20 ноября исполнилось 115 лет со дня рождения мэтра коми-пермяцкой драматургии Можаева Спиридона Афанасьевича.
Ноябрь 1906 года, деревня Артамонова Соликамского уезда Пермской губернии. В крестьянской семье Можаевых рождается сын Спиридон. Через восемь лет начинается Первая мировая война. Отец и дядя Спиридона уходят на «защиту Царя и Отечества», затем случилась октябрьская революция. «Отец мой поехал с красноармейским обозом на своей лошадке. Мы, ребята, учились в школе и работали дома, помогая взрослым в поле, в огороде и в других домашних делах», — вспоминал Спиридон Афанасьевич.
Простого деревенского паренька с детства привлекали изобразительное искусство, музыка, деревенские импровизированные театрализованные представления в праздники. В школе он занимался в хоровом и драматическом кружках, в техникуме приобщился к игре на фортепиано.
«Можаев — деревенский мужик. Но быть «деревенским мужиком» ему не хотелось. Он всё время стремился к культуре, к образованию (учился в ГИТИСе). Деревенский быт был препятствием для его творческого стремления писать пьесы. Дом, огород, конюшня — требовали мужского внимания и времени, которое было и так ограничено работой в театре», — писала Кира Барламова, приёмная дочь Спиридона Можаева.
Он был директором театра в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Несмотря ни на что, в 1943 году была набрана II национальная студия, которую в 1947 году окончили 16 студентов. Для того чтобы выжить и содержать театр, коллективу приходилось играть огромное количество спектаклей (например, в 1942 году было выпущено 14 премьер).
Кира Барламова:
— Беднота была страшная, я вспоминаю такой момент, когда мама стала искать кочергу, чтобы истопить печь, а её не оказалось. Можаев унёс её в театр, где было тоже печное отопление. Работники театра, во главе с директором, работали на сплошном энтузиазме.
Спиридон Можаев по праву считается основоположником коми-пермяцкой драматургии. Он был одним из первых переводчиков русских авторов на родной язык для формирующегося национального театра. Спектакли по его пьесам широко шли на сцене театра и имели большой резонанс. Среди них: «Кымöра тулыс» (Пасмурная весна), «Гымалö парма» (Гремит тайга), «Крепыт гöрöд» (Крепкий узел), «Саймö му» (Земля пробуждается), «Асныр» (Самодурка), «Гажтöм говк» (Грустное эхо) и другие. Постановщиком большинства его произведений был его друг и соратник Афонасий Ярков (в разные годы — актёр, режиссёр, директор, завлит театра).
В последние годы Спиродон Афанасьевич проживал в Ленинграде, но до последних дней жизни не терял связи с Малой Родиной. Писал письма: «Болит душа моя за всех вас, близких…», «Живу тихо, мирно, понемногу пишу. Тяжеловато уже. Но иначе не могу».
Его не стало в 1989 году.