С тех пор, как директор Коми-пермяцкого окружного театра им.Горького Анатолий Четин, начал биться за то, чтобы новое здание театра было достроено, прошло много лет. Здание начинали строить, потом бросали, потом достраивали. Все эти годы, лет пятнадцать все это длилось, Анатолий Пахомович шутил, подбадривал, даже неведомыми путями добился того, что письмо о проблемах театра попало к Путину, прямо в белые его ручки, и приостановленное строительство возобновилось. Никогда он нам, приезжим критикам ни на что не жаловался, поварчивал, что слишком спектакли хвалим, уж не жалеем ли? Все эти годы я боялась только одного: момента, когда театр будет достроен. И вот этот момент настал. Я так и не побывала в новом здании. Смешно сказать, и в бывшем их буфете их смотрела, и на ужасной сцене Дворца культуры, а вот в новом здании не пришлось побывать. Но, это к слову. Понимаю, что недоделок тьма, а Путину-то ведь наверняка доложили, что все — ура! История поразительно похожа на то, что произошло с Татьяной Федоровной Козициной в Барнауле. Та все требовала недоделки устранить, пока ее не обвинили в крупном хищении — старый кнопочный телефон и планшет не сдала по увольнении. И ведь испортили человеку жизнь, правда театральное сообщество не дало испортить репутацию и засудить легендарного директора. Сейчас то же самое (ой, не дай бог!) может произойти с Четиным. Он устоял перед взятками, которые, догадываюсь, ему много раз предлагали. (Сколько народу-то проворовалось на этом строительстве). Он устоял перед трудностями самого этого жутко затянувшегося периода. Он удержал труппу. Она не разбежалась. А ведь эта труппа не национальная. Все прекрасно говорят и играют на русском языке. Молодые артисты (я писала об этом) никогда не играли на настоящей сцене, только на фестивалях, куда они приезжали. И это театр пережил достойно.
Не совсем согласна с Павлом Рудневым. который считает, что именно Анатолий Четин возвел театр на театральный Олимп. Спектакли ставили главный режиссер Сергей Андреев и Станислав Мещангин, ставили и приглашенные режиссеры. Спектакли были очень разные — и замечательные, и не очень. Но Четин, не определяя художественную политику (никогда не лез в это), как мог создавал условия в невыносимых условиях отсутствия собственной сцены. Он не получил инфаркта! А многие свое здоровье подрывали напрочь при строительстве и реконструкциях. Это уже радует!
И вот пришло время, когда можно просто работать, а не совершать подвиги. Но вот это-то и есть самое страшное. Красивое новое здание в центре маленького городка. Даже слишком красивое вокруг бедности, неухоженности Кудымкара. И полное всяких помещений. И тут же нашелся рот, готовый это жадно проглотить. Некто Алексей Петров, владелец кафе, сети торговой, вообще такой колбасный бизнесмен, да еще и депутат. То ли скучно ему стало, и захотелось еще и театром поруководить, (а почему нет?), то ли мало денег дают его пищевые точки, не знаю, да и не хочу знать. Знаю только одно: руководить театром гораздо сложнее, чем они все думают. Но они думают, что смогут. Конечно, такое руководство ничем хорошим не кончится. А кончится всё плохо. Знаем, проходили. Конечно, всё вернется на круги своя. Жаль только жить в эту пору прекрасную, уж не придется, ни мне, ни тебе… Надеяться на вмешательство губернатора? Как пелось в одном хорошем питерском спектакле:»губернаторская власть хуже царской…»
Артистов — жаль безумно. Они, как крепостные крестьяне. Куда им деваться? Куда уезжать? Как протестовать? Пока, насколько я знаю, сам же Четин их и сдерживает. Я только предупредила его, чтобы он был осторожнее. Начался новый передел собственности. И хоть собственность эта не его — он явно кому-то мешает. Беда! Катастрофа! Чем помочь — не знаю…
Татьяна Тихоновец, театральный критик. Заслуженный работник культуры РФ