На протяжении двух с половиной тысяч лет существует в мире театр. В чем секрет такого долголетия? Очевидно, в неповторимости впечатлений от общения с живым искусством. Театр существует только здесь и сейчас. Неповторим на сцене отчаянный взмах руки, испуганный вскрик, из души вырвавшееся признание, влюбленный взгляд… Невоспроизводима энергетика, перетекающая от сцены в зал и возвращающаяся к артистам подстегиваемой волной. Особенным является и тот факт, что при наличии дня, посвященному Театру, он способен сделать праздником любой наш будничный день. И, наконец, театр, включая людей в процесс сопереживания, объединяет их, в том числе — на уровне проживания совместного духовного опыта.
Но время претерпевает изменения, а стало быть, вслед за ним и театр. В обратном случае, он становится не актуальным, а значит бессмысленным. Удержаться «на плаву» бывает крайне сложно, особенно провинциальным театральным коллективам. Но если им это удается, честь и хвала!
87 лет в маленьком городке Кудымкар существует Коми-Пермяцкий драматический театр. Он испытал многое, вплоть до того, что в время войны труппа оставалась без мужского состава. Но театр никогда не падал духом и практически во все времена не терял зрительского интереса к себе. И сегодня многие его спектакли идут с аншлагами. И существует тема «лишнего билетика». Тем не менее, театру и его зрителю непросто выжить в несущемся потоке времени. Причин тому немало. Но в Международный день театра, прежде всего, хочется отметить то, что радует. Это об «обновлениях», которые произошли с момента предыдущего праздника и до сегодняшнего.
Процесс такого «обновления» жизни театра был запущен приглашенной Ириной Астафьевой в качестве режиссёра и менеджера Малой сцены. Благодаря ей, на этой площадке появились новые формы творческой деятельности. Так впервые в Коми-Пермяцком театре были проведены распространённые сегодня в театральном мире «читки» пьес. Для здешнего зрителя они оказались неожиданными и очень интересными. Ещё бы, подсмотреть отдельные стадии процесса от пьесы — до спектакля, побывать на «кухне» театра! Это ли не счастье? А какая честь, принять прямое участие в обсуждении увиденного. Проведенные читки показали, что такой формат в театре нужен.
Читка пьесы Олега Богаева «Страшный суП, или Продолжение преследует»
Далее его органично подхватила шестидневная творческая лаборатория молодых режиссёров «Живая классика». И снова зритель увидел «кухню театра», получил возможность высказаться по поводу увиденного и получил право участвовать в голосовании по выбору эскизного материала для постановки полноценного спектакля. В результате первая история с лабораторий получилась неожиданной, экспрессивной и невероятно интересной – и для театра, и для зрителя. Эмоциями, раздумьями, мыслями были охвачены все, кто в ней «варился». Прежде всего, это актёры. При напряженности работы, они испытали невиданное творческое удовольствие. Этот опыт открыл многих из них в новом качестве и в очередной раз показал, что труппа театра имеет хороший потенциал. Открыла лаборатория и зрителя. Диалог между ним и театром она вывела на другой уровень. Определяющим в этом благом деле стало «биение» мысли молодых режиссеров, дух творчества, который они смогли создать на короткий, концентрированный срок. «Живая классика» показала, что способна активно развивать театр и уровень зрительского восприятия.
Эскиз по повести А. Чехова «Чёрный монах» был признан победителем творческой лаборатории молодых режиссёров «Живая классика», которая проходила в нашем театре летом 2017 года, а режиссёр Вера Попова получила право поставить по своему эскизу полноценный спектакль.
Надо сказать, использование Коми-Пермяцким театром творческих сил извне стало в последнее время тенденцией. Происходит это в формате разовых постановок с участием режиссёров, художников, композиторов. Определенно такие опыты становятся полезными инъекциями для здорового творчества как для актёров, так и в целом для всего театра.
Московский театр «Сатирикон» после показа спектакля «Однорукий из Спокана» (Большая сцена Коми-Пермяцкого театра, 17 сентября 2016 года)
Полезную подпитку для зрителя и коллектива театра делают и приезжие творческие коллективы. Возможности у них конечно разные, но есть такие, выступления которых становятся большим подарком. Именно так можно назвать выступления здесь в недавнем прошлом двух крупных столичных театров: «Сатирикон» и «Мастерская Петра Фоменко». Такого уровня театральные коллективы доселе в Кудымкаре не бывали. Важно, что гостей пребывание в Кудымкаре тоже приятно впечатлило. И пусть это разовые выступления, но и они дают возможность провинциальному зрителю почувствовать общероссийское театральное движение с его тенденциями развития и понять свой театр, который стремится им следовать. А это хорошее условие, чтобы не потеряться Коми-Пермяцкому театру во времени, сохранить себя, своего зрителя и не лишить возможности восхищаться им потомкам.