Главные режиссёры или что скрывается за скандалом вокруг кудымкарского театра

14 мая 2021

Коллектив театра и горожане 2 ноября выходят на митинг. Краевая власть надумала реорганизовать театр, назначив директором местного предпринимателя и депутата ЗС Пермского края Алексея Петрова. Артисты говорят, что театр ждет катастрофа. Но их не слышат. Видимо, потому, что изменения в структуре театра выгодны не только бизнесмену, но и губернатору.

О том, что директором театра может стать Алексей Петров, артисты узнали в сентябре, когда вышли из отпуска. Об этом на собрании коллектива объявил действующий директор театра Анатолий Четин, которому, в свою очередь, новость в личной беседе сообщил учредитель — министр культуры Пермского края Игорь Гладнев.

— Ничего у меня не спрашивайте, я ничего говорить не буду, ничего не знаю, — отмахивается сейчас от журналистов директор театра, который раньше общению с представителями СМИ был рад: на все вопросы, что задавали, отвечал, шутил, смеялся. С тех пор его лицо осунулось, а былой блеск в глазах пропал.

— Мне непонятно, как будет работать театр при новой схеме, — говорит Анатолий Четин. – Поэтому я ничего вам объяснить не смогу. Спрашивайте обо всем господина Гладнева.

Объяснить свою позицию по телефону министр культуры отказывается. Обещает ответить на все вопросы при встрече. «В ближайшее время буду в Кудымкаре, вам об этом сообщу заранее», — заверяет он. Ранее изданию «Коммерсант» Игорь Гладнев объяснял, что «суть планируемой реорганизации учреждения не в желании сменить руководство театра, а в желании повысить эффективность управления путем разделения функций: творческой частью будет заниматься художественный руководитель (эта должность предложена Анатолия Четину – прим. авт.), хозяйственными делами — исполнительный директор (эту должность, скорее всего, займет Алексей Петров – прим. авт.)».

Глава минкульта полагает, что с появлением нового здания увеличился объем работ и ресурсов на обслуживание и содержание хозяйственного комплекса, а значит, повысилась и ответственность за управление учреждением.

— У меня есть ряд претензий к Анатолию Четину как к ответственному лицу за эксплуатацию и сохранение имущества театра, — цитирует Игоря Гладнева www.oprf.ru. — Позиция, которую озвучивает сегодня Министерство культуры — не вопреки, а для коллектива театра.

А претензии, как оказалось на выездном собрании регионального штаба Общественного народного фронта (ОНФ), которое проводилось 12 октября в Кудымкаре, сводятся к следующему: в театре течет крыша и не работает пожарная сигнализация. Весной в электрощитовой было замыкание, после которого систему сигнализации отключили на двух этажах. Также есть замечание по благоустройству территории театра – летом она заросла лопухами.

— Я не подписывал акты приемки здания, — защищает себя директор Анатолий Четин. – А театральная площадь вообще принадлежит городу. За своей территорией – за той, что около театра, мы следим: высаживаем цветы, убираем мусор.

Анатолий Четин говорит, что в устном разговоре он предлагал главе города Ивану Мехоношину передать ему театральную площадь. Но только с тем условием, что город будет выделять деньги на ее содержание.

Главный режиссер театра Сергей Андреев называет претензии Игоря Гладнева «дурацкими», поскольку они совершенно не аргументированы. Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Пермском крае Дмитрий Сазонов также отмечает, что «если говорить об эффективности работы в новом здании, то судить об этом нельзя, здание сдано с недоделками, известна даже смета, необходимая для устранения недостатков, — 34 миллиона рублей».

— Надо сначала достроить театр, а потом спрашивать с директора, — отмечает Дмитрий Сазонов. — Если же говорить об эффективности творческого процесса, то здесь, по всей видимости, все в порядке — госзадание выполняется, спрос у публики огромный, билеты раскупают. Поэтому мне не очень понятно, о каком «неэффективном управлении» говорит Игорь Алексеевич.

«Отправление в никуда»

Главный режиссер театра Сергей Андреев говорит, что о намерениях минкульта узнал от Анатолия Четина еще в июле, перед тем, как выйти в отпуск. Но тогда решил, что это шутка.

— Такого быть не может, подумал я, потому что быть такого не может. Это бред сивой кобылы, — говорит главный режиссер. – Но приехал из отпуска – и вот те, бабушка, Юрьев день!

По мнению Сергея Андреева, последствия реорганизации приведут театр к катастрофе.

— Учредитель намерен поставить руководить театром человека, который никакого отношения не имеет к театру. Но как? Для чего тогда в театральных вузах готовят директоров театров, учат?

