Линия Жизни Людмилы Столяровой

15 мая 2021

Во время учёбы один из педагогов Николай Чесноков называл её второй Комиссаржевской, а за исполнение роли Тани по пьесе Арбузова похвалил Игорь Озеров, актер БДТ, сыгравший одну из ролей в фильме «Гранатовый браслет». А однажды она осмелилась напроситься на спектакль в «Современник» у самого Олега Ефремова. Людмила Ильинична Столярова – яркая, органичная и одна из самых загадочных актрис Коми-Пермяцкого драматического театра. Как человек – она добрый и отзывчивый, любит делать подарки друзьям и как истинная бабушка печется о своих трех внуках.

    «Столярова (Караваева) Людмила Ильинична родилась 25 октября 1941 года в г. Кудымкаре. В 1959 году после окончания школы Людмила Ильинична поступила по дополнительному конкурсу на второй курс в Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского (ныне театральная Академия). Студией руководили доцент Владислав Андрушкевич и старший преподаватель Станислав Клитин. Работая в Кудымкарском театре, она вела в Кудымкарской школе искусств театральное отделение. Провела 2 выпуска. Некоторые ученики пошли по актёрской стезе: Наталья Рычкова работает в г. Перми, Александр Андреев — актёр Петербургского молодёжного театра. Людмила Ильинична награждена награждена медалью «Ветеран труда». В 1982 году приказом Верховного Совета РСФСР от 20 января ей присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР.»

Людмила Столярова — выпускница первой ленинградской национальной студии, для неё подвластны все амплуа. Она способна сыграть самую утонченную даму и абсолютно неожиданную старуху. Этим она всегда привлекала внимание. Людмила Ильинична Столярова ушла из театра в расцвете творческих сил, поэтому, быть может, современный зритель не смог оценить всю полноту её таланта. Но у актрисы свой взгляд: «Надо всегда уходить вовремя, как в спорте…» А сегодня Людмила Ильинична делится с читателями своими моментами из жизни, которые ей особенно дороги.

Военное детство
У меня от войны остались детские впечатления. Помню, жили мы в деревянном доме, он был поделен на две половины. На второй половине дома долечивались военные из госпиталя. Один из военных нас приглашал и угощал печеньем, позже узнала, что это были галеты. Из еды были лук, порезанный на четыре части и натертая редька с картошкой, заправленная водой или квасом. Папа, Илья Максимович Караваев, работал в театре, мама, Екатерина Борисовна Котова, — в педучилище. Я ходила в садик. Там нам давали рисовую кашу на воде с вареным луком и рыбий жир. Я это кушать не могла. Мы истощенные были, и нас отправили в санаторный садик. Мне запомнилось, что давали суп в большой тарелке, и было так тепло. А потом снова в свой садик перешла. До войны жизнь была очень хорошая, потом мама рассказывала, что она все платья сменяла на еду.

Первые актерские задатки
Помню в Новый год я взяла у мамы горжетку и прицепила себе вместо «хвоста», ходила и говорила: «Я — лиса». На меня все смотрели и не знали, как реагировать. Потом я стала дома что-то изображать, и отец очень смеялся. Он меня стал водить за ручку в театр, и мы с Кирой Сикевской, ее отец Григорий Сикевский тоже работал в театре, ходили на спектакли. Когда отец учил роли, он заставлял меня говорить реплики. У нас всегда была на столе раскрытая книга Островского. Маленькая я играла барыню Гурмыжскую (Островский «Лес»). Как мне нравилась эта роль, но на сцене её так и не удалось сыграть.
В 1959 году окончила школу. Так как я много читала, у меня уже был репертуар. Мой брат Рудольф Ильич поступил в Ленинградский театральный институт. Когда он приехал на каникулы, оставил учебник по сценречи. Я его проштудировала, делала упражнения, училась правильно говорить.

