К юбилею Александры Симоновой

12 марта 2025

К юбилею Симоновой Александры Всеволодовны, артистки Коми-Пермяцкого драматического театра

Александра Всеволодовна пришла в Коми-Пермяцкий театр в 1981 году, после окончания Пермского музыкального училища. И сразу — работа над знаменитой «Снегурочкой», которая станет одним из лучших спектаклей театров РСФСР на фестивале «Дни А. Н. Островского» в Костроме. В судьбе актрисы будут и другие театры, но в итоге она выберет Кудымкар и тот театр, с которого начался её творческий путь.

Саша Симонова (1967)

Начало творческого пути

«Я родилась в Перми 17 марта 1960 года. Мама — воспитатель в детском саду, отец работал на кондитерской фабрике. Первый опыт игры на сцене: в 12 лет с девчонками из нашего дома решили сыграть «Золушку», я получила роль… Принца. После окончания школы подружка затащила меня в театральную студию во Дворце Гознака. Говорит, постоишь в коридоре, поддержишь меня. А чего стоять?! Тоже пошла. А ещё вместе с нами пошла моя мама. Вы, говорит, по утрам учиться будете, по вечерам в самодеятельности, а я одна дома буду сидеть? И пошла! Мне было 17, а маме — 37.

Я училась в Пермском музыкальном училище, а по вечерам занималась в студии. За четыре года мы прошли театральную школу мастерство актёра, сценречь, сцендвижение. Любимые роли: Натка, а потом Юлька в спектакле по повести В. Тендрякова «Ночь после выпуска», Аника в «Пеппи Длинныйчулок» Главными, определившими дальнейшую жизнь, стали спектакли «Эй, кто-нибудь!» У. Сарояна и «Прощание в июне» А. Вампилова.

В нашу театральную студию, как педагог по сцендвижению, пришёл режиссёр Виктор Узун, и у нас случилась любовь с первого взгляда. Он учился на третьем курсе и придя к нам сразу начал работу над спектаклем, дав мне роль. Через год он взял меня на главную роль в свой дипломный спектакль «Прощание в июне» А. Вампилова. В этом спектакле моя мама, Лидия Ивановна, сыграла роль мамы моей героини. В этом же 1979 году театральной студии было присвоено звание Народного театра.

В. Узун окончил институт с красным дипломом и имел право сам выбрать место работы. Ему сказали, что лучший театр в области Кудымкарский. Надо было показаться, он не хотел ехать один и говорит мне: «Я что, стихи буду читать, что ли?» Нужна была партнёрша, и я поехала подыграть ему в роли. Виктора приняли, а мне после показа Владимир Дмитриевич Гуляев говорит: «Когда заявление будем писать?» Я на тот момент заканчивала второй курс дирижёрско-хорового отделения и бросить учёбу не могла. Гуляев согласился ждать. Через два года я закончила училище, вышла замуж за В. Д. Узуна и приехала в Кудымкар».

Виктор Узун и Александра Симонова, спектакль «Царевна-лягушка» Г. Соколовой (1985)

Жизненные перипетии

По словам Александры Всеволодовны, она поняла, что в актёрстве «всё её», когда пришла заниматься в студию. Но училище не бросила. Её мама очень хотела видеть дочь музыкантом, а та не могла её подвести. 

Первая работа А. В. Симоновой в театре была по основной специальности хормейстер и дирижёр. Для постановки спектакля «Снегурочка» набрали оркестр из педагогов школы искусств. За полтора месяца было изучено шесть хоров, четырёхголосие музыки П. И. Чайковского. Спектакль был успешным, его выдвинули на соискание Государственной премии им. К. С. Станиславского. Александру Симонову тем временем переводят в основной актёрский состав. Теперь она актриса и заведующая музыкальной частью театра. Но вскоре был сделан выбор сосредоточиться на актёрской работе. Музыкальное образование, впрочем, было полезно и в дальнейшем Александра Всеволодовна писала песни ко многим спектаклям.

А. Островский «Снегурочка» (1981)

В 1985 году по приглашению Анатолия Савина, главного режиссёра Лысьвенского драмтеатра, Виктор Узун и Александра Симонова переезжают в Лысьву. В 1987 году В. Узун заканчивает Щукинское театральное училище и его приглашают и. о. главного режиссёра в Стерлитамакский театр. За один сезон там Александра Всеволодовна сыграла семь ролей!

В 1988 году они возвращаются в Кудымкар на один сезон. У них уже было двое сыновей Дмитрий и Егор. Частые переезды, гастроли вынудили оставить детей у мамы в Перми. Виктор Узун был талантливым режиссёром, но в то же время человеком с трудным и неуживчивым характером. Через год они уехали в Серов. Отношения встали на грани разрыва, и они развелись.

