В преддверии своего юбилея артистка Коми-Пермяцкого театра Марина Бенцал поделилась размышлениями о жизни в профессии и своём видении театрального искусства.
Марина Владимировна — яркая, неординарная актриса, переживающая ренессанс в профессии. Поздравляем, желаем счастья, вдохновения и радости в процессе творчества!
Родились вы в Гайнах…
…Да, там и выросла. Много участвовала в школьной самодеятельности и очень любила танцевать. Ещё у нас были у нас уроки внеклассного чтения. Учительница предлагала приносить любимые книги, делиться впечатлениями. Я приносила то, что мне нравилось, и читала. Иногда весь урок. Самое удивительное, что все слушали! Недавно мы собирались с одноклассниками, и одна из подруг вспомнила: «Марина, а помнишь, как ты нам читала?»
Детство (1978)
Родители хотели, чтобы вы учились коммерции.
Школу я закончила в 1992 году. Тогда считали, что это самое перспективное. Но для себя я хотела другого. Спонтанно решила поступать в Пермский колледж искусств и культуры. Курс набирал Александр Александрович Фёдоров, который, кстати, ставил и в нашем театре. Все годы прожила в общежитии. Хорошее было время. Тяжёлое для нашей страны, но счастливое и беззаботное для меня.
«Последний звонок» в школе (1992)
С нашим театром вы познакомились…
Приехала сюда зимой, на последнем курсе. Меня встретили Владимир Дмитриевич (Гуляев) и Анатолий Пахомович, который уже тогда был директором. Мы побеседовали, и было сказано, что меня в театре ждут. Летом 1995 года я начала работать в Коми-Пермяцком драматическом театре.
Пермский краевой колледж искусств и культуры (1993)
Вы учились у коллег?
Большое значение для меня имеет совместная работа с Валентиной Даниловной Мещангиной. После каждого спектакля она заостряла внимание на том, что получилось хорошо, и на том, что нужно улучшить. Делала это мягко, участливо, без назидательности. В целом же актёр думает над ролью постоянно. Иногда бывает очень тяжело освободиться от этого.
Анжелика — «Уйди-уйди» Н. Коляда (2008)
Светлана — «Три девушки в голубом» Л. Петрушевская (2021)
Есть ли у вас кумиры, ориентиры в профессии?
Кумиров нет. Ориентиром может стать любой талантливый актёр. Если его работа притягивает и вызывает в тебе эмоции, прошибает «стену неверия». Мне кажется, что актёр — это самое главное на сцене. Я за традиционный, классический театр. Я готова к эксперименту, если он оправдан, если я понимаю, зачем он нужен. Тогда — с удовольствием! В качестве примера могу привести пластический спектакль «Девушка и Смерть». Жалею только об одном — что для меня он не случился раньше.
Смерть — «Девушка и Смерть» М. Горький (2022)
К разговору о вашей любимой роли…
Сложно выделить какую-то одну. Я всегда работаю честно, насколько меня хватает. Поэтому каждая роль важна. По-особенному запомнилась роль Эльвиры в спектакле «Неугомонный дух» Н. Коуарда. Режиссёр Станислав Андреевич Мещангин мне заявил: «Марина, ты должна летать!» Что мы только не придумывали… В итоге добились, что стол у нас натурально плавал в воздухе, а я летала. По ходу действия меня незаметно тросом цепляли к штанкету и поднимали в воздух. Выглядело эффектно, а ощущалось просто потрясающе!
Эльвира – «Неугомонный дух» Н. Коуард (2005)
Эльвира – «Неугомонный дух» Н. Коуард (2005)
Общение с залом во время спектакля. Как оно складывается у вас и других артистов?
Всё зависит от энергетики артиста. Бывает так, что выходит артист на сцену, и он всех «поглотил». Притянул. Слушают люди не отрываясь. Или выходит артист. Делает всё правильно. Профессионально. Но… не пробивает и всё. Что случилось? Звезды не сошлись? Театр — живой организм. Он непредсказуем. А так всегда хочется суметь «захватить» зал!
Девочка с лазурными волосами — «Пиноккио» К. Коллоди (2022)
А что вы сейчас чувствуете?
Есть ощущение, что я перехожу на другой уровень. Двадцатилетних девочек я играть уже не могу, да и не хочу… Зачем? Артиста питает жизнь, радость, потери и разочарования… Это копилка, из которой ты берёшь по необходимости и выносишь на сцену. Хочу больше ролей, где можно сыграть что-то серьёзное. Судьбу, жизнь, которая заденет чувства зрителя и останется в его памяти.
Жанна — «Жанна» Я. Пулинович (2024)