К 100-летнему юбилею Александра Володина

3 июня 2021

«Неуверенность в себе-самое понятное и близкое мне чувство»

10 февраля исполняется сто лет со дня рождения Александра Володина – поэта и сценариста. Помимо этого он считается одним из самых известных и авторитетных драматургов Советской эпохи. Спектакли по его пьесам шли на главных театральных сценах страны; фильмы, снятые по его сценариям, давно стали классикой и разобраны на цитаты. Володина ценило театральное сообщество, на закате жизни он был обласкан властью. Но, кажется, сам Володин придавал мало значения регалиям и внешним признакам успеха. Постараемся, чтобы и нам они не загородили живую, мыслящую личность.

Родившийся в Минске Александр Володин рано потерял мать. Отец от него, фактически, отказался и он попал в Москву, на воспитание к дяде. «Довольно обеспеченному, на правах бедного родственника»

По его собственным словам, с детства увлекся театром и канонично тратил на билеты те деньги, что рачительный дядя отпускал на обеды. В 16 лет будущий писатель поступает в Московский авиационный институт, дабы получить место в общежитии и обрести независимость. Бросает через полгода. Перед самой войной, в 1939 году, поступает на театроведческий факультет ГИТИСа, но через два месяца приходит повестка.

На войне был ранен, награжден орденом и медалями. Никогда не вспоминал войну в восторженно-патриотическом ключе. «Жалость и стыд – вот что я вынес с фронта». Не ударные корпуса, масштабные битвы и освобожденные города, но грязь, неразбериха и гибнущие сослуживцы.

Но вот что интересно. В одном из поздних интервью, вспоминая то время, Володин скажет: «Мы вырвались на свободу войны». Освобождение от казармы, марш на запад, новые страны и новые впечатления… Красная армия всех сильней, две-три недели и все закончится! Но далее он говорит, что уже в самом начале войны его подразделению пришлось выходить из окружения и отступать. Плюс горячо любимого командира расстреляли свои, и все это стало отрезвляющим ушатом холодной воды. Иллюзии таяли, как дым на ветру. Складываются мировоззрение и творческий стиль будущего драматурга – растерянный маленький человек на чудовищном фоне жизни.

Демобилизовавшись, Володин возвращается на учебу и заканчивает ГИТИС в 1949 году. Ему тридцать лет, за спиной тяжелый багаж пережитого. Дебютной пьесой драматурга станет «Фабричная девчонка» 1955 года. Очень смелый текст, повествующий о том, как коллектив ломает человека, пытающегося отстоять свой образ мысли и стиль жизни. И это в эпоху безраздельного господства коллективизма! По пьесе ставились спектакли, но Володина поносили и критиковали.

Второй пьесой драматурга станут «Пять вечеров.» Спектакли по этому произведению ставят Георгий Товстоногов в Большом драматическом театре и Олег Ефремов в «Современнике». Казалось бы, вот они – успех и признание. Подстраивайся под конъюнктуру и не будешь знать горя. Но как-то не стремился Володин идти проторенным, идеологически одобренным курсом. Гнул свою линию, писал о том, что сам считал важным. Его продолжали критиковать, обвиняли в искажении действительности, пессимизме и мелкотемье, нездоровом интересе к «маленьким людям и неустроенным судьбам».

Да и сам драматург внешне не слишком то соответствовал образу решительного борца за правду. Судя по всему, Володин был чрезвычайно самокритичным и постоянно рефлексирующим человеком. Вот что скажет о нем актриса Большого драматического театра Зинаида Шарко: «Володин читал нам свою пьесу, по которой собирались ставить спектакль – «Пять вечеров.» Через каждые пять минут он останавливался и говорил: «Извините, там очень бездарно написано. Я вот это исправлю и это исправлю… Ой, как это плохо! Я… я даю слово, что я это исправлю!» Вот так он прочёл всю пьесу, извиняясь за то, что так плохо написано». В одном из поздних интервью Володин скажет: «Никогда не верил в себя. Мне стыдно за все, что я написал».

