В Сыктывкаре завершился III международный театрально-песенный фестиваль «Маръямоль». Театры из разных регионов России и из Болгарии показали свои постановки по пьесам коми драматургов.
В последнюю неделю фестиваля выступили театры из Кудымкара, Йошкар-Олы и Ухты.
Героини коми-пермяцкой трагикомедии – трогательные старушки Капа, Кузика, Парась и Маня — заставили зрителей и смеяться, и пролить слезу. Многие смотрели этот спектакль без синхронного перевода — для коми понять коми-пермяцкий не очень сложно. Жизнь маленьких деревушек, где осталось жить всего несколько бабушек, все остальные разъехались в город, а дети навещают стариков неделю в год — летом поотдыхать… А вот приехали студенты-фольклористы, заставили бабушек вспомнить молодость, свои свадьбы и любимых мужей, свои песни-многоголосья… Бабушки даже в шутку поженили студентов по старинным обычаям. Но многие их воспоминания оказались с горьким привкусом военных лет. Спектакль тронул душу каждого, кто сидел в зале. К слову, автор Татьяна Савельева, она же актриса театра, с этой пьесой стала победителем литературного конкурса, проведенного Министерством по делам Коми-Пермяцкого округа в 2011 году. Из Сыктывкара артисты увезли в Кудымкар новую награду — диплом лауреата фестиваля в номинации «За лучшее воплощение коми национальных традиций».
У сыктывкарцев также была возможность увидеть известную на всю страну пьесу «Свадьба с приданым» на марийском языке. Герои произведения Н. Дьяконова в исполнении артистов театра имени Шкетана задорно пели и плясали, эмоционально ссорились и доказывали свою правоту, и так же эмоционально признавались в любви. Со сцены национального театра Республики Коми прозвучало множество красивых и мелодичных, знакомых всем песен, переведённых на марийский язык. Эта постановка уже около десяти лет успешно идёт на сцене марийского театра, ведь в ней вечные ценности – история любви к Родине, земле и труду, любви и молодых людей, и старшего поколения. Театр увёз с собой диплом «За яркое воплощение сценических образов в классической коми драматургии».
Отрадно было узнать, что труппы национальных театров Йошкар-Олы и Кудымкара пополняются молодыми кадрами, молодым артистам к тому же предоставляют квартиры (даже не комнаты в общежитии). Так театры продолжают развиваться, получают столько необходимую поддержку для дальнейшей творческой деятельности.
Фестиваль завершило выступление народного театра имени Веры Гой из Ухты. Спектакль «Сампо» — это сплочение ярких образов, великолепных костюмов и своеобразного музыкального оформления. Те, кто чуть ранее в рамках «Маръямоль» видел постановку театрального института им. Б. Щукина «Биармия», не могли не сравнить два эпоса: даже ритм стихов в карело-финском эпосе и коми эпосе К. Жакова один и тот же. В обоих молодых героинь насильно выдают замуж. Но если Райда в «Биармии» смиряется с судьбой, растит сына и живёт до старости, то Айно в «Сампо» — совсем юная девочка — не соглашается выйти за старика Вяйнямёйнена и топится в озере. Конечно, это лишь малая часть сюжета всего спектакля, а тем более обширного эпоса «Калевала». В спектакле «Сампо», созданном лишь по небольшой части эпического произведения, очень много героев, и не только людей: там и духи, и стихии, и боги, и животные. Режиссёр ухтинского театра Вера Михайловна Гой сумела объединить в свою труппу множество артистов-любителей от мала до велика: от малыша-трёхлетки до пенсионеров. Они увезли в Ухту диплом лауреата фестиваля в номинации «За развитие и пропаганду финно-угорской культуры».
Особой благодарностью организаторы отметили Алексея Попова, самого «плодовитого» драматурга фестиваля. По его пьесам было показано четыре спектакля.
Следующий фестиваль «Маръямоль» планируется провести к 100-летию Республики Коми, сообщает пресс-служба театра.
Информационное бюро «Комиинформ»