28 марта исполнилось 80 лет Софронову Николаю Егоровичу, ветерану Коми-Пермяцкой сцены.
Николай Софронов — уникальная личность, его актёрская биография и отношения с театром не имеют аналогов. Он 10 раз уходил из театра! Но всегда возвращался, его принимали, он был востребован режиссурой и любим зрителями. В чём же причина?
Николай Егорович — самородок. Не имея профильного образования, он обладает врождённым талантом и невероятной харизмой. Как писала о нём Н. Я. Голева: «С одной стороны, он по-народному прост, с другой — по-барски величав». В театр Николай Егорович попал из самодеятельности — его заметили и пригласили во вспомогательный состав. Там он, впрочем, не засиделся и очень скоро заявил о себе.
Первой ролью артиста Николая Софронова стал Тимка в спектакле «Роднӧй ныв» (Родная дочь). Кроме него на эту роль были назначены и другие артисты, но на премьеру вышел новичок Софронов. И это первый его успех. Вскружило голову? По словам самого Н. Е. Софронова: «слыша хвалебные слова в свой адрес, сдерживал себя, не совсем доверяя им». Но ему стали давать и другие роли. Он брал природой, фактурой. Помогали опытные коллеги и молодой артист быстро учился на ходу.
Он был предельно органичен, играя «простаков» (Бобыль в «Снегурочке», Василий в «Печке на колесе»), и удивительно «презентабелен» в роли героев высших сословий (Бессемёнов в «Мещанах» М. Горького, Железнов в «Вассе» М. Горького).
Одной из лучших работ Н. Софронова стала роль Николая Михайловича в спектакле «Ретро» А. Галина. По форме это было предельно сухо, по сути — глубоко и пронзительно. Он и сам эту роль называет любимой. То была его последняя работа в театре, поэтому воспринималась и как достойный итог работы, и как прощание со сценой. Он был бы рад оставаться в театре и дальше, но подвело здоровье. В 2009 году ему пришлось уйти.
Возвращаясь к вопросу, поставленному в само начале. Почему Николай Софронов множество раз покидал театр и всегда возвращался? Как-то на гастролях один из руководителей стал ругать артистов. Николай Софронов не стал долго слушать, сел и уехал домой. Приехав, понял, что поступил нелепо, сел на мотороллер и вернулся обратно. Коллеги его встретили со скандалом. Он снова сел на мотороллер и уехал обратно домой. После этого последовало увольнение из театра.
На вопрос «изменил ли бы он что-нибудь в своей жизни?» не задумываясь отвечает: нет. Не верность ли это своей природе? Честность и прямолинейность? Или порывистость и бесшабашность? Возможно, что и то, и другое. Стремление всегда оставаться самим собой.
Интересна творческая судьба Николая Егоровича Софронова, интересен он сам — взбалмошный, непостоянный, невероятно обаятельный и оптимистичный. Пожелаем ему здоровья и долгих лет жизни!