О XX Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин»
Что такое юбилейный, двадцатый, фестиваль «Арлекин»? 183 заявки от театров (ровно столько спектаклей на видео просмотрел экспертный совет, и это рекордное количество за всю историю фестиваля). 10 постановок были отобраны в программу конкурса на соискание Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин». Это главный в стране фестиваль театра для детей и подростков, и в его многомерной работе находят свое отражение все разнообразные тенденции и поиски в этой сфере.
«Йожикина йолка» С. Козлов
Коми-Пермяцкий национальный театр им. М. Горького (Кудымкар)
Режиссер Юлия Беляева
Бабушки-дедушки в «Йолке» — не герои, а исполнители!.. Главный режиссер театра Юлия Беляева собрала в свой камерный спектакль по нежным, грустным сказкам Сергея Козлова ведущих артистов старшего поколения, цвет коми-пермяцкой труппы, и этот ход оказался невероятно удачным. Отменен привычный шаблон «утренник играют молодые актеры». Появилась ностальгическая нота, как будто на материале сказок про Ежика и Медвежонка мы смотрим еще и «Соло для часов с боем»… Но в этом спектакле осенняя грусть (переходящая в страх зимы и вечного холода) совершенно органично сочетается с радостью игры, неистощимой игровой энергией: актеры с энтузиазмом шалят на сцене, ведь для них (как и для детей) играть — значит жить. Так возникает сложносочиненный жанр, понятный взрослым, а для детей это все та же прелестная сказка, открывающая вечные истины о любви и дружбе, взаимопонимании, надежде и вере.
Неловкий, стеснительный Ежик Анатолия Радостева боится признаться в своих чувствах прекрасной незнакомке Ромашке, а добродушный увалень Медвежонок — Василий Макатерский не привык тушеваться, поэтому смело выступает вперед из-за ствола дерева. Но Ромашка (изящная, как балерина, Александра Симонова) отдает свое сердце именно робкому Ежику и готова бежать за ним по лесу к ледяному ручью, лишь бы не дать своему романтическому герою, стремящемуся к недостижимому идеалу, замерзнуть и пропасть…
Комический эффект возникает оттого, что мы видим «спрятавшихся» внутри этих обитателей леса детишек! Есть дети гиперактивные (например, вечно бегущий и тараторящий Заяц — Эдуард Щербинин, которому не усидеть на месте), есть тихие, задумчивые (любящие «сумерничать» в молчании Ежик и Медвежонок). Прекрасен диалог Зайца и хлопотливой труженицы Белочки (Вера Чугайнова), в котором деликатно возникает тема ухода из жизни: «А что если меня нигде нет?» Детская тревога от чего-то непонятного и страшного так узнаваема… И, пожалуй, главная моя любовь в этом спектакле — Ослик Валентины Мещангиной, чья клоунада настолько забавна и трогательна, что можно только руками всплеснуть в восторге! Веселые, лукавые глаза Ослика, его шалости и шутки, его постоянно работающий моторчик забав (как у Карлсона!) — все это подсвечено обаянием и точностью реакций замечательной актрисы.
«Йожикина йолка» — редкий сплав стиля, смысла, эмоционального наполнения. Если есть у этого спектакля «собратья» в мире умного театра для детей, то я назвала бы незабываемый «Дом на Пуховой опушке» Анатолия Праудина.
Петербургский театральный журнал