30 сентября должно было открыться новое суперсовременное здание Коми-Пермяцкого национального драматического театра имени Горького. Но не откроется.
Напомним, что летом этого года краевой министр строительства и архитектуры Дмитрий Бородулин назвал 30 сентября последним сроком окончания строительных работ. Ведутся они уже на протяжении 13 лет с небольшими перерывами, связанными со сменой краевого правительства, министров культуры и прочих отраслей, сменой проектов, нехваткой средств и так далее. Губернатор взял реконструкцию театра под личный контроль. Дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки. Из чиновничьих уст зазвучали клятвенные слова о скором открытии.
За три дня до обозначенного министром долгожданного срока «открытия» наш корреспондент побывала на месте «стройки века».
На сегодня здание театра внешне готово. Почти закончены фойе, гардеробная и буфетные зоны большого зала. Правда, в самом зале (300 мест) пока не установлены кресла, не покрашены стены в сценическом пространстве, не пропитаны лаком сцена и поворотный круг (диаметр 10 м). Установлено световое и звуковое оборудование, пожарная сигнализация, вентиляция. Что интересно, в зале нет батарей отопления, вместо них смонтирована особая тепловая вентиляция: тепло подается через специальные люки, расположенные под каждым креслом.
А вот с закулисными помещениями дела обстоят гораздо хуже. Там работам действительно не видно конца и края. Как сказочная Алиса в зазеркалье окунаешься в театральное закулисье. Чудеса там на каждом углу. Например, на лестничных маршах вместо перил деревянные доски. Многие двери на первом этаже – как в деревенском сарае.
Двери на этаже администрации — внешне приличны, но перекошены. Из стен торчат обрывки проводов, кругом кучи мусора и пустые пивные бутылки. В репетиционном зале протекает потолок. В просторной прачечной – ни одной стиральной машины. И так далее и в том же духе.
В здании множество окон. Но сметой не предусмотрены карнизы и шторы. По штатному расписанию в новом театре должны будут работать около двухсот человек. Но стульев выделено всего сорок. Не хватает столов в гримерках.Сейчас на реконструкции занято 2 генподрядчика и 14 субподрядчиков. Работа вроде бы должна кипеть. Но из 80 официально заявленных рабочих, мы заметили только человек десять, занятых своим прямым делом. Времени было четверть первого, а обед согласно распорядку дня — в час.Что касается театральной территории, то работы по ее облагораживанию подходят к концу. Работники из пермского «Горзеленстроя» высаживают траву, постелена тротуарная плитка, установлены белые лавки на чугунной основе, заказанные в Петербурге. Правда, в театре смеются. Зачем было привозить их издалека, если вполне можно было отлить их в родном Кудымкаре (в городе есть своя чугунолитейка)? Было бы и намного дешевле, и намного практичней. Да и местным сталеварам нашлась бы работа.
А в другой части театрального сквера работы по благоустройству начались несколько дней назад.
Напомним, что официально реконструкция театра была начата в 2002 году за счет средств федерального бюджета, так как в то время Коми округ был самостоятельным субъектом РФ. В 2006 году после того, как округ воссоединился с Пермской областью и образовался Пермский край, реконструкция производится за счет краевых средств. По состоянию на 17 сентября этого года на театр направлено 835 891, 98 тысяч рублей, остаток неиспользованных средств – 99 587, 32 тысяч.Возможно, приезд Владимира Путина что-то изменит, если он приедет, конечно. Театр постараются, кровь из носу, но сдать
Излишне говорить, что театр нужен городу и округу как воздух. Хотя бы потому, что ни одна национальная автономия в стране не имеет своего театра. Как не имеет его сейчас и Коми округ.
А зрители и артисты устали ждать. И сколько еще продлится ожидание — не знает никто.