Среди его правил: заниматься тем, что нравится, поступать так, как считаешь нужным. Его жизненная линия не подвергается общепринятому пониманию, к чему он относится спокойно. На вопрос «изменил ли бы он что-нибудь в своей жизни», не задумываясь, отвечает: нет. Не верность ли это своей природе? Не свобода ли это человека, желающего быть самим собой? И кто из нас отказался бы от таких условий?! Ведь они «направляющие» в жизнедеятельности человека.
Николай Егорович Софронов всегда создавал двоякое впечатление. С одной стороны, он по- народному прост, с другой — по-барски величав. И роли в его репертуаре соседствовали совершенно разные. Он был предельно органичен, играя «простаков» (Бобыль в «Снегурочке», Василий в «Печке на колесе») и удивительно презентабелен в ролях героев высоких сословий (Бессеменов в «Мещанах» Горького, Железнов в «Вассе» Горького). Природа персонажей из простого народа плоть от плоти была его. Это его данность, унаследованная от мамы Александры Егоровны, история жизни которой представляет отдельный интерес.
Александра родилась в простой коми-пермяцкой семье в деревне Мучаки, что недалеко от Верх-Юсьвы. С раннего детства она знала труд, труд и труд. Образования получить у неё возможности не было. еЙ. безграмотной особых путей для жизни не приходилось выбирать. Выбрали её. Работавший в деревенской школе учителем Иван Иванович Дерябин однажды предложил ей поработать в его доме няней. Когда дети подросли, Александре было предложено остаться в доме домработницей. Как оказалось, неспроста. Слишком глубоки оказались симпатии Ивана Ивановича к девушке и, судя по сему, взаимные. Их плодом стало рождение сына, которого Александра назвала Колей, а отчество, чтобы избежать пересудов, записала Егоровичем. В этой истории непонятным обывательскому сознанию образом участвовала жена Ивана Ивановича. Кроме того, что она была человеком образованным, определенно — необыкновенно мудрым. Александра с сыном практически стали членами их семьи. Коля рос вместе с тремя сводными братьями. Но о том, кем они ему приходятся, он узнал только в 20 лет. Очевидно, вот в этих условиях в нем и сплавлялись народная простота мамы и интеллигентность папы. Но детство Коли, как у всех «детей войны», было нерадостным. Но оно воспринималось мальчиком скорее, как норма. Других вариантов он не знал. Да и в этом возрасте обычно всё переносится легче.
Однако, и будучи взрослым, Николай Егорович привык ко всем неурядицам относиться спокойно, к своим ошибкам – как к индивидуальной данности. А индивидуальность у него своеобразная. Работая актером, он 10 раз уходил из театра. Уходил и возвращался, его увольняли и возвращали. Причины были разные, в числе которых было однажды и злоупотребление алкоголем. Но в большей степени — ощущение несвободы. Сегодня он признается, что не терпит однообразия, поэтому такая смена обстоятельств ему была полезна. При этом, «курсируя» между милицией и театром, он ощущал себя своим и там, и там.
В милицию он пришел раньше. Для этого у него были предпосылки. Ещё в школьные годы он принимал участие в отряде «Непримиримые», где ребята боролись за порядок в общественных местах. Занимался спортом по стрельбе из пистолета в армии и после. Но у него было желание получить и мирную профессию. Поэтому он выучился на каменщика. Когда заканчивал училище, приехал покупатель и Николай Софронов оказался среди отобранных молодых специалистов. Так юноша оказался в Казахстане в обстоятельствах безденежья и голода. «Однажды я увидел, как в магазине выгружали свежеиспеченный хлеб. Вокруг распространялся такой аромат, что захотелось украсть буханку… Но не смог». Через две недели он получил небольшое жалованье и сбежал оттуда. Вернулся на родину и устроился по специальности в строительную организацию. Не без удовольствия говорит, что участвовал в строительстве Кудымкарского сельскохозяйственного техникума. Но ему хватило здесь 9 месяцев работы. И он вернулся в милицию.
