Возможно судьба, предназначение, предначертание или ещё какие-либо высокие категории определили жизнь Валентины Мещангиной, но что определенно, так это то, что у неё мощно работает интуиция. А в её прекрасной, но сложной и порой странной актерской профессии это бесценный помощник. Без неё актер слеп, и, порой, она помогает больше, чем театральная школа. История Валентины Даниловны является тому подтверждением.
Поначалу она мечтала стать балериной. И поступила в небезызвестное Пермское хореографическое училище. Но через некоторое время она ушла оттуда. Что ею вело в этот момент, трудно сказать. Ясно одно, за этим поворотом для неё открывалась дорога в большое будущее.
Молоденькой девчушкой, полной обаяния, искренности и не без застенчивости, она пришла в Коми-Пермяцкий драматический театр. Понятное дело, на первых порах волновалась. Девушку изучали, «прощупывали» её творческие возможности. Первой её ролью стала Флипота в спектакле Мольера «Тартюф», благодаря которой, в неё поверили и утвердили в труппе. Валя с интересом входила в мир театра, открывала для себя актёрскую профессию. Её природа шла на это охотно. В девушке, пришедшей в театр «с улицы», действовал главный механизм работы над ролью – «верю». Последовали роли. Она безудержно верила во все условия и обстоятельства, в которых находились её героини. Актерская школа и практика совместно набирали обороты. Она училась у тех, кто был рядом. Большую роль в постижении театральной науки естественно сыграли режиссеры, среди которых Владимир Гуляев, Борис Белкин, Станислав Мещангин, который стал её главным наставником и мужем. Несомненно, она училась и у партнеров, среди них она сегодня называет множество имен. Вместе с тем, она понимала, что надо верить в себя, доверять себе и нести за себя ответственность. Для неё важно было честно делать то, что ей поручали и доверяли. Это стало одним из её принципов на всю жизнь. И сегодня, несмотря ни на что, Валентина Даниловна работает на сцене с полной выкладкой.
А выкладывать у неё есть что! При большой успешной карьере её жизнь не назовёшь безоблачной. Как у всякого человека, у неё не обходится без проблем. Но в ней достаточно мудрости и юмора, чтоб «выруливать» из них. В общем-то, и на сцене она ловко балансирует между драмой и комедией. Сложный жанр «трагикомедия» — её конек. Искрометно, залихватски, без удержу она может играть перед зрителем комедию, веселя его «до коликов в животе». Но обязательно наступит момент, когда неожиданно у него будет подниматься «ком в горле». Ей зрителя верят, за ней идут, куда бы она не повела. Актриса творит некий акт очищения с теми, кто ходит на её спектакли. Такова сила её таланта.
Но сильная актриса Валентина Мещангина с особым интересом играет женщин, которым в жизни слабо повезло. Это тема, где она смешивает любовь и разочарование, трепет и надрыв, боль и вызов, надежду и безверие… И оставляет невысказанное… Но в зрительном зале обязательно домыслят актрису, поймут её и возрадуются тому, что она разделяет их радости и печали. И от этого, завтра они, возможно, будут лучше, и жить им будет легче. Конечно, в первую очередь, это будут женщины. Не ведая того, актриса не просто восхищает зрителя, заряжает жизненно важной энергией. Так было всегда, когда она выходила на сцену родного театра.
Но настал момент, когда она благодаря роли Людмилы в спектакле «Уйди-уйди» ярко заявила о себе во всероссийском театральном пространстве. Ей рукоплескали в Екатеринбурге, в Санкт-Петербурге, во Владимире, в Москве. Личное восхищение ей выразили известные российские актеры Евгений Миронов и Татьяна Догилева, автор пьесы, по которой поставлен этот спектакль, Николай Коляда. В большой степени благодаря Валентине Мещангиной и режиссеру С. Мещангину эта постановка стала событием на таком целомудренном фестивале, как «Пять вечеров» им. А.Володина в Санкт-Петербурге. Вот что писал по поводу этого театральный эксперт Павел Чердынцев: «Пьеса екатеринбургского хулигана от драмы, в трактовке коми-пермяков, истинный перл – ярчайшая звезда, вспыхнувшая на один день на театральном небосклоне Петербурга. За одно только «Уйди-уйди» следует низко поклониться организаторам нынешних «Пяти вечеров». Я не историк данного смотра, но твердо могу сказать, что на прошлом фестивале ничего подобного по художественной силе и проникновенности я не видел».
Роль главной героини спектакля Людмилы принесла Валентине Мещангиной большую всероссийскую славу. Она искренне удивляется этому. Впрочем, как всегда, когда ею восхищаются. Всё, что она делает на сцене, это, прежде всего работа, которую она старается выполнить на пределе своих возможностей. Остальное — мелочи. Как правило, такое свойственно человеку большого таланта и профессионализма.
В плену творчества и человеческого обаяния Валентины Даниловны находятся и её коллеги. Работать с ней на сцене – это и везение и испытание. Не дотянешь, она всё возьмет на себя и спасет положение.
Сегодня актриса Валентина Мещангина — человек большого статуса. Она не ведает, что такое «звездность», продолжает трудиться с полной выкладкой, не позволяя себе поблажек. Вот так у неё сложилось!