Театр-луч света
Родители познакомились в ресторане, где всегда обедали актёры театра, а вечерами там собиралась молодежь. Они играли на гитаре, пели песни, общались. Мама рассказывала, что очень образованным был Михаил Лихачёв, писатель. Потом люди стали ходить в театр. Возле театра всегда горел свет, который служил не только лучом освещения, но и просвещения. В театр всегда тянулись, чтобы узнать что-то новое из светской жизни, посмотреть на актеров. Люди жили в надежде на светлое будущее. Раньше много было встреч со зрителями, актеры читали по учебным заведениям, библиотекам. Мой отец, помню, читал зрителям «Сказку о Золотом Петушке».

За годы работы в театре сыграно более 150 ролей. Вот некоторые из них, наиболее дорогие:

Елена – «Сосна красна» М. Сторожевой
Зоряна – «Кудым Ош» Н. Свечкова
Барба – «Вей, ветерок» Я. Райниса
Ольга – «Нахлебник» И. Тургенева
Беатриче – «Легенда о Паганини» Балашова
Мартирио – «Дом Бернарды Альбы» Г. Лорка
Лиза Бричкина – «А зори здесь тихие» Б. Васильева
Клавдия – «Солдатская вдова» Н. Анкилова
Эльмира – «Тарюф» Ж. Б. Мольера
Настя – «На дне» А. М. Горького
Ханума – «Проделки Ханумы» А. Цагарели
Галина Николаевна – «Бурелом» С. Можаева
Надя – «Крепкий узел» С. Можаева
Людмила – «Поздняя любовь» А.Н. Островского
Мамаева – «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского
Сваха – «Женитьба» Н.В. Гоголя
Роза Песачинская – «Ретро» А. Галина
София – «Свадьба в Малиновке» А. Юхвида
Баба Феня – «По соседству мы живём» А. Лобозёрова на коми- пермяцком языке и другие роли.»

Взяли на второй курс
Я поступила сразу на 2 курс, в группу, где учился мой брат. Я уже тогда писала стихи, что-то сочиняла, в пионерском лагере ставила «Золушку», читала на вечерах. У меня, видимо, была смелость какая-то, был опыт общения. Комиссии я прочитала Пушкина «Любви надежды, тихой славы недолго нежил нас обман…», Маяковского, сыграла Анечку из «Вишневого сада» Чехова и спела хорошо «Жаворонок». После чего я услышала, что сказал Белолипецкий, режиссер театра: «Она, пожалуй, способнее своего отца». Мне стало обидно за папу. И еще он спросил: «А почему вы, когда шли на экзамен, в руке держали сырое яйцо?» Оказывается, он в окно всё видел. А я говорю, для того, чтобы у меня звучал голос. Так, из шести девушек, которые претендовали на дополнительный набор, прошла одна я.
Во время студенческих каникул на 3 курсе я не поехала домой, а осталась с сокурсницей Тамарой Боталовой. Денег не хватало, и мы сдали в комиссионку мои туфли. На эти деньги жили. Утром ходили в молочную кухню пить кофе, посещали театры по студенческим билетам, гуляли по Ленинграду. Весело проводили время, которое осталось в памяти на всю жизнь. Много было событий, связанных с просмотром спектаклей в Ленинградских театрах: «Варвары» и «Мещане» М. Горького, «Старшая сестра» А. Володина в постановке Г. Товстоногова. Незабываемые спектакли в Александринке, театре Комиссаржевской, Ленсовете. Это была учёба. Мне очень запомнилась актриса Нина Мамаева в пьесе Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана». В огромном зале Пушкинского театра было слышно каждое её слово. Она явилась для меня эталоном актёрской речи.

    «Репертуар. Во время учёбы для меня Станислав Клитин поставил «Таню» Арбузова. Значит, он видел во мне музыкальность, какую-то пластичность, душевную теплоту. Он верил в меня, что я маленькая, худенькая, в 19 лет смогу сыграть Таню. Он до сих пор ко мне так обращается: «Людмила, нет, Таня». И мне всегда Маргарита Ивановна, его жена говорила, ты играешь эту роль лучше, чем Фрейндлих. Я думаю, только потому, что это был их спектакль. С нами они поставили «Страницы жизни» В. Розова, «Проделки Скапена» Ж.Б. Мольера, «Снегурочку» Островского и «Таню» Арбузова. Мы окончили институт в 1963 году и всем курсом приехали в Кудымкар.»

