Как-то он поехал с компанией на охоту. Приехав в лес, решили разделиться. Договорились о времени отъезда и разошлись: он с сыном в одну сторону, приятели – в другую. День прошел незаметно. С приятной усталостью и удовлетворенностью охотой в условленное время они с сыном вышли из леса. …И обнаружили, что нет ни машины, ни попутчиков…Стало ясно, что они уехали. Звонить нечем (мобильных телефонов тогда не было). Вышли на дорогу и стали голосовать. Машины не останавливаются. Вдруг его взгляд остановился на валяющейся у обочины дороги старой березовой чурке. Сучок, который торчал на ней, словно подсказывал ему идею спасения. Вытащив нож, он отрезал его и выстрогал на нем полосы. Получилось нечто, вполне похожее на милицейский жезл. И пошел он «прижимать» машины к обочине. Сработало сразу. Машина по его требованию остановилась, и он, очень извиняясь, стал рассказывать водителю и его пассажирам про свою ситуацию. …От поступка попутчиков они пришли в полное недоумение… Но ещё более они были восхищены его находчивостью. Так они с сыном добрались до дому.
Вспоминая эту историю, он ни словом не обмолвился о своих приятелях и с упоением рассказывал про свою находку. Таков Василий Степанович Макатерский. Среди его выработанных правил: никого не осуждать и никому не досаждать. Как это ему удается в этой, судя по сему, нервозной жизни, не понятно. Как он умудряется сохранять спокойствие, когда в театре в совместных творческих процессах эмоции порой зашкаливают и сложно обойтись без жарких полемик и острых углов? Непонятно. Он предпочитает оставаться от всего этого в стороне, так как не видит в том большого смысла. Высказанные в свой адрес замечания он воспринимает без лишних эмоций, в рабочем порядке. Он вообще не любит ничего лишнего в своей жизни. Думать о том, чего нельзя изменить, тоже считает бессмысленным. Но любит учиться на ошибках, на своих и ещё более — на чужих. Ему хочется жить праведно. Соблюдать христианские заповеди – для него просто и крайне важно. Правила жизни он унаследовал и от матери. Однажды и на всю жизнь запало в него коротко произнесенное ею: «Еныс аддзас…». В этом он услышал для себя: «Бог видит… Он и рассудит». С тех пор он не спешит осуждать людей. Радоваться их успехам – да. Ему неведомо чувство зависти. И вообще он настроен на благостное восприятие жизни. Что бы там не случалось, по его мнению, в любом случае существует разумный исход. Наша задача — найти его. Он абсолютно согласен с тем, что «горе и радость ходят по жизни рядом». Такова премудрость жизни. Но важно правильно расставлять в ней акценты. По его мнению, человека на каждом углу подстерегают провокации. Избежать их непросто, но для него — принципиально. В большой степени понимать природу человека ему помогла психология Карнеги.
Сегодня Василий Макатерский оставляет впечатление успешного человека с «безоблачной» жизнью. В его репертуаре более 120 ролей. Спектакль с его участием «Гузи да Мези» стал культовым. «Уйди – уйди», где он играет одну из центральных ролей, — получил всероссийское признание. Артист имеет большой успех. Его любят, узнают, «на него» идут. Сам он к этому относится спокойно: «Ну какая слава?! Она – у великих. А тут намного проще. Мне приятно и важно, когда навстречу идущие по улице люди, увидев меня, улыбаются. Очевидно, я их радую. И, прежде всего, как артист. Когда зрительный зал безудержно радуется от того, что происходит на сцене, испытываешь необъяснимо приятные чувства. Но успех надо постоянно подпитывать. В любой момент можно почувствовать, что что-то не так. И вот этого я боюсь. Да, есть востребованность. Когда у артиста много ролей, это хорошо. Но есть и вероятность того, что не на всё может хватить сил и возможностей. В любом случае, я стараюсь сработать так, чтобы после просмотренного спектакля зрителю захотелось прийти в театр ещё. Я не имею права его разочаровывать, обязан – радовать, помогать ему в непростой жизни. Я должен быть для него всегда интересным и потенциальным. Никому нет интереса до наших слабостей и проблем».
Вот поэтому мало, кто знает о многочисленных перенесенных Василием Степановичем операциях и той, которая ему ещё предстоит. Он многое из личной жизни оставляет «про себя». Личное — на то и личное. Он не находит нужным и делиться своими представлениями о таких всеобщих категориях, как счастье и любовь. Это только его.
