Критик Анна Степанова о спектакле «С любимыми не расставайтесь»

17 мая 2021

Из своей версии пьесы «С любимыми не расставайтесь» московский режиссер Татьяна Воронина изгнала конкретное володинское время, в ней правят сегодняшние реалии, нравы и ритмы. Спектакль стилизован под бродилку и превращен, как сказано в подзаголовке, в «свадебное путешествие». Он начнется с развеселого пролога, когда многочисленные пары невест и женихов, прежде обжимавшиеся в разных углах зрительского фойе, ввалятся шумной гомонящей вереницей на сцену прямо через зрительный зал. Он будет длиться в бесконечном кружении толпы, которая по ходу дела разобьется сначала на супружеские пары, а потом — на одиноких людей, подгоняемых движением поворотного круга, и сомкнется воедино снова. Закончится все внезапным ступором после традиционного Катиного вопля: «Я скучаю по тебе!» — очень странно. Справа над сценой, в мерцании зеленоватых электрических лампочек вспыхнет огромными нескладными буквами расхожее утешение: ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО! И вроде бы надпись эта должна восприниматься как чистое обещание happy end’а после невзгод и проблем, обозначенных в спектакле. Но нет. Холодное мерцание лампочек тревожит, будоражит, превращается, скорее, в наше проявленное желание счастливого финала, которому вряд ли суждено сбыться. И потому такие славные привычные слова воспринимаются, скорее, как предложение зрителям и дальше, уже после спектакля, не перестать тревожиться о том, что было сыграно в этот вечер на сцене.
Сценограф Любовь Мелехина открыла оркестровую яму, сам провал ее обвела гирляндой светящихся лампочек. Уже когда новобрачные с гиканьем бегут по мостику, рискуя в эту яму свалиться, возникает ощущение капкана, опасности, связанной с самой женитьбой, с узаконенной теперь зависимостью этих людей друг от друга. Навстречу им из глубины сцены движется высоченный подиум с двумя лиловыми монументальными фигурами мужчины и женщины, похожими на равнодушных вершителей судеб. Женщина потом станет судьей, а мужчина — массовиком-затейником. Так режиссер поляризует образ реальности, управляемой двумя деперсонифицированными началами: бездушно официозным и безжалостно развлекательным. Но и сцена с фотографом пойдет на том же подиуме, опрокидывая наметившуюся было картину биполярной серости. Там в вышине возникнет маленький, нелепый у Дмитрия Хорошева человечек не от мира сего, к которому Митя мог приревновать Катю только в окончательном умопомрачении, а на узком полотнище, уходящем ввысь, будут сменяться проекции фотографий прекрасных женщин, какие-то таинственные отблески, линии, буквы — среди них окажется и портрет Кати. Так открывается в спектакле магия человеческого пространства, мир другой, полный поэзии, стихов, песен. Здесь голосок Новеллы Матвеевой соседствует с бушующим роком, а тексты Володина, Вампилова Розова, Рощина, Александра Гельмана — со стихами Шпаликова и — о, да! — Веры Полозковой.

История Кати и Мити с пьесой не расходится, они так же любят друг друга. Но у Володина проступал дополнительный, важный мотив их разрыва — несвобода каждого в несвободной стране, прораставшая в Мите, а судья был символом и стражем государственной неволи. И там достоинство свободы бунтовало в Кате. В кудымкарском спектакле иначе. Тоненькая белокурая Мария Демидова играет лишь Катину покорную любовь, печаль, оскорбление, натянутые нервы и абсолютную принадлежность к вертикальному миру высоких рефлексий, и понятно, что все это смешение закономерно взрывается в финале болезнью. А красавец Митя у Артема Радостева совсем прост. Он упертый, наглухо закрытый, крепко стоящий на ногах человек, живущий по общепринятым правилам — и только. Его и Ирина, — сыгранная Валерией Симаковой не, как обычно, туповато-хитроватой разлучницей, а личностью надломленной, сложной, — утомляет. Митя лишь в финале примиряется с иноприродностью Кати, силу своей любви к ней осознав в полной мере, только прорвавшись в больницу.
В кудымкарском спектакле сюжет Кати и Мити стержневой, но не самый важный. Эта и все прочие разводящиеся пары выныривают из толпы и ею поглощаются снова. Режиссер создает для отдельных персонажей моменты публичного одиночества среди бурления городской жизни, но вновь и вновь возвращает их в человеческий водоворот. Вот люди побежали с работы под воображаемым дождем. Вот, с отвращением прижавшись друг к другу, тупо трясутся в битком набитом воображаемом автобусе. Вот расселись за вполне реальными столиками поместившегося справа в глубине сцены кафе, зазвенели посудой и воскресными голосами под ироническим взглядом клоунессы-официантки, придуманной режиссером как лицо от театра. Но то и дело в пульсирующем ритме спектакля их словно подхватывает какая-то неведомая сила, сбивает в толпу, несет на поворотном круге сквозь строй голых разнополых манекенов в человеческий рост, помещенных в левом углу сцены. Застывшие имитации человеческих тел, отвратительные в своем пластиковом совершенстве, похожи на выставленные напоказ пустые души. Им уже хорошо, спокойно и несуетно.

Российский журнал «Петербургский театральный журнал»

Свежие новости

Коми-Пермяцкий театр выиграл грант Министерства культуры Пермского края

Центр по реализации проектов в сфере культуры подвёл итоги конкурса «Арт-резиденция». 15 проектов получат поддержку Читать дальше…

20 февраля 2024

30 лет — ФТМГР

30 лет назад, 15 февраля 1994 года, в Москве начался первый Фестиваль театров малых городов Читать дальше…

15 февраля 2024

В День коми-пермяцкого языка мы покажем спектакль об ансамбле «Кукушка»

17 февраля на большой сцене Коми-Пермяцкого национального драматического театра будет представлен спектакль «Кукуй, кукушечка!» (16+). Читать дальше…

13 февраля 2024

Тамаре Чистоевой — 110 лет

21 февраля, 110 лет со дня рождения Тамары Ивановны Чистоевой (1914–1986) — театрального художника, заслуженного Читать дальше…

8 февраля 2024

Начались репетиции спектакля «Матрёшки-disco» 

В Коми-Пермяцком национальном драматическом театре приступили к репетициям спектакля по пьесе Анны Гейжан «Матрёшки-disco» (18+). Читать дальше…

7 февраля 2024

Александр Кузьмин получил приз на фестивале кино

Артист Коми-Пермяцкого театра Александр Кузьмин получил приз за лучшую мужскую роль российского фестиваля молодого кино Читать дальше…

3 февраля 2024

Конкурс видеооткрыток

Коми-Пермяцкий национальный драматический театр им. М. Горького объявляет конкурс видеопоздравлений «Театральная открытка» к Международному Дню Читать дальше…

1 февраля 2024

Начались съёмки фильма о Коми-Пермяцком театре

Пермская киностудия «Новый курс» приступила к съёмкам документального фильма о Коми-Пермяцком национальном драматическом театре. Премьера Читать дальше…

24 января 2024

Тайна золотых артефактов

Поздний вечер, тёмные коридоры театра, лучи фонарей… В преддверии Дня студента первокурсники Кудымкарского медицинского училища Читать дальше…

23 января 2024

Смотреть все новости