«Железная дорога — это вечное. Ты увидишь мир!» — ориентировал её отец. Она мир повидала. Но другим путем, своим, который оказался судьбоносным.
Галина Шавкунова родилась в Казахстане. Окончила железнодорожный техникум по специальности техник-механик (!). На это определил её папа, который пройдя всю войну и ранения, к жизни относился избирательно, строго. Протестовать дочке было бесполезно, несмотря на то, что она с подружкой нацелилась на пищевой техникум.
После успешного окончания железнодорожного техникума, Галю направили работать на Алтай в г. Рубцовск. Оформили в депо, и потекла трудовая жизнь. Но вот однажды подходит к молодой работнице комсорг и говорит: «В драмкружке нужна девчонка на роль, иди». Галя отказалась наотрез. Тогда её вызвали в руководство депо и стали настоятельно убеждать в важности её участия в спектакле, призывать к пониманию ситуации. Пришлось идти.
Гале там не понравилось. Несмотря на то, что историю, которую надо было сыграть на сцене, она сработала легко, и руководитель был восхищён её работой. Ну не было в Галине интереса к театру и всё тут. Однажды, играя в спектакле,она «выкинула» что-то смешное, на что зрительный зал взорвался смехом. Галя с радостью подумала, что вот теперь-то точно уволят её от этого дела. Не тут-то было. Её отправили учиться на курсы руководителей драматических коллективов. Театр не отступал, а наступал на девушку. Как будто какая-то невидимая сила упорно толкала её в неведомое…
…И наступил момент, когда её прорвало. Случилось это, когда в учебном материале Галина играла старуху, у которой погибает внук. История вдруг пронзила актрису и отозвалась в душе глубокой болью. Роль по-настоящему захватила её, и в работе на сцене она начала ощущать смысл. А тут ещё посылают её учиться на дикторов телевидения, а вскоре она получает должность помощника режиссёра и роль в профессиональном спектакле Рубцовского драматического театра. Таким образом, Галя Шавкунова попрощалась со своим депо и отправилась в театральный мир. Когда она сообщила родителям о таком повороте событий, папа огорченно произнес: «А ведь могла стать человеком» и на целый день исчез неведомо куда.
Но вскоре над Рубцовским театром нависла угроза ликвидации. Актёры вынуждены были поехать на биржу в Москву в поисках работы, и с ними Галина Шавкунова. Недолго обивала она здесь порог. Вскоре в коридорах биржи к ней подошел представительного вида мужчина, представился главным режиссёром театра в г. Сортавала, что в Карелии, и предложил ей поехать туда работать. Галина, не задумываясь, согласилась. Очень уж ей понравилось там. Обустроилась, вышла замуж. Но вот незадача, через два года театр опять попал под ликвидацию.
И Галина с мужем пустились в поиски новой жизни. По воле обстоятельств один театр сменялся другим. На их пути были города: Урюпинск Волгоградской области, Сызрань Самарской области, Кизел Пермской области. В последнем произошла творческая встреча Галины Шавкуновой с режиссёром Алексеем Белолипецким. Он искренне рекомендовал актрисе (с мужем к тому времени они расстались) поехать в Коми-Пермяцкий драматический театр. Нет, дискомфорта по причине нескончаемых переездов Галина Шавкунова не испытывала. Напротив, она увидела мир, как хотел папа. Он словно запрограммировал её на это. Поэтому Галина охотно последовала словам режиссёра.
И Коми-Пермяцкий театр стал не временной пристанью, а её судьбой, Кудымкар — родным городом, Коми край — второй родиной. Здесь она живет уже более полувека. Но начиналось непросто. С утверждением её на роли осторожничали. Пришлось вначале даже панели красить. И вот наконец одна маленькая роль, другая… А дальше Наталья в «Вассе Железновой» — роль дерзкая, значимая. Она так нравилась Галине, что репетировала её с упоением. Очевидно, именно в этот момент актриса хорошо заявила о себе перед руководством театра. Кстати говоря, в следующей постановке этой пьесы она играла уже Рашель, а ещё позже — саму Вассу. С каждой новой ролью Галина Шавкунова утверждалась, показывая, что она самобытная многоплановая актриса, способная решать большие творческие задачи. Её внешняя и внутренняя природа позволяли одинаково убедительно играть как персонажей высшего общества, так и низшего. Озорство, чувство юмора, тонкий лиризм, психологическая глубина, трагический накал — всё это формировало актёрский арсенал. Шавкунова оказалась из той категории актрис, которые на сцене преображаются до неузнаваемости. Сколько души всеобъемлющей, тепла, ощущения земли родной, истоков жизни и человеческого предназначения быть матерью и хозяйкой было в её Фросе из «Печки на колесе». И она же Зойка из «Зойкиной квартиры» М. Булгакова — стареющая красивая женщина, испытывающая драму возраста и лихорадочно желающая урвать у жизни, успеть отхватить кусок счастья, — расчётливо и без стеснений. Она же — озорная, разбитная, вертящаяся волчком Дуэнья из одноименного спектакля Шеридана. И она же осторожная, вкрадчивая страшная преступница старуха Матрена из «Власти тьмы» Толстого, как будто не понимающая, что ради сына творит зло. В Москве на фестивале театров малых городов России эту работу называли одной из главных удач спектакля.
Огромный репертуар Шавкуновой составляют в большей степени роли первой величины. Это лучшие образцы мировой классической и современной драматургии. Среди них: Донья Анхела («Дама невидимка» П. Кальдерона), Анна Андреевна («Ревизор» Н. Гоголя), Маргарита («Как управлять женой» Флетчера), Раневская («Вишневый сад» А. П. Чехова), Дульская («Мораль пани Дульской» Г. Запольской), Сэвидж («Странная миссис Сэвидж» Д. Патрика), Гурмыжская («Лес» А. Островского), Бернарда («Дом Бернарды Альбы» Г. Лорки), Нина Петровна («Под одной крышей» Л. Разумовской), Нина Ивановна («Ретро» А. Галина).
Долгие годы Галина Ивановна входила в число ведущих актёров, на которых держался репертуар. Это было поистине служение театру — ценой здоровья, личных интересов и проблем, ценой труднорешаемого вопроса о том, с кем оставить маленького сына на время частых выездов и гастролей со спектаклями, но с подлинным уважением к делу и к себе. «Это человек, который унаследовал от старых поколений актёров верность профессии, честность и строгость. Такие, как Галина Шавкунова, не дадут театру погибнуть» — произнес как-то более 30 лет руководивший художественным процессом в театре Владимир Гуляев.
Галина Ивановна всегда была преданным и строгим носителем общечеловеческой культуры. К примеру, «лузгать» семечки в стенах театра для неё было равносильно катастрофе. И в том не ханжество, а отношение к театру человека, проецирующего в общество истинную культуру. Такую планку держали многие актёры поколения Шавкуновой. Сегодня это кому-то покажется пафосом… Но слово «покажется» здесь, скорее всего, будет ключевым.
При всей занятости в репертуаре, Галина Шавкунова осуществляла большую общественную работу. Долгие годы была членом художественного совета театра. Многие годы она являлась уполномоченным Пермской организации Союза театральных деятелей России при Коми-Пермяцком драматическом театре. И в этой работе она опять же видела важный смысл.
Сегодня по причине возраста актриса не выходит на сцену. Но каждое утро она спешит в театр. Как много-много лет подряд. Ей выпала одна дорога —неповторимая и на всю жизнь.