19 июня «Коми-Пермяцкий национальный драматический театр» закрыл свой очередной театральный сезон. За прошедший творческий период сделано было немало. Не раз театр становился поводом для гордости всего национального округа. Но всё ли так гладко на сегодняшний день… Что волнует служителей Мельпомены Кудымкарского Храма искусств, а что, напротив, радует и воодушевляет?
Уже второй сезон подряд руководит национальным Коми-Пермяцким театром человек, который ещё пару лет назад совершенно не ассоциировал себя с нашим округом. Юлия Беляева коренная москвичка. Так получилось, что благодаря режиссёрской лаборатории она попала в Кудымкар. Работая в рамках лаборатории, как все приглашённые молодые режиссёры, над отрывком по произведению «Неточка Незванова», она и не думала, что пройдёт совсем немного времени и именно она возглавит этот национальный театр. Хотя сказать, что всё это произойдёт безоблачно, тоже будет неверно. Так или иначе, но весьма хрупкая, на первый взгляд, Юлия Александровна Беляева переняла эстафету художественного лидера Коми-Пермяцкого театра.
Театр – организм сложный. Вместе с кажущимся ощущением вечной феерии и праздника, здесь зачастую случаются разногласия на почве творческих поисков, здесь очень часто задаются глобальные вопросы именно к самому себе, а ответы, как правило, найти бывает просто невозможно… Тем не менее, попытаться приблизиться хотя бы на дюйм к этому загадочному «Миру Театра» мы попытались вместе с главным режиссёром. Так что же такое Театр и какое место в этом необъятном Мире занимает Кудымкарский Храм искусств? На вопросы отвечает главный режиссёр «Коми-Пермяцкого драматического театра» Юлия Беляева.
— Продолжите фразу «Коми-Пермяцкий театр — это…»
— Это сильнейшая труппа и талантливейшие цеха. Про артистов я могу говорить очень много, про каждого отдельно и в ансамбле. Невероятно важно видеть актерский рост от роли к роли, от спектакля к спектаклю, а так же очень приятно, встречая критиков, режиссеров и актеров из других театров, слышать лестные слова о нашей труппе. Это вдохновляет! Но я бы хотела сказать еще о наших удивительных мастерах. Цехам Коми-Пермяцкого драматического театра может позавидовать практически любой столичный театр. Об этом не всегда задумывается зритель, он видит картину целиком вкупе с актерской игрой и историей, а за этим всем стоит большая работа швей, бутафоров, столяров… И наши мастера — суперпрофессионалы, в кратчайшие сроки, всегда с душой, старательно и въедливо они создают произведения искусства.
И еще пара слов о нашем репертуаре. Вообще, спектакль — это какой-то разговор о том, что кажется важным. И то, что даже не самые легкие спектакли по серьезным произведениям востребованы зрителем, является доказательством того, что мы в диалоге — спасибо публике.
— Сезон завершён. Что удалось сделать, а что осталось не реализовано или получилось, но не так как задумывались изначально.
— Планы на сезон всегда больше, чем возможно — нужно иметь люфт для маневров. Много из намеченного пошло не совсем так, но это скорее технические, организационные проблемы, например, постановка спектакля «Любовь людей» переехала на январь. Очень жаль, что после лаборатории не удалось сразу подхватить и доделать эскиз Артема Устинова по пьесе Данилова «Свидетельские показания», мне кажется, была просто достойнейшая работа, настоящий эксперимент, но я надеюсь, что театр еще поработает с этим замечательным режиссером. Увы, не случилась постановка Веры Поповой по пьесе Володина «Пять вечеров», возникли трудности с правообладателем, по этой же причине пришлось заморозить спектакль «С любимыми не расставайтесь».
Но были и приятные неожиданности. Когда мы обсуждали с Анастасией Радостевой ее самостоятельную режиссерскую работу «Девушка и смерть», никто не думал, что это будет такой вызов труппе. Но упорство, с которым Настя и команда спектакля бились в танцклассе, привело, как мне кажется, к прекрасным результатам. И я сейчас говорю не только про высокий уровень танцевальной техники, но и про цельную, серьезную, мощную постановку, настоящее зрелое режиссерское высказывание.
Неожиданно даже для самих себя родилась в гармонии «Йожикина Йолка» по сказкам Козлова из воздуха и любви. Спектакль, о котором никто из участников (надеюсь, и зрителей) не может говорить без приятного щемящего трепета…
Под занавес сезона приступила к работе Анна Потапова, уже известная и любимая кудымкарскому зрителю по спектаклям «Женитьба» на коми-пермяцком языке, «Гадкий Утенок». И это тоже был сюрприз. Так же как и пьеса, которую Анна Львовна будет ставить — легкую, летнюю, немного даже дерзкую комедию. Я абсолютно уверена, что этот режиссер вместе с нашим хореографом сделает и стильно, и тонко, и смешно.
— В Тамбове театр получил много премий, одна из которых «за сохранение традиций русского театра». В театральном мире такая традиционность классического русского театра — гордость или провинциальность? Куда сегодня развивается Театр, мировые тенденции?
— Я очень не люблю этот вопрос, хотя он частенько задается. Думаю, это искусственное разделение на «традицию» и «эксперимент», «русский театр» и «европейский» — очень условный, неполезный для искусства раскол. Искусство – вне границ, перетекающее, вдохновляющее само себя, постоянно меняющееся как мысль, что-то живое и хрупкое. Театр может быть талантливым и не очень, и то и это весьма субъективно. Не думаю, что Станиславский предполагал, что он создаст какую-то клетку-догму для творчества. Его школа, наряду с трудами Мейерхольда, Михаила Чехова, Вахтангова — есть лишь один из способов, которым можно воспользоваться, развить, видоизменить, а можно выбрать другой, более подходящий для цели, которую себе поставили авторы. А делить и классифицировать… думаю, можно оставить это математикам. Для одного спектакля решение одно, включая способ актерского существования, в другом может быть другое — и это выбор постановщика с командой. Конечно, у меня есть определенная школа, и мастер, который давал режиссерские инструменты, но это лишь отправная точка (важнейшая!), но дальше от нее тянется путь в свой театр. А провинциальность – это не о месте рождения и проживания, а о дурновкусии и пустоте… и опять-таки субъективно.
— Довольны ли Вы результатами сезона?
— Сезон кажется необъятным, будто «Игроки» на открытии были давно-давно… Наверное, потому что театр много и плодотворно трудился. Были и неудачи, и споры, но это все уходит, а остаются спектакли и радость человеческого общения, как говорила одна великая женщина-режиссер. И это замечательно.
— Поставлены ли цели на будущий театральный сезон?
— Планы наполеоновские, жаль, что в сутках так мало часов. Откроем сезон «Красавцами» Анны Потаповой, затем выпустит спектакль Сергей Тонышев. Мы с Любовью Мелехиной будем работать над «Пиноккио», новогодний детский спектакль, спектакль-концерт, о котором мы давно мечтаем, потом «Любовь людей», очень интересный и важный проект о художнике Субботине-Пермяке… Надеюсь, что все случится, и будет много важного, интересного и нового!
Лана Тихонова
Источник: «Городская газета» № 24 от 16.06.2022