14 марта 2025
Фильм «Третий звонок» (12+) снял режиссёр Алексей Романов на киностудии «Новый курс» на грант Фонда поддержки регионального кинематографа. Презентация фильма прошла 18 февраля там, где происходит его действие — в Коми-Пермяцком драматическом театре им. А.М. Горького. Это событие стало одним из первых в праздновании 100-летия Коми-Пермяцкого округа.
…Высокие сугробы. Шубы. Валенки. Ранние сумерки. Явная, очевидная провинция — глухая, но в то же время очень уютная; та самая провинция, в которой хранятся традиции и устои. Она не слишком зажиточная, но и не особо требовательная. Она неброская, но щемяще красивая. Придёт лето, и в зелёных пойменных лугах будут пастись лошадки, а козы начнут обгладывать свежие берёзовые веточки. Козы, лошадки, пушистые морозоустойчивые собаки — в здешних краях даже в городе животные по-прежнему составляют важную часть повседневности.
Простодушные лица: круглые, ровные, глаза небольшие, носы курносые, кожа белая. Это не просто провинция, но провинция национальная — Коми-Пермяцкий округ. Специфику замечаешь не сразу: жизнь вроде обычная — люди ждут на остановке автобус, покупают подарки детям на день рождения, ребята идут в школу, и говорят все преимущественно по-русски. Но не всегда: есть и национальные школы, и семьи, где коми-пермяцкий язык остаётся основным языком общения даже в единственном в округе городе — Кудымкаре.
Кудымкар город небольшой. Здесь, конечно, есть и музей, и органы государственной власти, и даже знаменитые в Пермском крае рестораны; но всё же попроси жителя города назвать одно самое главное, можно сказать, градообразующее учреждение — наверняка назовут театр.
Так получилось, что Коми-Пермяцкий драматический театр занял особое место в округе — и пространственно, на очень видном месте в центре Кудымкара; и событийно, ведь театр пережил драматичную и длинную историю переезда из старого деревянного особнячка в новое роскошное здание с мрамором и колоннами, о чём на протяжении 13 лет писали все местные СМИ; и идейно — как оплот национальной культуры и языка; наконец, это просто очень хороший театр, где на премьерах регулярно собираются фанаты, готовые ехать в Кудымкар на ночь глядя из краевого центра.
Театр сияет посреди кудымкарских сумерек как полный света кристалл. Жителям Пермского края близок этот образ: точно так же — как островок света посреди непроглядной ночи — был подан Пермский театр оперы и балета в презентационном фильме о Теодоре Курентзисе, снятом немецкими кинематографистами к церемонии вручения премии Kairos. Эта идея о том, что театр как ничто другое способен хранить человечность и культуру, очень выигрышна кинематографически: получаются яркие, эмоциональные кадры.
Фильм Алексея Романова, в котором он и сценарист, и режиссёр, и монтажёр, и один из операторов, — как раз об этом. Правда, эта мысль не проговаривается напрямик. Вообще, в фильме нет строгого нарратива, он не рассказывает какую-то историю. Верный «флаэртиановец», пермский режиссёр строит свою картину в виде цепочки эпизодов, не связанных друг с другом фабульно, и никак не комментирует то, что показано на экране. Зрителю придётся самому доходить до того, про что кино.
Вот экскурсия в театральном музее, речь идёт об актёрах «из народа». Вот отрывок из спектакля. Вот группа критиков обсуждает этот спектакль… А вот — папа общается с маленьким сыном, перевод на русский — в виде титров. Как это связано? Внешне — никак. Предлагается просто погрузиться в эту реальность, где есть свой язык, а ещё есть театр.
25-минутный документальный фильм начинается глубокой колючей зимой, а завершается нежным туманным летом. Созерцательность, неспешность, порядок вещей, где главный ориентир — смена сезонов, — это признаки природного сознания маленького народа. Театр отчасти поддерживает эти качества, но в то же время существует как энергичное, деятельное начало. Он сохраняет традиции, но в то же время прорастает в будущее.
Фонд поддержки регионального кинематографа, который финансировал создание фильма «Третий звонок», планирует его широкое присутствие на различных фестивалях.