. Тогда на дворе стоял 1957 год. Нас поселили напротив театра в бревенчатом домике. Рядом — колодец, дрова, удобства во дворе. Мне исполнилось 14. Но именно в небе над Кудымкаром я впервые увидел спутник! Перед этим прослушал лекцию на тему «Возможно ли преодоление земного тяготения?» Спросил лектора: «Запустят ли когда-нибудь человека в космос?» И лектор ответил: «Для этого надо обладать большими знаниями». И буквально через три-четыре дня запустили спутник! Мало того, ещё сказали, что можно будет его на небе рассмотреть. Так что Кудымкар дал мне три точки опоры, преобразующихся в крест: держащую за ноги глину, театр с удивительной отцовской постановкой «Мария Тюдор», исполняемой по сельским клубам. И пусть объявляли: «Мария Тюдор», Ви́ктор Гюго, какая разница — не в ударении дело, но эта постановка воспринималась зрителями как надо! И третья, верхняя опора — спутник над Кудымкаром!».

7 мая на большой сцене театра состоялась премьера спектакля «Солдатёнок». Постановка посвящена 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

«Чьей бы ты матерью ни была, а я без тебя тоже остался сиротой». Так заканчивается рассказ Андрея Платонова «Мать», но осиротевшими можно считать и нас — потомков людей, которые пережили Великую Отечественную войну, ради мира пожертвовав всем. Мы помним и тоскуем, и нет силы, способной стереть из сердец наших родных, которые жили, любили, прощали и прощались навсегда.

Три истории великих писателей Чингиза Айтматова и Андрея Платонова легли в основу триптиха: сын, мать, отец. Это рассказы о простых людях, которые не погибли, но остались без самых дорогих людей… Возможно ли осилить такую утрату? Как научиться дышать заново и смотреть в будущее, не забывая о прошлом? Эти вопросы без ответов создают чистый стройный оркестр, в котором любовь, как звук, одухотворяет мёртвую тишину и даёт надежду.

Постановочная группа: режиссёр Юлия Беляева, режиссёра-хореограф Ирина Ткаченко, художник Любовь Мелехина, художник по свету Валерий Щербинин.

В мае стало известно, что Коми-Пермяцкий театр вошёл в число победителей национального конкурса достопримечательностей. А Пермский край награждён за повышение интереса у жителей России к изучению страны и её истории, популяризацию достопримечательностей и значимых объектов региона.

Конкурс «От южных морей до полярного края» проводится программой Росмолодёжи «Больше, чем путешествие» при поддержке сервиса «Другое Дело» и Музея Победы. В 2025 году за победу боролись более 500 достопримечательностей со всей страны. В финал вышли 244 объекта – минимум по одному от каждого региона.

Полный список победителей, а также галерею достопримечательностей можно найти на сайте конкурса местагордости.рф — даже после завершения голосования он остаётся открытым для всех, кто ищет идеи для путешествий по России.

8 июня на сцене театра состоялась Концертная программа инклюзивного Фестиваля детского творчества «Пусть миром правит любовь!». Проект направлен на социально-культурную адаптацию детей с ОВЗ, а также проявление своих творческих и интеллектуальных способностей.

В программе концерта выступления творческих коллективов:

• Инклюзивное творческое объединение «Вита (Жизнь)» (г. Пермь),

• Образцовый детский коллектив «Вокальный ансамбль «Отражение» (г. Пермь),

• Образцовый детский коллектив «Эстрадная студия «Школьный секрет» (г. Пермь),

• Детский хор «Вдохновение» (с. Карагай),

• Детская театральная студия «Чемоданчик» (г. Кудымкар),

• Студия танца «Стрекоза» (г. Кудымкар),

• Образцовый детский коллектив «Вокальный ансамбль «БраVо» (г. Кудымкар),

• Образцовый детский хореографический коллектив «Купава» (г. Кудымкар),

• Хоровой коллектив «Выше радуги» Кудымкарской детской школы искусств имени А. И. Клещина.

