От крестьянки до королевы

2 июня 2021

Её можно отнести к той категории женщин, которые «коня на скаку остановят, в горящую избу войдут». Но даже этого про неё будет сказано мало. В крестьянском хозяйстве она лихо справляется с любой работой — вплоть до ремонта крыши дома. Бензопила «Штиль» в её руках — явление обычное. Поднимаясь на театральные подмостки, — она превращается в королеву сцены.

А между тем театр Алевтину Власову волновал мало. Всё решил случай. Однажды в спектакле Коми-Пермяцкого театра она увидела артиста, который произвел на неё сильнейшее впечатление. Её охватило желание с ним познакомиться. Она стала активно разрабатывать план действий. «Надо выучиться на артиста и устроиться работать в этот театр» — решила она. Поехала в Пермский институт культуры поступать «на артистку». Оказалось, что там готовят режиссеров театрального коллектива. Работать в каком-нибудь сельском клубе девушку совсем не устраивало. А тут ещё и деньги у неё украли. Жить — не на что, сообщать домой — неудобно. Над ней нависла тоска.

Но Алевтина не хотела сдаваться. Что-то ей подсказывало, что надо попробовать поступить в театр без образования. И она вернулась в Кудымкар. Оказалось, что такая возможность действительно есть — при условии, если пройти определенные экзаменационные испытания. На прослушивании от художественного руководителя театра Владимира Гуляева девушка совершенно неожиданно услышала : «Вы почему в комбинезоне пришли, ноги кривые?» Стольже неожиданно для себя она выпалила в ответ: «Нет!» Выполнив все творческие задания, Аля с нетерпением ждала результата. И случилось! Объявили, что она принята во вспомогательный состав труппы. Однако, её пока больше всего волновала встреча с тем молодым человеком. Но оказалось,что к тому времени он уволился и уехал.

Алевтине Власовой ничего не оставалось, как знакомиться с театром. На первых порах ей было поручено суфлировать. Подавая текст актерам, она невольно вовлекалась в репетиционный процесс. Скоро она стала понимать, что всё это ей начинает нравиться. А тут пришла и первая роль — Гришутки в спектакле»Порог» А. Дударева. Вместе с радостью пришла новая неожиданность. Играть маленького мальчика для неё было как-то странно. А жанр драмы требовал от неё ещё и больших внутренних затрат. И эта роль словно указала на огромный драматический потенциал будущей актрисы.

А пока она встала на путь освоения театральной школы. Её пытливый ум брал уроки из всего, чего можно было, что так или иначе было связано с театром. Аля внимательно следила за тем, как рядом работают опытные актеры, как они готовятся к выходу на сцену. Творческое состояние театра в тот период определяли народная артистка РСФСР Анна Котельникова, заслуженные артисты РСФСР Владимир Мазеин, Рудольф Караваев, Людмила Столярова, Галина Шавкунова, Дмитрий Маркелов, Николай Крохалев. Художественное руководство осуществлял народный артист РСФСР Владимир Гуляев, главным художником работал заслуженный художник РСФСР Дмитрий Евстигнеев. Очень много Аля варилась в среде, которую создавали прибывшие тогда выпускники второй национальной студии при Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Большую подпитку давали производственные совещания, где коллективно обсуждался каждый выпускаемый спектакль.

В немалой степени материал для своих ролей Алевтина брала из самой жизни. Подглядеть, впечатлиться, взять на вооружение и в подходящий момент использовать в своей работе — это стало для неё увлекательным процессом и подспорьем для актерской кухни. Характеры, создаваемые ею, становились удивительно правдивыми, неожиданными, яркими.

Важнейшую роль в становлении актрисы Алевтины Власовой несомненно сыграли режиссеры, у которых она работала. В первую очередь это Владимир Гуляев, Станислав Мещангин, Виктор Узун. Актриса прекрасно понимала, что должна ускоренно осваивать и теорию, и практику одновременно. Она очень рано получила доверие на роли. Это радовало её, стимулировало, но ещё больше — обязывало. Работа давала уроки, и в то же время требовала от неё непременного результата. Такое обстоятельство закаляло её характер, научило трудиться — много, кропотливо и ответственно. Со временем она выработала для себя свод правил, среди которых: как можно больше накапливать и не растрачивать себя попусту, работать честно, на пределе своих возможностей, избегать всякой «шелухи».