В 1995 году со вторым мужем, актёром Николаем Хоруком, двухлетней дочерью Таисией и сыновьями-школьниками Александра Всеволодовна вернулась в Кудымкар. Теперь уже насовсем.

Нина Заречная — А. Чехов «Чайка», г. Серов (1990)

С Коми-Пермяцким театром — по пути

«Коми-Пермяцкий театр самый лучший. У нас нет интриг и «подсиживаний», гадости никто никому не делает. Все друг другу помогают. Как-то мы ехали после гастролей из Майкора, и сломался автобус посреди поля. На дороге были огромные колеи и переломилась задняя ось. Вышли, сидим на пригорке. Администратор ушёл в ближайшую деревню договариваться, чтобы нас вывезли. Обсуждаем, что в одном из московских театров случился скандал и теперь там громко выясняют отношения. Кто-то из наших артистов говорит: «Какие интриги! Какие склоки! А нам бы просто живыми до дому доехать…».

У нас всегда было много работы, и это очень хорошо. Выпускали параллельно два спектакля, пока одни работали на базе (т. е. на своей сцене), другие на выезде. Зритель у нас в Округе был очень театральный. В каждой деревне мы играли 2, а то и 4 премьеры в год! Нас знали и любили, всегда ходили на спектакли. Полные залы, благодарный зритель… В 90-х клубы развалились, и мы перестали ездить.

Случай был. По сюжету спектакля топим печь. И видим, что на сцену поднимается женщина с полной охапкой дров. Говорит: «Этими двумя палками разве натопишь? Вот». Или другой случай. Выбегает артист на сцену и кричит на коми-пермяцком: «Вы чего тут сидите, ферма горит!» Реплика такая у него была. Все зрители резко встали и ломанулись к выходу. Через минуту заходят со смехом обратно.

Ездили мы не только по Округу, но и по всей Пермской области. По месяцу жили, например, в Кунгуре, обслуживая район. Иногда попадали в такие места, где театра не видели никогда. Мы выходили из отпуска в сентябре и сразу на гастроли на две недели. Потом перед Новым годом на две недели. Потом в марте. А потом с середины мая и до 1 августа гастроли! Это не считая выездов…»

Луиза (в центре) — А. Гладков «Давным-давно» (1989)

По обе стороны сцены

Лучше всего зрители принимали комедии, хотя ходили, по словам Александры Всеволодовны, на всё. Особенно дети. Те могли смотреть один спектакль несколько раз. О современных зрителях актриса говорит только хорошее. При выступлении на гастролях бывает «тяжёлый» зал. Непробиваемый. А у нас люди душевные. От них, по словам Александры Всеволодовны, всегда чувствуешь отдачу.

«Текучки» в труппе не было никогда. Из приезжих, правда, мало кто задерживался. Сезон… два. «Уехал не наш человек». Артисты из вспомсостава, помимо труда на сцене, делали и другую работу (реквизиторов или помрежа). В целом, все были заняты всегда.

Графиня — П. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (2000)

«Я много училась у старшего поколения. «Смотри, как она ходит (об актрисе Светлане Черноблер). Ей 57, а она легкая, как пёрышко». Берем на вооружение! Ещё я очень люблю свои костюмы. Очень трепетно к ним отношусь. Спектакль списывают, мой костюм переделывают или отдают сразу такая печаль…

Артисты бывают двух видов. Вот, например, Валентина Даниловна Мещангина. У неё потрясающая интуиция, она как-то мгновенно понимает своего героя. А у меня аналитический склад ума. Мне нужно понять его логику, а уже потом «нарастить» вокруг этого «мясо». Я должна знать, от чего и к чему я иду. Когда поставлена правильная задача, легко появляются эмоции. Их не надо из себя давить. Поэтому режиссёр половина успеха. У актёров может быть разное состояние, а режиссёр их должен привести к общему знаменателю. Мне нравится, когда режиссёр точно знает, чего хочет. Когда объясняет что делать. Не как, а что. Но так бывает далеко не всегда. Мне нравятся режиссёры, которые знают, чего они хотят, но при этом готовы прислушиваться к другому мнению. Мне кажется, настоящие профессионалы слушают актёров.

У меня была хорошая память, я легко запоминала текст роли. Был случай. Мне дали первую большую роль, которая должна была определить, стоит ли переводить меня из вспомогательного состава в основной. Сдача спектакля вечером, а сейчас день. Я сижу дома и читаю детектив. Приходит муж [режиссёр В. Узун] и возмущенно говорит: «У тебя вечером сдача, а ты тут сидишь, книжечки почитываешь?!» На что я справедливо возмутилась, что дома он мне не режиссёр, а просто муж, и я делаю то, что захочу. Вечером пришла на сдачу с полным знанием текста роли. Ничего не пришлось учить специально, всё запомнилось в ходе репетиций».