Из зрительских отзывов:

— Поездка в Кудымкар — это всегда особое состояние души. Я бы даже сказалаобщего самочувствия. А оно в Кудымкаре прекрасное! Слово «вкусно» в этом городе имеет гораздо бОльшее значение, ведь здесь вкуснА сама атмосфера!

В полной мере это относится и к Коми-Пермяцкому театру. Не первый раз в этом театре, и каждый раз — как первый! Нынешний приезд был особенным: помимо просмотра спектакля «Золотая баба» удалось «проникнуть» в закулисье прославленного театра и проникнуться его волшебством «изнутри». Театральным гидом выступила Татьяна Николаевна Климова, заместитель директора по организации зрителя. Её рассказ — образец того, как нужно преподносить информацию зрителю, чтобы она навсегда поселилась в его сердце. Как и любовь к театру.

Именно из ее уст я узнала о театре то, что вряд ли прочту на просторах интернета. Потому что это были, прежде всего, личные воспоминания (об истории театра, об актерах, режиссерах, какие-то интересные эпизоды театральной жизни…), своё представление о высокой миссии театра, ее бесконечная любовь к коллективу, каждому подразделению и сотруднику.

Мало того, что театр в Кудымкаре— единственный профессиональный театр, где ставятся спектакли на коми-пермяцком языке, так это, на мой взгляд, самый красивый и уютный театр (и снаружи, и внутри!), где мне довелось побывать! Благодаря гиду я полностью погрузилась в таинство создания спектакля. От начала (эскизы костюмов, бутафория, реквизит, оформление сцены и т.д.) и до зрительного зала на 300 мест, где — постоянный аншлаг.

Узнала, например, что тот самый изумительной красоты мрамор, который использован в фойе театра, привезен аж из самой Индии. Что сегодня в репертуаре театра 42 спектакля, на которые приезжают зрители со всей России, что здесь есть своя музыкальная группа, своя экспериментальная театральная лаборатория и много того, что отличает этот театр от остальных… Ну, а уж сам спектакль, показанный после экскурсии по закулисью («Золотая баба» идет на коми-пермяцком и русском языках) ), великолепен — антураж, костюмы цирка Дюсолей отдыхают по сравнению с увиденным! Сразу стало понятно, почему даже сами кудымкарцы не могут попасть на эту постановку, билеты раскупаются «всем Прикамьем!» Браво, Коми-пермяцкий национальный драматический театр им. М. Горького!

В мае 25 лет исполнилось спектаклю «Гузи да Мези» — визитной карточке Коми-Пермяцкого театра. Премьера постановки состоялась 27 мая 2000 года.

Как много от реальных людей в образах Гузи и Мези? Почему зрители продолжают ходить на этот спектакль снова и снова? Сегодня вы те же Гузи и Мези, что и много лет назад? На эти и другие вопросы отвечают заслуженные артисты РФ Анатолий Радостев и Василий Макатерский. Впервые видео опубликовано в ноябре 2020 года (к 20-летию спектакля).

29 мая на большой сцене театра состоялась премьера спектакля «Живи и помни» по повести Валентина Распутина, инсценировка Анны Гейжан. Постановка посвящена 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В последний год войны в родную деревню возвращается Андрей Гуськов. Но возвращается не героем, а дезертиром, не доехавшим после ранения из госпиталя в свою воинскую часть. О том, что Андрей вернулся, знает только один человек — жена Настёна, единственная, кому он может доверить свою жизнь. Она вынуждена скрывать мужа даже от родных, изредка навещая его в тайном укрытии. Андрей теперь — вечный беглец, обречённый на одиночество…

Трагичная, полная горькой правды история о войне, испытывающей и ломающей человека. Это и история об одновременно простой и загадочной, преданной женщине.

Постановочная группа: режиссёр Юлия Беляева, художник Любовь Мелехина, композитор Юлия Колченская, хормейстер Галина Гусева, хореограф Максим Пахомов, художник по свету Валерий Щербинин.

90 лет назад, в мае 1935 года, получили дипломы первые выпускники (29 человек) национальной актёрской студии (Театр колхозной молодежи — ТКОМ), сформированной летом 1931 года. Возник профессиональный коллектив Коми-Пермяцкого национального драматического театра.