Непонятна коллективу театра и схема, по которой им предлагают работать. Чем именно займется исполнительный директор? А за что будет отвечать художественный руководитель? Сейчас во многих театрах страны, как рассказывает Сергей Андреев, используется схема управления такая же, как в их театре: есть директор, который является первым лицом театра и отвечает за все хозяйственные, финансовые и управленческие дела, и есть главный режиссер, который занимается творческим процессом, продумывает репертуар, решает, каких артистов задействовать в спектаклях.

Но существует и другая схема, при ней первым лицом театра является художественный руководитель, который отвечает за творческий процесс, а содержанием здания занимается исполнительный директор.

— Четин – творческий человек. Но он далек от репертуарной политики. Он хозяйственник, блестящий менеджер, — объясняет Сергей Андреев. – Быть директором и художественным руководителем — это разные вещи. Внешне это повышение статуса. Но для Четина это отправление в никуда. Получается, что убрать его просто так рука не поднялась, придумали другой ход.

В качестве примера главный режиссер приводит такой: директора театра оперы и балета отправили на повышение – теперь он главный дирижер. Но он до этого никогда в жизни дирижерскую палочку не держал. В итоге через день его с позором выгоняют – не справился с новыми обязанностями.

— Еще для меня совершенно непонятны слова Гладнева. Он заявляет: «А кто тогда будет завершать реконструкцию?». Я логики не вижу абсолютно. Во-первых, должны быть гарантийные обязательства, есть дефектные акты… Хотя если им было обещано со стороны Петрова, что он сделает из здания конфетку, то многое становится понятным.

«Было бы хорошо найти хозяина»

Наш источник, близкий к администрации губернатора, рассказывает, что разговор о реорганизации театра зашел еще в феврале 2015 года. На юбилей округа, который отмечали 26 февраля, в Кудымкар прилетел Виктор Басаргин. Празднование проходило в театре. Перед началом мероприятия губернатор вместе с депутатами Алексеем Петровым и Владимиром Хозяшевым прогуливался по коридорам нового здания. И именно тогда, по словам нашего источника, между Басаргиным и Петровым зашел разговор о том, что хорошо было бы отдать театр в хозяйские руки.

Владимир Хозяшев подтверждает, что такой разговор был, и дополняет:

— Он (губернатор – прим. авт.) образно сказал, что было бы хорошо найти хозяина для такого здания. Такого, который болел бы за театр, — вспоминает депутат. – Хотя считаю, что Пахомыч (Анатолий Четин – прим. авт.) именно таким человеком и является. Он болеет за театр.

Когда в 2012 году Виктора Басаргина назначили губернатором Пермского края, его первый визит был в Коми-Пермяцкий округ, после которого он поставил перед краевым правительством задачу, чтобы в 2013 году театр был сдан в эксплуатацию. В итоге театр открыли с недоделками и только 15 января 2014 года. Уже через месяц прокуратура вынесла предписание о том, что проведение массовых мероприятий в таком здании недопустимо. В этом случае понятно желание губернатора найти человека, который станет хозяином и «превратит здание в конфетку».

— Петров в фаворе у губернатора, вхож к нему, причем напрямую, — рассказывает наш источник, близкий к администрации губернатора. — Стать директором театра Петрову выгодно. Это не только дополнительный доход, но и бонус в его политической карьере. Сейчас он кто? Предприниматель. А может стать директором национального театра.

Бывший глава Кудымкара Анатолий Голубков говорит, что речь о передаче полномочий по управлению театром началась намного раньше. Он вспоминает, что еще в январе 2013 года, когда он был мэром, а театр еще не был сдан, к нему пришел Алексей Петров.

— Это была неофициальная частная беседа, — рассказывает Анатолий Голубков. — Петров сказал, что минкульт предлагает ему взять театр в управление. Но тогда сложно было понять, насколько это выгодно, какова структура всех расходов, будет ли прибыль. И тогда Петрова это предложение не заинтересовало. Он был на коне, у него было более устойчивое финансовое положение бизнеса. А сейчас, когда колбасный цех вместо доходов приносит убытки, магазины перестали давать такую прибыль, видимо, он вспомнил эту идею и решил ее реанимировать.

Алексей Петров же в официальных комментариях СМИ не раз говорил о том, что никто ему не предлагал управлять театром. При этом он не отрицает, что если будет реорганизация, и объявят конкурс по выбору управляющей компании, то не исключено, что он будет участвовать:

— Почему нет, если мне это будет выгодно, — говорит он. — Я бизнесмен, и никто не может мне запретить участвовать в конкурсе. Это будет нарушение моих прав как предпринимателя.

