Живая классика. Итоги

19 августа 2025

Закончилась IX режиссёрская лаборатория «Живая классика» в Коми-Пермяцком театре. Подведём итоги.

Анна Морозова (Калининград), А. и Б. Стругацкие «Малыш»

Исследователи высаживаются на планете Ковчег с целью изучить её и подготовить к колонизации. Настроение экипажа беспечно-оптимистическое, планета кажется безопасной. Тут в контакт с исследователями вступает местная разумная форма жизни, но это не инопланетянин, а человеческий ребенок, выращенный чуждым разумом…

Интересный, ироничный эскиз. Тут и вызывающая многочисленные ассоциации ретрофантастика, и капля хоррора, и обилие юмора. История, казалось бы, простая, но оставляющая большой простор для интерпретаций. Малыш — человек? Нет. Нечеловек? Тоже нет. Тогда кто? Или что?.. Об этом интересно размышлять и спорить. На обсуждении критики отметили большой потенциал эскиза для подростковой аудитории.

Константин Соя (Санкт-Петербург), К. Патерсон «Мост в Терабитию» (инсценировка Риты Кадацкой)

 

«Мост в Терабитию» показал нам историю искренней дружбы между двумя детьми. В жизнь Джесса, ребенка из консервативной и небогатой семьи, неожиданно врывается Лесли, девочка из как будто бы другого мира, открытая, непосредственная и сострадательная. Дополняя и помогая друг другу, они решают проблемы, а ещё становятся правителями волшебной страны Терабитии.

Очень добрый и теплый эскиз напомнил о силе нашего воображения. Волшебная страна нашего сознания может стать убежищем от проблем и источником силы. Можно было бы вспомнить о важности Игры как вида деятельности в процессе становления личности ребенка…

Во время показа многие зрители расчувствовались, наверняка вспомнив собственное детство, друзей, игры и события, оказавшие сильнейшее влияние на всю дальнейшую жизнь.

Эта работа стала победителем зрительского голосования за лучший эскиз.

Никита Огарков (Москва), С. и М. Дяченко «Луч»

Четыре подростка в изолированном, экспериментальном пространстве. Пятьсот человек на борту межзвездного корабля, летящего к далекой цели. В экспериментальном пространстве пройдет тридцать дней, на корабле — тридцать лет. Колонисты на борту потеряли смысл жизни. Чтобы успешно завершить эксперимент, участники должны придумать людям на звездолете новый смысл жизни и заставить в него поверить. Важно помнить: это не игра, и на кону человеческие жизни.

На выходе получилась социально-психологическая драма. Мы видим подростков, вынужденных брать ответственность и решать проблемы, на порядок превосходящие их опыт и возможности. Параллельно наблюдаем за членами экипажа корабля, которые, не смотря на тщательный отбор и значимую мотивацию ведут себя очень по-человечески… Сопротивляются, спорят, действуют необдуманно и спонтанно. Хочется выразить признательность режиссёру за смелость. Роман-первоисточник достаточно сложен, с большим философским и психологическим подтекстом, и попытка «раскрыть» его в рамках лабораторного формата задача нетривиальная.

Ксения Отинова (Кудымкар), Д. Харауэй «Манифест киборга»

Литературной основой эскиза стало эссе, написанное Донной Харауэй, профессором, экспертом в области феминистских исследований, под названием «Манифест для киборгов: наука, технология и социалистический феминизм в 1980-х годах». В нем концепция «киборга» представляет собой отказ от жестких границ, особенно тех, которые отделяют «человека» от «машины».

В рамках эскиза режиссёр сконцентрировался на отношениях современного человека с… телефоном. Наша привязанность к ним это… проблема? Зависимость? А что, если взглянуть на ситуацию под другим углом? Телефон даёт нам рабочие инструменты, берет на себя рутинные задачи, делает нас эффективнее, упрощает общение, хранит воспоминания и т.д. Перед началом эскиза зрителей просили не отключить телефоны, а наоборот – активно использовать их при показе. Устройства стали полноценными участниками эскиза.

