13 августа состоялся показ эскизов VII режиссёрской лаборатории «Живая классика». Она была посвящена школе и произведениям, связанным со школьной программой, либо ориентированным на подростковую аудиторию. Местом проведения лаборатории стала Школа № 2 г. Кудымкара. Творческие работы были показаны на крыльце, в фойе первого этажа, актовом зале и в учебных аудиториях.
Перед участниками была поставлена задача: создать работы, которые могут быть показаны в школе (т. е. не будут требовать наличия сложных сопутствующих условий) и которые будут укладываться в формат академического часа (45 минут). Основная целевая аудитория — преподаватели и ученики.
Для участия в лаборатории были приглашены пять режиссёров. Все они интенсивно работали вместе с артистами и работниками цехов в течении пяти дней. На шестой день состоялся итоговый показ, сопровождавшийся обсуждением представленных работ с участниками, зрителями, а также экспертами — режиссёром и педагогом Мариной Оленёвой, театральным критиком Анастасией Ивановой, студентками театроведческого факультета ГИТИСа Елизаветой Кирсановой и Викторией Спасёновой.
Открывала показ работа режиссёра Владимира Билыка «Снегурочка» по А. Островскому и Н. Римскому-Корсакову. Начался эскиз на крыльце здания, а после зрители прошли в фойе первого этажа, где действие продолжилось. Режиссёр предпринял попытку представить классическую историю в новом свете, где Снегурочка стала замкнутой и страдающей от родительской гиперопеки девочкой-подростком, Лель — ярким, харизматичным, но несколько циничным юношей, царь Берендей — директором школы с замашками тирана. Режиссёру это не вполне удалось, ощущался диссонанс между классическим текстом и современными реалиями, да и артисты как будто потерялись на фоне выбранного пространства, которое им не помогало, а скорее мешало. И всё же эскиз заинтересовал зрителей, вызвал активное обсуждение, «задал тон».
Вторым были показаны «Спойлеры» Дмитрия Кириченко. Режиссёр, будучи филологом и преподавателем, поднял вопрос о методах преподавания литературы в школе. Как сделать изучение классической русской литературы интересным, актуальным, искренним? Артисты размышляли об этом вместе со зрителями, которые располагались в классе, прямо среди участников представления и были активно вовлечены в процесс. Эскиз получился весёлым, действительно вовлекающим и, опять же, располагающим к дискуссии. Работа вышла очень точной в плане соответствия поставленным лабораторией условиям.
Следующим шёл эскиз Александры Кохан «Чайка», по всемирно известной пьесе А. Чехова. Интересная по форме и содержанию работа. Зрители прошли (буквально!) долгий путь через всё здание, находясь в постоянном контакте с героями пьесы и постепенно вникая в перипетии их отношений и судьбы. В эскизе много оригинальных режиссёрских решений и находок. Эксперты были в восторге от этой работы, при этом есть сомнения, что она будет доступна и понятна детям. Эскиз — пример «неуёмной режиссуры», прекрасно демонстрирующий творческие возможности постановочной команды, но трудно реализуемый. Сложно было бы организовать показ этого эскиза в рамках традиционных школьных будней.
Четвёртый участник — Филипп Шкаев и «Шинель» Н. Гоголя. Экстравагантная, провокационная работа. Эдакий «анархистский бунт» против традиционных устоев. Но «черты» режиссёр не переходит, «держит себя в руках» и совсем уж откровенной «крамолы» в эскизе нет. Зато есть интересная задумка с действием внутри действия, проломом четвёртой стены и постоянным обманом ожиданий зрителей. Очень необычно, громко, бескомпромиссно, но вполне в рамках заявленного формата лаборатории. «Ортодоксальным» педагогам смотреть на такое будет сложновато, но подростки должны быть в восторге.
Завершала показ работа Фамила Джавадова по классической пьесе Д. Фонвизина «Недоросль». Максимально иллюстративный эскиз с гротескными, «выкрученными на максимум» и нарочито неживыми героями. Режиссёр не пытался «устраивать ревизию» классике и показал конфликт так, как его принято трактовать. На обсуждении звучали слова о том, что герои слишком статичны и действие не увлекает по-настоящему. Но то актуально для насмотренного и пресыщенного зрителя. Думается, что со школьниками данный эскиз сработает прекрасно, легко пробив их щит равнодушия и неверия насыщенностью действия — яростью и грохотом героев, понятным конфликтом и доступным посылом. Площадной театр во всей своей красе и бесхитростности.
Такой была VII, «школьно-режиссёрская» лаборатория «Живая классика» в Коми-Пермяцком театре. Ярко, выразительно, остро, по-прежнему живо. Хочется верить, что представленные режиссёрские работы сохранятся и будут востребованы к показу в учебных (не только школах!) заведениях.
Полный фотоотчёт дня
Руководитель литературно-драматургической части театра
Роман Никонов