А между тем, общеизвестна история его встречи с будущей супругой и зарождения их семьи. Во всяком случае, об этом знают его сокурсники по Ленинградскому театральному институту. Однажды они стали невольными свидетелями того, как у них всё начиналось. А дело было так. Ехали они зимой на каникулы домой. Сели в любимый 93-ий поезд в 20-ый вагон. Стали размещаться по местам. Василию Макатерскому выпало 20-ое. На 21- ом оказалась незнакомая девушка. С первого взгляда она так «зацепила» его, что он «выпалил» поглядывающим на неё сокурсникам: «Она будет моей!». Девушка оказалась Галей, родом из Мурома, училась в Ленинграде на врача, ехала в Свердловск к сестре. Всю дорогу, пока они ехали вместе, она оставалась в центре его внимания. Прощаясь, он настойчиво попросил сказать, где она живет в Ленинграде и номер автобуса, на котором можно добраться до неё. Девушка, особо не веря в возможность продолжения их общения, назвала свои координаты. Но каково же было её удивление, когда после каникул, он появился у порога её общежития. Их отношения развивались стремительно. Будучи студентами, они поженились. Родился ребенок. Стало жить трудно, но они не сдавались. Параллельно с учебой Василий на две ставки работал дворником. Его семье, благодаря этой должности, выделили жильё. Галина получала хорошую стипендию. После рождения ребенка она взяла академический отпуск. Когда он подрос, увезли к маме в Муром. К хлопотам семейной жизни назрели проблемы в институте. Он почувствовал, что «загнан», не готов к продолжению учебы. Ощущение кризиса стало тяготить. И решил уйти из института. Но тут он представил, как вернется домой… Как для земляков он окажется слабаком… И понял, что обратной дороги нет! Тогда он решил взяться за учебу, чего бы это ему не стоило! Закончил институт, вернулся на родину и всю свою жизнь посвятил Коми-Пермяцкому театру. Сегодня он ведущий артист труппы, удостоенный почетного звания «заслуженного артист».
Но разве мог поверить деревенский парень Вася Макатерский из Янчира в такой исход событий, когда решил учиться «на артиста». Он приехал в Кудымкар с программой, самостоятельно подготовленной на крыше дома. Театр, где проходили приемные экзамены, перепутал с Домом культуры. Оказавшись перед приемной комиссией, прочитал отрывок из Поднятой целины», спел «Надежду». Стал читать «Волка и ягненка» и перепутал героев, ягненка играя волком, и наоборот… Юноша настолько был охвачен волнением, что не обладал собой. Его сковывала вся обстановка вокруг. Перед ним всё шумело и гудело, пестрело и играло яркими, красивыми красками. Его, скромного деревенского парня в резиновых сапогах, это угнетало. Он решил: докурю сигарету и уеду обратно!
Сегодня Василий Степанович признается, что серьезных разочарований в профессии никогда не было. Были сомнения. Однажды от плотной занятости в репертуаре он почувствовал ощущение усталости и желание отдохнуть. Но тут же решил, что если возьмет таймаут, выпадет из обоймы. И стал продолжать работать. Вовремя и правильно принять решение – тоже из его правил. Для него крайне важно организовать свою жизнь так, чтобы соразмерно сочетать работу и отдых. Лучше всего ему отдыхается наедине с природой: «Смотришь на воду, землю, огонь костра, небо, … Действует мощно! А какое наслаждение оставаться наедине со звездами!»
А мечтал он сначала стать егерем. Хотел поступить в Кировский сельхозинститут. Но упустил момент. И направился осуществлять другую мечту. К счастью, подвернулся вариант с национальной студией в Ленинграде.
Откуда у него могло появиться желание стать артистом? Помнит, что всегда любил петь. Пел красиво отец. Любила петь мама. Она говорила на очень образном коми-пермяцком языке. Была очень артистичной бабушка. Да и все в его роду любили веселиться и куражиться. Но и горя его предки хлебнули немало. Дедушки по линии матери и отца пропали без вести на войне. Бабушка по матери вырастила одна пятерых детей. Отец его — чистокровный белорус. Когда по возрасту его не взяли на войну, он пошел в партизаны. Был пулеметчиком. Вернулся домой с наградами. В одном из конфликтов с женой он совсем неожиданно услышал: «Лучше бы тебя убили на войне!» Он собрал чемодан и уехал от неё навсегда. Остались с ней и их дети. По вербовке он приехал в Коми-Пермяцкий округ и через некоторое время женился на другой, на коми-пермячке. С ней они прожили ладом, нажили дочку и четырех сыновей, среди которых и оказался будущий артист. Сегодня родителей Степана Платоновича и Прасковьи Егоровны уже нет. Но уроки, преподнесенные ими, их жизненным опытом — с Василием Степановичем навсегда. Он научился извлекать премудрости из всего, что рядом. Делать это он предпочитает тихо, про себя, не удручая своими умозаключениями окружающих. А вот юмор он готов делить со всеми и бесконечно. И уж совсем не в силах он совладать со своим желанием впечатляться и вдохновляться женской красотой.
Сегодня, встречая своё 60-летие, Василий Степанович испытывает яркий вкус к жизни. Он свободен в своем мироощущении. Он убежден, жизнь – бесценный подарок для человека и, получив его, «стыдно быть несчастливым». А как уж её обустроить, — зависит от самого человека.