Получился интересный перформанс, дающий повод для дискуссии и способный стать «первой ласточкой» в череде постановок об особенностях современного общества.

Полина Алёхина (Санкт-Петербург), «Стальной сад», по мотивам произведений А. Азимова

Эскиз по мотивам рассказа Айзека Азимова «Уродливый мальчуган». Молодая медсестра Эдит Феллоуз нанята компанией, вытаскивающей объекты из прошлого. Она должна стать сиделкой для маленького неандертальца, но становится кем-то большим для него…

В работе поднимается тема ответственности ученого за всё, что им сделано, тема этичности его поведения, а также тема взаимной любви и привязанности неандертальца Тимми и его опекунши. К историям о безответственных ученых мы привыкли, сюжет на сегодня очень клишированный, а вот тема отношений неандертальца и его опекунши привлекла гораздо больше внимания. Со слов режиссера, она выбрала этот материал, так как «он очень земной, телесный». Артисты сильно вкладывались, шли друг от друга. На обсуждении, активном и бурном, выяснилось, что зрители ожидали разные финалы, от насильственного и разрушительного, до гуманистического. Полина Алёхина намеренно игнорировала техническую сторону произведения, сосредоточившись на межчеловеческих взаимоотношениях и зрителей, кажется, больше зацепила актёрская игра и взаимодействие героев, а не подтекст и смыслы, изначально заложенные А. Азимовым.

Таким вышел показ эскизов IX режиссерской лаборатории «Живая классика» при Коми-Пермяцком театре. Полные идей и задора режиссёры, талантливые артисты, благодарная публика. Желаем режиссёрам-участникам удачи и ярких новых работ, а у нас впереди открытие сезона. До встречи в театре!

Альбом фотографий (113 шт.) → clck.ru/3NjecC (автор Антон Порсев)

Свежие новости

Владимир Путин наградил директора нашего театра медалью

Президент России Владимир Путин отметил работу директора Коми-Пермяцкого национального драматического театра Анатолия Четина. Указом главы Читать дальше…

4 декабря 2025

Сообщение доставлено и прочитано

Наталья Жемгулене о Межнациональном театральном фестивале «Сообщение» (г. Кудымкар) Коми-Пермяцкий национальный драматический театр в седьмой Читать дальше…

7 ноября 2025

«В сорок минут я землю опояшу!..»

К юбилею Марины Рукавицыной Артистка Марина Рукавицына в театральном мире уже больше тридцати лет. В Читать дальше…

30 октября 2025

Сергею Андрееву — 70

К юбилею артиста, режиссёра, ветерана Коми-Пермяцкого театра Сергея Андреева Для Коми-Пермяцкого национального театра Сергей Георгиевич Читать дальше…

22 октября 2025

В Кудымкаре состоится фестиваль детских театров

С 30 октября по 1 ноября 2025 года в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре пройдёт II Читать дальше…

9 октября 2025

Театровед Евгения Тропп о режиссёре Юлии Беляевой

Юлия Беляева, выпускница знаменитой мастерской Л. Е. Хейфеца в ГИТИСе, режиссер самобытный, смелый, темпераментный, к Читать дальше…

1 октября 2025

Петру Ковыляеву — 90

К юбилею Петра Дмитриевича Ковыляева, актёра Коми-Пермяцкого национального драматического театра Пётр Дмитриевич Ковыляев работал в Читать дальше…

24 сентября 2025

В Кудымкар с гастролями едет Мордовский национальный театр

С 26 по 28 сентября на сцене Коми-Пермяцкого национального драматического театра пройдут гастроли Мордовского государственного Читать дальше…

16 сентября 2025

Коми-Пермяцкий театр едет на Алтай

Коми-Пермяцкий национальный драматический театр со спектаклем «Прошлым летом в Чулимске» примет участие в VI Всероссийском Читать дальше…

11 сентября 2025

Смотреть все новости