В той студии учились прославленные в будущем артисты: народная артистка России Анна Котельникова, заслуженные артистки России Нина Канюкова и Наталья Кивилёва, артисты Илья Караваев, Фёдор Кривощёков, Сергей Морошкин, Екатерина Сакулина, Георгий Тукачёв, Васса Рочева.

Важным событием начала лета стало то, что наш театр театр вошёл в число победителей Всероссийского фестиваля «Комедiя-фест», организатором которого выступил нижегородский театр «Комедiя», существующий в рамках одного жанра и поставивший себе задачу исследовать комедию во всех её проявлениях. Спектакль «Матрёшки-disco» нашего театра получил диплом победителя «За яркое переосмысление культовой истории».

Далее – один из зрительских отзывов на спектакль:

Браво!!! Брависсимо!!!! Комедия !!!!

Великолепная, озорная, смешная, теплая по-хорошему.

Песни просто шикарные!

Мы в восторге. Зрители рукоплескали, по-другому не скажешь. Полный зал и мы просто встали и хлопали, и хлопали.

Атмосфера 90-х, но не гнетущая, а очаровательная. Милые бандиты любящие огурцы мамы Лены, крылатые фразочки из детства.

Все с виду просто, но как филигранно и как «по – продюссерски» сделано. После первого отделения все зрители напевали «Любовь — это мука Мамука, любовь — это мука Мамука», оказывается, и жюри тоже не избежало этой участи.

Спектакль по мотивам «В джазе только девушки». Современное прочтение и оно супер удалось!

Спасибо огромное за удовольствие от спектакля Коми-Пермяцкий национальный драматический театр. За костюмы отдельное мое личное мерси. Все платья хАчу).

10 и 11 июня на большой сцене театра выступала Анастасия Ларцева и фолк-шоу группа «Закрутиха» (Москва). Два больших концерта на сцене Коми-Пермяцкого театра — музыкально-интерактивная программа с народными песнями и играми «СчастливаЯ». В программе: русские народные и коми-пермяцкие песни в современной обработке, музыкальный мастер-класс на народных инструментах, задорная русская кадриль, весёлые частушки и песни.

Благодаря яркому артистическому мастерству певицы и невероятному оптимизму каждое выступление наполняло сердца зрителей жизненной силой и положительной энергией. Веселье и радость надолго останутся в душе!

21 июня театры вышли на «Уличу-Улицу»! Такого в Кудымкаре еще не видели. Артисты и воспитанники театральных студий вышли прямо на улицу и вовлекли всех желающих в яркий фестивальный вихрь! Театральные и цирковые представления, уличные перформансы, огненные шоу, музыкальные выступления, танцевальные шоу, модные показы и актерские мастер-классы… Запомнились всем и артисты на ходулях, живые диско-шары, «Большая рыба», спектакль о которой показал Театр-студия «Пилигрим», и фолк-группа «Шай-май» в финале фестивального дня.

А теперь главные факты: первый фестиваль уличных театров «Улича-Улица» — это:

— более 150 артистов;

—15 творческих коллективов из Кудымкара, Перми и Республики Удмуртия;

— минимум 5 перемен погоды, не помешавших ярким уличным представлениям.

К юбилейному 95 сезону Всероссийский проект «Театральная карта России» приступил к съёмкам документального фильма о нашем театре. Он посвящён предстоящему юбилею, истории театра, его закулисной жизни и творческим планам.

Выпуск фильма приурочен к 95-му юбилейному театральному сезону, который откроется в сентябре 2025 года, а сам 95-й день рождения Коми-Пермяцкий театр отметит осенью 2026 года. Режиссёром фильма выступил Юрий Гончаров, руководитель проекта «Театральная карта России». Оператор-постановщик — Максим Глыгало.

Юрий Гончаров, режиссёр фильма:

— Выпуск документального фильма на «Театральной карте России» о Коми-Пермяцком театре будет важным событием для всего региона. Он позволит зрителям узнать больше о богатой истории театра, его талантливых артистах и творческих достижениях. Кроме того, фильм станет ещё одним шагом в сохранении и продвижении культурного наследия России.

