К 100-летию актрисы Коми-Пермяцкого драматического театра им. М. Горького Сакулиной Екатерины Ивановны
В 1931 году в Кудымкаре был организован набор в первую коми-пермяцкую национальную студию. Десятки парней и девушек потянулись из близлежащих и дальних деревень на конкурс. Комиссия состояла из свердловских и пермских режиссёров. Были приглашены будущие педагоги по мастерству актера, сценической речи, танца, грима, физкультуры, предметов по истории русского и зарубежного театров. На второй курс студии поступила и Екатерина Сакулина, впоследствии ставшая одной из самобытных актрис Коми-Пермяцкого театра.
Катя родилась в деревне Бадья Юрлинского района. Родители её рано умерли и девочку в возрасте 5 лет взяли на воспитание родственники. Но по непредвиденным обстоятельствам она вскоре попала в детский дом с. Юсьва. Красивая, голубоглазая девочка со светлыми волосами была очень подвижна, пела песенки, танцевала. В школе она познакомилась с Аней Котельниковой, будущей народной артисткой РСФСР. Между ними завязалась дружба на всю жизнь. Учиться на актрису Катя поступила вслед за Аней.
В 1932 году студия стала называться Театр колхозной молодёжи (ТКОМ). Многочисленные отзывы трудящихся говорили о том, что он имел большое значение в деле поднятия культуры народа. Молодые артисты дали 400 выступлений, обслужили 100 тыс. жителей. В конце 1935 года русская труппа была переведена в Пермь, а Театр колхозной молодёжи стал профессиональным национальным театром. Так как своей коми-пермяцкой драматургии ещё не было, играли классику, переведённую на родной язык. Для Екатерины Сакулиной и её сверстников началась большая серьезная работа. Они постепенно завоёвывали успех у зрителя. А параллельно у Кати развивались серьезные отношения с выпускником студии Василием Нешатаевым. Они полюбили друг друга. Вскоре у них родился первенец – Ваня, а вслед за ним дочь Альбина. Часто были гастроли, приходилось детей оставлять у тёти Анисьи Ивановны в деревне, или у знакомых. Молодой актёр Василий Нешатаев был обворожителен своей улыбкой., Играя героев современников, подавал большие надежды. Екатерина Сакулина зарекомендовала себя как яркая характерная актриса, её серьёзные и глубокие роли были ещё впереди. Казалось, счастью не было конца.
Но нагрянула война, в ряды Советской армии были призваны 17 работников театра, из них большая часть – ведущие актёры. Погибли смертью храбрых 13 человек. Нешатаев Василий Иванович умер от ран в госпитале г. Белёво Тульской области, там он и был похоронен. Как сумела выжить молодая актриса Екатерина Сакулина, оставшись вдовой с двумя малолетними детьми? Это знала только она. Трудно было, голодно и холодно, всего не хватало, зарплаты были маленькие… Но рядом были актёры, друзья, верная подруга Анна Котельникова. Помогали, кто, чем мог. Благодаря этой поддержке и любви к работе и выжила Екатерина. Выручали и дары леса: с гастролей привозили бруснику, клюкву, грибы. В свободное время между детским и взрослым спектаклями возили актёров в ближний лес, чтобы они могли сделать заготовки для своей семьи. Многие ошибаются, когда говорят, что актёрская доля – это веселье и развлечения. Не до этого было – тяжкий труд, репетиции утром и вечером, выездные спектакли для детей и взрослых в холодных клубах. Всё это было. Но главное – была радость творчества.
Екатерина Ивановна за свою театральную жизнь сыграла множество ролей. Среди них: Матвейка «Караванный бунт» Н.П. Свечкова, Ефросинья – Знахарка «Пасмурная весна» С.А. Можаева, немецкая девушка Хильда – «Памяти отца» А. Соболева, Топсик – «Дальняя дорога» А. Арбузова, Оксана – «Почему улыбались звёзды» А. Корнейчука, Вишенка – «Приключение Чипполлино» Д. Родари, сумасшедшая барыня – «Гроза» А. Н. Островского, мать Надежды – «Крепкий узел» С. Можаева, экономка Беатриче – «Легенда о Паганини» В. Балашова и другие роли.
Екатерине Ивановне много пришлось гастролировать с театром по самым отдаленным уголкам округа и области. Обслуживать посёлки по берегам Камы, на небольших судёнышках-катерах, где наверху складывалась выездная декорация, а в единственной каюте размещались актёры. Когда плыли долго, пели песни. Любимых песен было много, а запевали всегда Екатерина Ивановна и Анна Георгиевна. В 50-х годах плавали на большом пароходе, где был клуб, хорошая сцена, все жили в отдельных каютах. Вечерами после спектакля актёры садились на лодки, и долго ещё раздавались над Камой песни, то весёлые, то грустные. А на утро снова в путь, благодарные зрители сердечно прощались с актёрами, женщины и ребятишки махали платками, кричали, чтобы приезжали снова. Екатерину Ивановну любили в коллективе, особенно молодые актёры. Она всегда могла поддержать, успокоить, похвалить за удачно сыгранную роль – опекала молодежь, её обожали зрители.
По сути Екатерина Ивановын стала родоначальницей актерской династии. Дочь Альбина после окончания средней школы стала работать в театре, приобрела навыки суфлёрства, помощника режиссёра, стала получать небольшие эпизодические роли, играла мальчишек и девчонок, и наконец, пришли сложные и серьёзные роли. Вскоре одарённая молодая актриса поступила в Ленинградский государственный институт культуры им. Н.К. Крупской (ныне Санкт-Петербургская академия культуры). И после окончания вернулась работать в театр. Вскоре Альбина Васильевна вышла замуж за Николая Александровича Крохалева, выпускника Ленинградского института театра музыки и кинематографии. Он много лет был директором Коми-Пермяцкого драмтеатра им.М.Горького, ярким успешным актером, получившим звание Заслуженного артиста РСФСР. Благодаря Екатерине Ивановне, её племянник Ужегов Николай Фёдорович тоже стал актёром. В 1940 году он закончил школу, и выучился на киномеханика, а в мае 1942 года был призван в армию и отправлен на передовую. В марте 1943 года, получив второе ранение, по решению комиссии был отправлен на родину в округ, воевать ему больше не пришлось. В сентябре 1943года, сдав экзамены, был принят во II театральную студию при окружном драмтеатре. Учился вместе с Александром Клещиным (будущим коми-пермяцким композитором), с Марией Сторожевой (будущим драматургом), Ниной Четиной и другими.
Николай Фёдорович Ужегов всегда с большой теплотой отзывался о своей любимой тёте.
Сын Екатерины Ивановны – Иван Нешатаев закончил Качинское авиационное училище, после окончания службы жил в городах Симферополе, а впоследствии в г. Севастополе.
В конце 1990-х годов Екатерина Ивановна стала часто болеть, но держалась. Силы её были на исходе и 4 февраля 1997 года её не стало. Для всех работников театра кончина актрисы была неподдельным горем. Память о ней до сих пор жива. Она была примером мужественности, верности, порядочности, верности своей профессии.