«Лукавите»

20 октября на встречу с коллективом театра пришел глава Коми-Пермяцкого округа Виктор Рычков. Первые тридцать минут он рассказывал о ситуации в округе: о сельском хозяйстве, о демографии, о строительстве, об образовании. Артисты не выдержали, и Денис Зубов попросил главу перейти к обсуждению проблемы театра. Но Виктор Рычков продолжил рассказ о сельском хозяйстве.

— Б…, — выругался Антон Пиджаков, бросил телефон на пол и хотел покинуть собрание. Но его остановили сидящие рядом девушки.

— Это некрасиво, — прошептали они.

— А он с нами красиво поступает? – парировал артист.

Закончив отчет, глава округа сообщил коллективу театра, что та информация, которая будоражит их умы и умы общественности округа, не соответствует действительности, и рекомендовал отказаться от проведения митинга. Он заверил, что театр не переведут на аутсорсинг, и что нет никакой речи, что директором станет Алексей Петров. При этом он сказал, что структура театра будет изменена. Но на вопросы, как будет изменена и кто будет директором, если не Петров, он не ответил, переадресовав их к министру культуры Игорю Гладневу.

— Вы лукавите, — выразила общее мнение артистов Нина Голева.

Режиссер из Москвы Анна Потапова, которая приехала в Кудымкар для постановки спектакля, предупредила Виктора Рычкова, что за ситуацией вокруг Коми-Пермяцкого театра следит вся театральная общественность Москвы и России.

Директор театра Анатолий Четин сообщил коллективу, что в ближайшее время к ним на встречу приедет председатель правительства Пермского края Геннадий Тушнолобов.

В конце встречи артист Денис Зубов объявил, что от митинга они отказываться не намерены, он пройдет 2 ноября с 13.00 до 14.00 на городской площади.

Кто поддерживает театр

Коллектив театра поддерживают: — Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей РФ; — Евгений Миронов, советский и российский актер театра, кино и телевидения, художественный руководитель Государственного театра наций с 2006 года; — Региональный штаб «Общероссийского народного фронта»; — Городское отделение партии «Единая Россия»; — Общественный совет при губернаторе Пермского края; — Депутат ЗС Пермского края Дарья Эйсфельд; — Национальные театры финно-угорского сообщества; — Блоггер, общественный деятель и стипендиат программы для представителей коренных народов Управления верховного комиссара ООН по правам человека Светлана Кольчурина; — Пермское отделение Союза театральных деятелей; — Коллектив «Пермского академического Театра-Театра»; — Театральный критик, член жюри конкурса «Золотая маска» Павел Руднев; — Театральный критик Татьяна Тихоновец; — Режиссер, театральный деятель из Москвы Анна Потапова.

Свежие новости

Рывок к звёздам

К юбилею Анатолия Пахомовича Четина Анатолий Четин родился 12 апреля 1959 года в д. Дёмино Читать дальше…

10 апреля 2024

Юра Борисов и Ксения Отинова проведут «Урок»

В Перми стартовали съёмки нового драматического сериала «Урок». Одну из ролей в нём исполнит актриса Читать дальше…

1 апреля 2024

День театра. Официальная часть

27 марта на большой сцене Коми-Пермяцкого национального драматического театра состоялась церемония вручения наград от Министерства Читать дальше…

29 марта 2024

В театре пройдёт неделя премьер

С 29 марта по 1 апреля в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре в 76-й раз пройдёт Читать дальше…

29 марта 2024

В театре вручили премию «Золотой гвоздь сезона»

27 марта в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре состоялось вручении премии «Золотой гвоздь сезона». Ежегодно, во Читать дальше…

28 марта 2024

27 марта пройдёт праздничная распродажа билетов

27 марта в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре состоится большая распродажа билетов в честь Всемирного дня Читать дальше…

21 марта 2024

С осени 2023 года в Коми-Пермяцком театре реализуется проект «Школа юного блогера в Коми-Пермяцком театре»

Наш театр продолжает заниматься укреплением местного молодежного сообщества. В рамках проекта, стартовавшего осенью 2023 года, Читать дальше…

5 марта 2024

Настольная игра «Коми-Пермяцкий национальный драматический театр»

«Настольная игра «Коми-Пермяцкий национальный драматический театр» – уникальный проект, открывающий новое видение истории Коми-Пермяцкого театра. Читать дальше…

5 марта 2024

Тандем театра и педагогики или театр-эксперимент

Успех курсов для руководителей школьных театров прошлого сезона вдохновил нас на новые идеи. В нынешнем Читать дальше…

29 февраля 2024

Смотреть все новости