«Театральная карта России» — это уникальная платформа, которая объединяет все театры нашей страны на одной карте, позволяет зрителям лучше ориентироваться в мире театра. Главная цель проекта — популяризация театрального искусства и увеличение его доступности для широкой аудитории. В рамках проекта снимаются документальные фильмы о театрах и создаётся единая интерактивная карта, на которой отмечаются все театры России. Карта содержит информацию о каждом театре, его истории, достижениях. Пользователи могут выбирать интересующие их театры и получать актуальную информацию.

Наконец, 28 июня на большой сцене Коми-Пермяцкого национального драматического театра состоялась церемония закрытия 94-го театрального сезона.

На церемонии были вручены награды Министерства культуры Пермского края, Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа, Кудымкарского муниципального округа, а также традиционные внутренние награды Коми-Пермяцкого театра.

НАГРАЖДЁННЫЕ:

Награды Министерства культуры Пермского края:

• Почётная грамота Министерства культуры Пермского края — главный художник театра Любовь Мелехина;

• Благодарность Министра культуры Пермского края — артист Алексей Мусатов, артист Дмитрий Хорошев;

• Благодарственное письмо Министра культуры Пермского края — артистка Марина Рукавицына.

Награды Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа:

Премии Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края в области национальной культуры и искусства в номинации «Театральное искусство»:

• «Лучшая мужская роль имени заслуженного артиста РСФСР В. Г. Мазеина» — Андрей Майбуров (Андрей Гуськов в спектакле «Живи и помни» В. Распутина, режиссёр Ю. Беляева);

• «Лучшая женская роль имени народной артистки РСФСР А. Г. Котельниковой» — Ярослава Ульянова (Настёна в спектакле «Живи и помни» В. Распутина, режиссёр Ю. Беляева).

• Почётная грамота Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края — главный режиссёр театра Юлия Беляева;

• Благодарственное письмо главы Коми-Пермяцкого округа — министра Пермского края — артистка Анна Окулова, артистка Анастасия Бражникова, художник-декоратор Наталья Погадаева.

Награды Кудымкарского муниципального округа:

• Почётная доска Кудымкарского муниципального округа — артист Эдуард Щербинин;

• Благодарственное письмо администрации Кудымкарского муниципального округа — заведующая билетной кассой Наталья Апанасевич, заместитель директора по административно-хозяйственной части Мария Щербинина;

• Благодарственное письмо председателя Думы Кудымкарского муниципального округа — начальник цеха реквизита Наталья Ладанова, заведующая костюмерной Елена Шипицына.

Награды Коми-Пермяцкого театра:

• «За яркое исполнение роли» — Валерия Новодворская (Валентина в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, режиссёр А. Шляпин), Валерий Дегтянников (Пашка в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, режиссёр А. Шляпин), Сергей Кривощёков (Тарелкин в спектакле «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина, режиссёр Р. Фесак);

• «Лучшая роль второго плана» — Нина Голева (Семёновна в спектакле «Живи и помни» В. Распутина, режиссёр Ю. Беляева);

• «Лучший актёрский дуэт» — заслуженный артист РФ Анатолий Радостев и Мария Демидова (Оберон и Титания в спектакле «Сон в шалую ночь» У. Шекспира, режиссёр А. Шавлов);

• «Лучшая эпизодическая роль» — Марина Рукавицына (Робин в спектакле «Сон в шалую ночь» У. Шекспира, режиссёр А. Шавлов);

• «Отец года» — Эдуард Щербинин (Отец в спектакле «Солдатёнок» Ч. Айтматова и А. Платонова, режиссёр Ю. Беляева; Отец в спектакле «Тёмные аллеи» И. Бунина, режиссёр Ф. Шкаев);

• «Яркий дебют года» — Александр Кузьмин (Мальчик и сын в спектакле «Солдатёнок» Ч. Айтматова и А. Платонова, режиссёр Ю. Беляева);

