30 лет назад, 15 декабря 1983 года спектакль «Снегурочка» А. Островского Коми-Пермяцкого национального драматического театра им. М. Горького получил высокую оценку.
Государственной премии им. К.С. Станиславского были удостоены Гуляев Владимир Дмитриевич — режиссёр, художественный руководитель театра, Евстигнеев, Дмитрий Сергеевич — художник за сценографию спектакля, Котельникова, Анна Георгиевна — исполнительница роли Бобылихи и Мазеин Владимир Георгиевич — исполнитель роли царя Берендея.
Сегодня, вспоминая этот спектакль, актеры Коми-Пермяцкого национального драматического театра им. М. Горького были едины в одном — он стал ярким событием в истории театра.
«Главным для меня тогда, как режиссера,- говорит Владимир Дмитриевич Гуляев, режиссер-постановщик спектакля, проработавший художественным руководителем театра более 30 лет — было то, что в театре на то время был абсолютно полноценный творческий состав. Костяк, фундамент труппы составляли актеры первой театральной студии ЛГИТМиК (Ленинградского Государственного института театра, музыки и кинематографии), а в 1981 году приехали выпускники его второй студии. На сцене было около 40 человек. Это был роскошный, богатый состав, продемонстрировавший музыкальные возможности труппы. Конечно, для театра «Снегурочка» стала событием. Когда в 1983 г театру пришло приглашение на Всероссийский театральный фестиваль в Кострому с этим спектаклем, важно было решиться на участие со всем его составом. А. П. Ярков, директор театра, принял такое ответственное решение, урегулировав массу организационных вопросов. Ведь до этого наш театр никогда не выезжал на крупные всероссийские фестивали. Наряду со столичными крупными театрами, наш театр воспринимался, как экзотика. «Какие-то узкоглазые» услышали мы от зрителей. Поэтому наш спектакль с большими массовыми сценами, яркой сценографией и костюмами, с поющими актерами произвел фурор. Зрители и критики открыли для себя самобытность коми-пермяков, прежде всего его музыкальность. Наш народ очень певуч, а как мелодична коми-пермяцкая речь!»
Естественно, что у всех участников спектакля яркие воспоминания. Чувствуется некая ностальгия по тем временам, по безрассудной молодости и смелости. Анатолий Четин, директор театра, заслуженный работник культуры РФ, считает, что «Снегурочка» была праздником не только для зрителей, но и и для театра.
«Пригласив меня в этот спектакль, Владимир Дмитриевич совершил большую авантюру, — говорит актриса и хормейстер спектакля Александра Симонова. Я только приехала после окончания музыкального училища преподавателем в Детскую школу искусств г. Кудымкара и по сути еще не имела никакого опыта. Тем не менее, не раздумывая, я согласилась. Чайковского? Хоры на четыре голоса? Хорошо! А что из всего состава только у половины оказалось наличие музыкального слуха и еще у четверти голоса, меня это не смущало. Я ведь понимала, что это не профессиональные певцы. Надо работать! И мы работали, репетировали по 4 часа в день. Конечно, сопровождение живого оркестра придавало особое звучание. Позже, выезжая на гастроли с этим спектаклем в другие города, мы приглашали местных музыкантов. А в Костроме на фестивале местные оркестранты играли почти с чистого листа и не видя исполнителей на сцене. Когда произошло небольшое расхождение хора с оркестром, только тогда все зрители убедились, что хор поет вживую, а не под фонограмму. Такого уже почти нигде в театрах не было. А потом меня пригласили в театр в качестве актрисы».
Для молодых артистов театра, выпускников ЛГИТМИИКа, работа в «Снегурочке» была первой серьезной работой и началом творческого пути.
«Когда я услышала на распределении ролей, что буду играть Снегурочку, чуть в обморок не упала, подумала, что ослышалась, — вспоминает Нина Голева. Очень запомнились репетиции хоров. Это была серьезная, уверенная, красивая работа Александры Симоновой. Для нас было большим счастьем работать на одной сцене с А.Котельниковой, Д. Маркеловым, В Мазеиным. А какой сумасшедший, красивый был Мизгирь — В. Мещангин! Когда он обнимал, у меня «косточки трещали» в буквальном смысле слова. На фестивале в Костроме я не играла, т.к. была в декретном отпуске. …Помню, как приехала съемочная группа московского телевидения, чтобы набрать материалы по «Снегурочке». Им захотелось снять меня в домашней обстановке. Мне было крайне неудобно принимать их в нашей общежитской комнатке в 9 кв.м. Как я ни старалась им вежливо отказать, они были настойчивы. Когда они вошли туда, их камера заняла половину комнаты. Я так волновалась, что все происходящее воспринимала, как в тумане. Мне было очень неловко от такого внимания».
А другая исполнительница роли Снегурочки Наталья Морозова называет это событие особенно знаковым для себя.
«Эта роль для меня была, как звездочка. 30 лет назад ее играла моя мама. Это была очень серьезная работа. В театр была приглашена педагог по сценической речи Пермского института культуры В. Мосолова. Именно она и порекомендовала «попробовать» меня в роли Снегурочки. Запомнился один спектакль с Владимиром Дмитриевичем Гуляевым в роли Берендея, он заменял заболевшего артиста Владимира Мазеина. Мы все тогда попали под магию его таланта, мощную энергетику, силу и объем. И еще мне очень помог Виктор Узун, ассистент режиссера, который репетировал со мной перед поездкой в Кострому. Он же разводил все массовые сцены спектакля. На фестивале я испытала гордость за наш театр, когда один их критиков воскликнул: «Мало того, что они все поют, так они и на ушах стоят!» В спектакле действительно было много песен и танцев».
Для Василия Макатерского, заслуженного артиста РФ, исполнителя роли Брусилы, спектакль связан с его молодостью и временем надежд.
«Все, что происходило на сцене нам было близко и понятно. Меня поражало оформление спектакля. После смены всего лишь одной детали и освещения, сцена за мгновение полностью преображалась из зимы в лето. А какие были яркие костюмы! Все это создавало атмосферу праздника, сказки! Это был эпохальный спектакль. С него начался новый подъем в развитии театра, профессиональный взлет».
«О нас заговорили, как о музыкально-драматическом театре не только в Перми, но и в столице – уверяет Валентина Мещангина, заслуженная артиска РФ, исполнительница роли Купавы. — После «Снегурочки» в нашем репертуаре появились музыкальные массовые спектакли «Свадьба в Малиновке», «Бабий бунт», «Тетка Чарлея». А в Костроме никто и не предполагал, что мы произведем такой фурор. Поначалу мы у всех вызвали недоумение: это что за Кудымкарский театр? Где это?.. Все отметили высокую постановочную культуру. Потом хотели даже во Францию пригласить».
Мы еще долго сидели с актерами, вспоминая какие-то эпизоды с репетиционных моментов, выступлений на гастролях со «Снегурочкой». Я заметила чьи-то увлаженные глаза. И вдруг в какой-то момент поняла, что это не просто ностальгия. Артисты соскучились по таким спектаклям и готовы к новым большим, массовым постановкам. Актерский потенциал нашей труппы ничуть не меньше, чем в те годы. И сегодня труппа обладает талантливой, музыкальной молодёжью, способной на большие творческие дела, на смелые эксперименты. Думаю, и зритель ожидает от нас в новом театре новых впечатляющих спектаклей, новых тем для обсуждения и размышления, новых открытий…