Сегодня она благодарна опыту своей жизни: «С годами я усвоила очень важные вещи: не спешить давать оценки другим, не учить их уму-разуму, а прежде разобраться в себе; избегать суеты, сохранять душевное равновесие и внутреннюю свободу. Что-то пришло ко мне с болями. Однажды пришла потребность пойти в церковь. Ответы на наболевшие вопросы нашла именно там». Но такова уж участь актерская, чем больше пережил, тем больше вынес на сцену.

Сегодня Алевтине Анатольевне есть, с чем выйти к зрителю. Образы, создаваемые актрисой, часто достигают невероятной правды, пронзительности и огромного масштаба звучания. Она способна растревожить самые «глухие» души. И возникает невольное желание заглянуть в её «актерскую кухню». Актриса не отказывает:«Роли репетирую по-разному. На первых читках стараюсь как можно быстрей «нащупать» будущий образ. Бывает, что никак не получается его уловить. В любом случае, первой направляющей для меня является эмоция. Дальше мне надо её проверять, прятать и выходить на другой уровень понимания роли. Получается по-разному. Зависит от многого. В большой степени – от режиссера. В связи с этим вспоминается подготовка спектакля «Ну, как там Ахматова?». В рамках самостоятельной работы инсценировку и постановку осуществлял Альберт Макаров. Сроки были рекордно сжатые, материал сложный. Как можно играть Ахматову? Даже подумать о этом страшно! Но Альберт доносил замысел спектакля и мои актерские задачи очень просто и доступно, что увлекало и очень помогало в этой ситуации. Спектакль получил хороший резонанс. Но о полном раскрытия образа пока здесь не может быть речи. Мне его постигать и постигать ещё».

Для многоплановой актрисы Власовой особой темой является детский репертуар. Здесь она, пожалуй, преуспела как никто другой. Не только количеством сыгранных ролей, но и их многообразием. Такой материал ей особо интересен и увлекателен: «Очень люблю играть сказки. Могу разговаривать голосами их героев везде и бесконечно. Особенно много переиграла мышей (в спектаклях «Домик для Гидры», «Дюймовочка», две мышки – в сказке «День рождения кота Леопольда»). Серая мышь из последнего с участием актрисы да и сам спектакль давно вошли в историю театра. Много было на её творческом пути и других зверушек, прелестных, удивительно обаятельных, вызывающих восторг и пробуждающих любовь к «братьям нашим меньшим»!

А когда актриса Власова работает в комедийном ключе, предела изобретательности для неё как будто не существует: «Очень люблю острохарактерные роли. Там всегда есть, что делать. В них заложена большая энергетика». С каждой из таких работ актриса научилась являть новый образ, новый характер, со своей манерой поведения, пластикой, мелодикой речи, дикцией (Сваха — «Гöтрасьны, дак гöтрасьны!» В. Климова, Кузика — «Капа, Кузика, Парась да Маня» Т. Савельевой, Мамаша — «Калека с острова Инишмаан» М. Макдонаха, Паша Маленькая — «Зимы не будет» В. Ольшанского).И уж мало, кто не попадает в плен её творческого обаяния.

Алевтина Анатольевна не обольщается успехом. Её это волнует меньше. Куда интерес ней для неё процесс работы над ролью и её материал. Она многое уже сыграла. Но и немало того, что могло быть сегодня в её творческом багаже. Но она умеет ценить, что имеет: «Много лет мечтала сыграть в хорошей драматургии о войне. И получила Анну в спектакле «Саня, Ваня, с ними Римас» В. Гуркина. Для меня она очень значима. В ней есть, о чем говорить — по-настоящему, по большому счету. В последнее время большую творческую радость испытала от работы с московским режиссером Татьяной Ворониной («Эшелон», «С любимыми не расставайтесь»). Это был очень интересный процесс, но сложный, так как до неё не было опыта работы в такой стилистике».