• «Перспективная молодая поросль» — Кирилл Поносов (Молодой человек в спектакле «Тёмные аллеи» И. Бунина, режиссёр Ф. Шкаев);

• «Возвращение в режиссуру» — Анатолий Попов (режиссёр спектакля «Курица» Н. Коляды);

• «Лучший актёрский ансамбль» — актёрский ансамбль спектакля «Педсовет» А. Толстого, Д. Ретиха, режиссёр О. Матвеева;

• «Лучший театральный хор» — Вокальный ансамбль шутих (Спектакль «Живи и помни» В. Распутина, режиссёр Ю. Беляева);

• «Яркий театральный ансамбль» — Труппа «гастарбайтеров» (за представление в спектакле «Сон в шалую ночь» У. Шекспира, режиссёр А. Шавлов);

• Специальный приз «Цех года» — Столярный цех (начальник цеха Алексей Ярков);

• Специальный приз «Слуга двух господ» — Сергей Фадеев, столяр-бутафор; 

• Специальный приз «Ростислав Круг» — Ростислав Отинов, машинист сцены.

Анатолий Четин, директор Коми-Пермяцкого театра:
— Дорогие друзья, коллеги и поклонники искусства! Давайте вместе праздновать завершение нашего театрального сезона. Он был полон ярких событий, незабываемых впечатлений и творческого вдохновения. Мы смогли подарить нашим зрителям множество прекрасных спектаклей, которые, смею надеяться, оставили неизгладимый след в их сердцах. Хочу выразить огромную благодарность всем, кто принимал участие в создании этого праздника искусства. Актёрам, режиссёрам, художникам, музыкантам и всем остальным работникам театра — вы делаете невероятное! Благодаря вашему таланту и усердию, наш театр продолжает развиваться и радовать зрителей новыми постановками. Впереди нас ждёт новый театральный юбилейный сезон. Мы будем продолжать радовать вас нашими спектаклями, искать новые формы и подходы к искусству. Пусть этот сезон оставит только тёплые воспоминания и желание возвращаться в театр снова и снова… Адззисьлытöдз театрын!

Свежие новости

«В нужное время в нужном месте». К юбилею заслуженного артиста РФ Анатолия Радостева

Анатолий Иванович Радостев родился 19 июля 1955 года в деревне Мальцева Кудымкарского района. Учился в Читать дальше…

3 июля 2025

«Спасая и спасаясь театром». К 50-летию артиста Эдуарда Щербинина

Эдуард Васильевич Щербинин родился 27 июля 1975 года в деревне Ивукова Кудымкарского района. С ранних Читать дальше…

2 июля 2025

Сегодня в Кудымкаре проходит пленэр молодых художников

Пленэр «Улица моя родная» — часть программы I фестиваля уличных театров «Улича-Улица», который прошёл в Читать дальше…

30 июня 2025

В театре закрылся 94-й сезон

28 июня на большой сцене Коми-Пермяцкого национального драматического театра состоялась церемония закрытия 94-го театрального сезона. Читать дальше…

28 июня 2025

В августе в театре состоится 9-я лаборатория «Живая классика»

С 11 по 16 августа 2025 года в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре состоится IX творческая Читать дальше…

28 июня 2025

Хроника 94-го театрального сезона

Насыщенным, активным получился 94-й сезон в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре. 10 премьер, участие в фестивалях, Читать дальше…

27 июня 2025

К юбилейному сезону в театре начались съёмки фильма

Всероссийский проект «Театральная карта России» приступил к съёмкам документального фильма о Коми-Пермяцком национальном драматическом театре. Читать дальше…

25 июня 2025

В Коми-Пермяцком театре в седьмой раз пройдёт фестиваль «Сообщение»

С 19 по 26 октября 2025 года в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре состоится VII межнациональный Читать дальше…

18 июня 2025

Живи и помни. Отзывы студентов КПППК

Отзывы студентов Коми-Пермяцкого ордена «Знак Почёта» профессионально-педагогического колледжа о премьерном спектакле «Живи и помни» В. Читать дальше…

2 июня 2025

Смотреть все новости