Чем бы Николай Софронов не занимался, параллельно всегда участвовал в художественной самодеятельности. В школе, в армии, а после — в Кудымкарском народном ансамбле песни и пляски, в том самом, где работал Аркадий Лобанов. Николай Софронов пел в хоре. Благодаря этому коллективу он выступал в Москве, а ещё – встретился с театром. Ансамбль часто давал свои концерты на сцене Коми-Пермяцкого драматического театра и там однажды его директор Сергей Морошкин заметил юношу. Посоветовавшись с главным режиссером Бердичевским, он решил принять Софронова в труппу. Но его, как перспективного специалиста, из милиции не отпускали. И вопрос был решен на уровне партийных органов.
Первой ролью артиста Николая Софронова стал Тимка в коми-пермяцкой пьесе «Роднэй ныв» (Родная дочь). Кроме него на неё были назначены Петр Ковыляев и Владимир Дерябин. На премьеру вышел новичок Софронов. И пришел первый успех. Конечно он не мог не вкусить его, но хвалебные слова в свой адрес воспринимал недоверчиво. Стали давать роли. Не имея актерского образования, он брал природой, фактурой. Огромную роль в его становлении играли опытные наставники, среди которых режиссеры Владимир Гуляев, Станислав Мещангин, актеры Анна Котельникова, Владимир Мазеин, Дмитрий Маркелов. Жизнь Николая Софронова в театре набирала «обороты».
И всё бы было хорошо, но ещё одно свойство ему мешало спокойно жить: обостренное чувство несправедливости. Как-то на гастролях один из руководителей стал отчитывать артистов. Николай Софронов не стал долго слушать, сел и уехал домой. Приехав, понял, что поступил нелепо, сел на мотороллер и вернулся обратно. Коллеги его встретили со скандалом. Он снова сел на мотороллер и уехал обратно домой. После этого последовало увольнение из театра и партии, в которой он состоял. Понятно, правда не на его стороне была и наказание было, по справедливости. И всё же подобное поведение вызывает неоднозначное чувство.
А однажды он совершил ещё один неожиданный поступок, но совершенно другого свойства. Задумавшись над своей жизнью, он вдруг осознал, что на его нетрезвую жизнь смотрят сыновья. И он в один день навсегда бросил и пить, и курить.
В 50-летнем возрасте Николой Егорович сделал следующий шаг, вызывающий восхищение и уважение. Он решил, что негоже ему жить с семилетним образованием и пошел поступать в вечернюю школу. Собрал нужные документы и пришел. Взялся за дверную ручку и отпустил обратно. Его охватило чувство стыда. И он ушел обратно. Но через месяц пришел снова, поступил и окончил школу.
А какой восторг он вызывал своей работой в прекрасном спектакле «Ретро» А. Галина. Здесь на его героя всячески давят обстоятельства. Но несмотря на свою старческую слабость, он не сдается. Казалось, что в роли Николая Михайловича он обобщал свою и всех пожилых людей жизнь. По форме это было предельно сухо, по сути — глубоко и пронзительно. Он и сам эту роль называет любимой. Она стала достойным итогом работы в театре. С ней он прощался со сценой. Николай Егорович был бы рад оставаться в театре, но подвело здоровье. В 2009 году ему пришлось уйти. Однако, ни возраст, ни «болячки» не властны над его породистой внешностью. Прогуливаясь по городу, он продолжает брать внимание своей статью, осанкой, живописной бородой. Ходит он сейчас медленно, но как! И, кажется, ничто не властно над его волей, свободолюбием, непокорностью.
Какая же женщина должна быть рядом с таким мужчиной? Такая, как его жена Нэлли Егоровна. Не задумываясь она говорит, что и не представляла свою жизнь по-другому, без него. «Я не умею злиться. Да, вроде мы и не ссорились по-настоящему. Не помню, чтоб он меня обижал». Сначала она не хотела за него выходить, потом поставила условие: «Выйду, если уйдешь из театра». И тут он уступил ей, но только на полгода. Не выдержал — вернулся в театр. После этого жена поняла, что он не сможет без этого и решила не мешать ему. Её мудрость, любовь к детям и понимание мужа были определяющими в их семейных отношениях. Николай Егорович осознает это и ценит. В этом году их супружеской жизни исполнилось 50 лет. Они уютно, ладно живут вдвоем. Сыновья давно разъехались, живут своими семьями. Николай – в Кудымкаре, Евгений – в Сыктывкаре. Он пошел по стопам отца, работает в Академическом театре драмы им.Савина республики Коми. Дети и внуки – сегодня для Николая Егоровича тема главная. Она развивается хорошо, что его радует и дает силы для жизни.