Напросилась к Ефремову
Однажды после очередных каникул я поехала через Москву, чтобы попасть на любой спектакль в «Совеременник». В тот день шёл спектакль «Пятая колонна» по Э. Хемингуэю. Билетов не было, и надежды папасть на спектакль — тоже. Но я решительно зашла в дверь служебного входа. Дальше всё развивалось стремительно. Меня остановили, и я заявила, что хочу увидеть Олега Ефремова, главного режиссёра! В это время он и поднимался по лестнице. Разговор был короткий — я сказала о себе, что учусь в Ленинградском театральном институте и никак не могу попасть на спектакль в «Современник». Олег Николаевич улыбнулся, внимательно посмотрел на меня и обратился к женщине администратору, стоящей рядом. Она попросила сдать пальто в гардероб и отдать вахтёру три рубля. Так я посмотрела спектакль, где главными героями были исполнители Татьяна Лаврова и Олег Ефремов.

О главном…
Для нас театральная жизнь была постоянно на выездах. Приезжаешь ночью, утром уже надо быть на репетиции.
Было много спектаклей, ставили много классики. Были и неудачи, и успех, но всех объединяла какая-то любовь к театру. Все концентрировалось вокруг «ядра коллектива», а ядром были главный режиссер Владимир Гуляев, художник Дмитрий Евстигнеев, народная артистка Анна Георгиевна Котельникова, заслуженный артист РСФСР Владимир Мазеин. В 2000 году мне пришлось уйти из театра из-за болезни мамы. После её кончины два года работала в школе г. Перми.
…Шли годы. Подросли внуки. Теперь Людмила Ильинична занимается летописью рода Котовых и историей театра.

Сетевое издание «Газета Парма»

Свежие новости

Мы выступим на фестивале «Камский»

Коми-Пермяцкий национальный драматический театр завершает фестивальный сезон гастролями в Чайковском. На фестивале «Камский» наш театр Читать дальше…

26 ноября 2024

Наш театр стал лауреатом премии Пермского края в сфере культуры и искусства

Спектакль «Кукуй, кукушечка!» Коми-Пермяцкого национального драматического театра вошёл в число лауреатов премии Пермского края в Читать дальше…

19 ноября 2024

В театре пройдёт творческий вечер Натальи Морозовой

17 ноября на малой сцене Коми-Пермяцкого национального драматического театра состоится творческий вечер Натальи Морозовой. Он Читать дальше…

13 ноября 2024

В театре состоится презентация проекта «Лента времени»

14 ноября в театральном кафе большой сцены Коми-Пермяцкого национального драматического театра состоится презентация проекта «Лента Читать дальше…

12 ноября 2024

В театре состоится открытие фестиваля «МОНОfest»

14 ноября 2024 года в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре пройдёт открытие XI фестиваля-конкурса моноспектаклей «МОНОfest». Читать дальше…

7 ноября 2024

I место на фестивале капустников «Солёные уши»

5 ноября на сцене Пермского театра кукол состоялся Краевой фестиваль-конкурс театральных капустников «Солёные уши». Основной Читать дальше…

6 ноября 2024

В Коми-Пермяцком театре пройдёт «Ночь искусств»

3 ноября Коми-Пермяцкий национальный драматический театр присоединяется к проведению всероссийской акции «Ночь искусств». Зрители увидят Читать дальше…

29 октября 2024

Итоги фестиваля «Сообщение»

VI межнациональный театральный фестиваль «Сообщение» прошёл в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре с 22 по 27 Читать дальше…

27 октября 2024

«В рай… через тополя…» — 20 лет спустя

19 октября 2024 года — 20 лет с премьеры спектакля «В рай… через тополя…». Постановка Читать дальше…

18 октября 2024

Смотреть все новости