В какой-то момент Володин даже уйдет из театра. Будет писать сценарии для кинофильмов, многие из которых, кстати, будут хитами. Среди них: «Звонят, откройте дверь» Александра Митты, «Дочки-матери» Сергея Герасимова и «Осенний марафон» Георгия Данелия.

Со временем цензура убавит обороты и Володин снова будет писать для театра. Персонажами его произведений останутся «маленькие» люди со скромными амбициями, невысокими зарплатами и простыми профессиями, которые только недавно вступили во взрослую жизнь. И это «начало жизни» не обязательно совпадает с биологической молодостью, иногда это герои преклонного возраста…

Важным для Володина был мотив сокровенного. Внутренний мир героя. Это, опять же, очень необычно для эпохи, когда во главу угла ставились коллективные цели и общественная активность, а целью искусства была пропаганда важных для власти идей.

Для пьес Володина характерен лейтмотив «потока жизни». Действие начинается где-то за горизонтом и теряется в невообразимой дали, а драматург будто выхватывает из этого потока отдельные фрагменты и показывает нам. Герои не перестают жить в момент, когда читатель закрывает книгу, они будто действуют по своей воле, великодушно показав читателю лишь несколько страниц своей большой биографии. Так мы листаем чужие альбомы с фотографиями, где видим лишь избранные моменты судеб.

Этот прием замечательно реализован в спектакле нашего театра «С любимыми не расставайтесь», поставленном в 2017 году режиссером Татьяной Ворониной по одноименной пьесе Володина. Спектакль зарекомендовал себя на фестивалях и стал одной из «визитных карточек» театра.

Этот спектакль словно мозаика. Нечто цельное, легко раскладывающееся на отдельные фрагменты судеб множества персонажей. Спектакль очень динамичный – он подхватывает тебя и несет, словно поток, до самого финала, только успевай выныривать и набирать воздуха в грудь. Его герои – те самые володинские непростые «маленькие люди», для которых определяющим фактором в жизни становятся внутренние переживания, а не внешние условия существования.

Признак по-настоящему хорошей драматургии – вневременность. Творчеству Володина это присуще в полной мере. Не приходится сомневаться, что будут и новые постановки, ведь текстам Володина по-прежнему есть что сказать современному зрителю.

Свежие новости

В Коми-Пермяцком театре пройдёт «Ночь искусств»

3 ноября Коми-Пермяцкий национальный драматический театр присоединяется к проведению всероссийской акции «Ночь искусств». Зрители увидят Читать дальше…

29 октября 2024

Итоги фестиваля «Сообщение»

VI межнациональный театральный фестиваль «Сообщение» прошёл в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре с 22 по 27 Читать дальше…

27 октября 2024

«В рай… через тополя…» — 20 лет спустя

19 октября 2024 года — 20 лет с премьеры спектакля «В рай… через тополя…». Постановка Читать дальше…

18 октября 2024

В театре открывается выставка экс-министра КПО Игоря Быкариза

В театральном кафе большой сцены Коми-Пермяцкого национального драматического театра открывается выставка картин экс-главы Коми-Пермяцкого округа Читать дальше…

17 октября 2024

«Всегда была яркой и колоритной». Памяти Светланы Черноблер

Сегодня, 18 октября, 95 лет со дня рождения Светланы Валентиновны Черноблер (1929–1990) — актрисы и Читать дальше…

16 октября 2024

Лекция «Школьная литературная классика в театре: ожидание vs реальность»

27 октября 2024 года в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре пройдёт лекция «Школьная литературная классика в Читать дальше…

16 октября 2024

В нашем театре пройдёт мастер-класс по современной хореографии

26 октября 2024 года в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре пройдёт мастер-класс современного танца от хореографа Читать дальше…

3 октября 2024

В Кудымкаре состоится фестиваль детских театров

С 11 по 13 октября 2024 года в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре пройдёт фестиваль любительского Читать дальше…

1 октября 2024

В театре открылась выставка к юбилеям Н. Морозовой и В. Чугайновой

В большом фойе Коми-Пермяцкого национального драматического театра открылась новая фотовыставка. Она посвящена юбилеям артисток театра Читать дальше…

27 сентября 2024

Смотреть все новости