Рашель (в центре) — М. Горький «Васса» (2001)

Оглядываясь назад

Прекрасные актёрские данные, огромное обаяние и талант позволили Александре Всеволодовне проявить себя в качестве большой драматической актрисы.  Она обладает редчайшим свойством умением играть элегантных, изысканных женщин, отличающихся тонким вкусом и интеллектом.  Актриса одна из тех, кто является носительницей подлинного аристократизма на современной кудымкарской сцене.

Луна — С. Смирнов «Кто украл Луну?» (2018)

За годы работы в театре ею создано около 70 сценических образов.  Среди них: Анфиса («Женитьба Бальзаминова» А. Островского), Виктория («Виктория и Сирена» А. Галина), Людмила («Ретро» А. Галина), Елена Сергеевна («Дорогая Елена Сергеевна» Л. Разумовской), Полина Дмитриевна («Эшелон» М. Рощина), Клио («Князь Таврический» Ф. Лаубе), Госпожа ван Амерсфорт («Книга всех вещей» Г. Кёйера), Ромашка («Йожикина йолка» С. Козлова), Мария («Кукуй, кукушечка» Д. Левингер).

Госпожа ван Амерсфорт — Г. Кёйер «Книга всех вещей» (2021)

Вызывает глубокое уважение то, что актриса, русская по национальности и не владеющая коми-пермяцким языком, прекрасно и с большим интересом работает в национальном репертуаре.

«Коми-пермяцкий для меня не родной, в его понимании мне помогает музыкальный слух. Могу рассказать о спектакле «Гöтрасьны, дак гöтрасьны!» («Жениться, так жениться!»). Там было больше 20 песен, я все разучила и пела. В перерывах между песнями актёры импровизировали, говоря каждый раз о разном. Я их не понимала, но придумала, чем себя занять, чтобы не стоять столбом в ожидании следующей песни. Выдумала себе кучу физических действий. Здесь я несу подушки, здесь причёсываю невесту, здесь еще что-то…»

Мария — Д. Левингер «Кукуй, кукушечка!» (2023)

В настоящее время Александра Всеволодовна является одной из ведущих актрис театра. Она мастер сцены, способная реализовать самые сложные сценические замыслы. За большие достижения в творческой деятельности актриса награждена Почётной грамотой Союза театральных деятелей России, Почётной грамотой Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края, Благодарственным письмом Департамента культуры и искусства Пермской области, многочисленными благодарностями администрации театра.

Поздравляем с юбилеем и желаем всего наилучшего!

Свежие новости

К юбилею Александры Симоновой

К юбилею Симоновой Александры Всеволодовны, артистки Коми-Пермяцкого драматического театра Александра Всеволодовна пришла в Коми-Пермяцкий театр Читать дальше…

12 марта 2025

II фестиваль «Субботин-Пермяк. Мастерские»

С 30 октября по 1 ноября 2025 года в нашем театре пройдёт II фестиваль детского Читать дальше…

25 февраля 2025

Театр приглашает режиссёров на лабораторию «Живая классика»

С 11 по 16 августа 2025 года в девятый раз Коми-Пермяцкий национальный драматический театр соберёт Читать дальше…

20 февраля 2025

В театре презентован фильм «Третий звонок»

18 февраля на малой сцене нашего театра состоялась презентация документального фильма «Третий звонок» (12+). Картина Читать дальше…

19 февраля 2025

В 2025 году состоятся обменные гастроли Коми-Пермяцкого и Мордовского театров

Осенью 2025 года состоятся обменные гастроли Коми-Пермяцкого национального драматического театра с Мордовским государственным национальным драматическим Читать дальше…

6 февраля 2025

Ко Дню театра в Коми-Пермяцком театре ставят Шекспира

В Коми-Пермяцком национальном драматическом театре приступили к репетициям спектакля по пьесе Уильяма Шекспира «Сон в Читать дальше…

4 февраля 2025

Коми-Пермяцкий театр объявил о начале приёма заявок на VII фестиваль «Сообщение»

С 19 по 26 октября 2025 года в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре пройдёт VII межнациональный Читать дальше…

28 января 2025

К юбилею Марины Бенцал

В преддверии своего юбилея артистка Коми-Пермяцкого театра Марина Бенцал поделилась размышлениями о жизни в профессии Читать дальше…

24 января 2025

В Кудымкар с гастролями едет Пермский ТЮЗ

В феврале 2025 года состоятся обменные гастроли Коми-Пермяцкого национального драматического театра с Пермским театром юного Читать дальше…

17 января 2025

Смотреть все новости