За большими достижениями актрисы Власовой порой стоит мучительный поиск: «Когда роль не получается, настроение падает. В такие минуты самоедством не занимаюсь, ищу варианты разрешения ситуации. В моем репертуаре были роли, которые, на мой взгляд, сложились не совсем удачно. К таким могу отнести Синву («Дочь седого тумана»). Это была для меня первая большая роль на коми-пермяцком языке. Он-то и усложнил мою работу. И здесь претензии в первую очередь предъявляю к себе. Кстати говоря, коми-пермяцкий язык активно практиковать я стала, работая в театре».

Свою работу на сцене Алевтина Власова рассматривает не как отдельно сыгранную роль, а как коллективное творчество. Для неё нет «я сыграла», есть — «мы сыграли сцену, спектакль». И только со своими монологами она остается наедине. За них она отвечает только сама. С ними она выходит перед зрителем на такое откровение, словно ретранслирует через себя космос. Смотришь на неё и думаешь: откуда это в ней, это силище?! «Я испытываю мощный зов корней. Меня нестерпимо тянет в мой родной поселок Весёлый мыс. К великому сожалению, папы уже нет. Сейчас там живет одна мама. Но мы с братьями-сестрами часто собираемся у неё. Я еду при любой возможности. Это мой райский уголок. В поселке меня все знают, охотно и просто разговаривают со мной, исключительно на «вы». В любое время года люблю одна ходить в лес — как на свидание с ним. И непременно в папиной одежде — она меня греет. Лес дает силы, приводит в порядок мысли, умиротворяет душу. И совсем не обязательно, найду я там какие-нибудь грибы или ягоды. Здесь нет для меня потребительского интереса.Сила леса — в другом, в более важном». Очевидно, вот где находится один из главных источников питания её большого таланта, где берет он своё начало.

Не каждому удается развить заложенный природой потенциал, пробить ему дорогу. Алевтине Анатольевне Власовой это удалось сполна.

Свежие новости

Наш театр стал лауреатом премии Пермского края в сфере культуры и искусства

Спектакль «Кукуй, кукушечка!» Коми-Пермяцкого национального драматического театра вошёл в число лауреатов премии Пермского края в Читать дальше…

19 ноября 2024

В театре пройдёт творческий вечер Натальи Морозовой

17 ноября на малой сцене Коми-Пермяцкого национального драматического театра состоится творческий вечер Натальи Морозовой. Он Читать дальше…

13 ноября 2024

В театре состоится презентация проекта «Лента времени»

14 ноября в театральном кафе большой сцены Коми-Пермяцкого национального драматического театра состоится презентация проекта «Лента Читать дальше…

12 ноября 2024

В театре состоится открытие фестиваля «МОНОfest»

14 ноября 2024 года в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре пройдёт открытие XI фестиваля-конкурса моноспектаклей «МОНОfest». Читать дальше…

7 ноября 2024

I место на фестивале капустников «Солёные уши»

5 ноября на сцене Пермского театра кукол состоялся Краевой фестиваль-конкурс театральных капустников «Солёные уши». Основной Читать дальше…

6 ноября 2024

В Коми-Пермяцком театре пройдёт «Ночь искусств»

3 ноября Коми-Пермяцкий национальный драматический театр присоединяется к проведению всероссийской акции «Ночь искусств». Зрители увидят Читать дальше…

29 октября 2024

Итоги фестиваля «Сообщение»

VI межнациональный театральный фестиваль «Сообщение» прошёл в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре с 22 по 27 Читать дальше…

27 октября 2024

«В рай… через тополя…» — 20 лет спустя

19 октября 2024 года — 20 лет с премьеры спектакля «В рай… через тополя…». Постановка Читать дальше…

18 октября 2024

В театре открывается выставка экс-министра КПО Игоря Быкариза

В театральном кафе большой сцены Коми-Пермяцкого национального драматического театра открывается выставка картин экс-главы Коми-Пермяцкого округа Читать дальше…

17 октября 2024

Смотреть все новости