Мои впечатления о премьере «Любви людей» в Коми-Пермяцком национальном драматический театре.
Драматург — Дмитрий Богословский, режиссер — Петр Незлученко.
Тема вкусная и вечная. Что лучше: любить или быть любимым? Достаточно ли для счастья жить в любви? Есть ли у любви пределы? Почему с одними спят, а на других женятся? Плюс темы греха и смерти, и совести. Вечная зима, вечная тоска и вечная любовь.
Жила-была Люська, любила своего мужа, алкаша и кухонного боксера Колю, родила ему сына. Ребенок в таком аду, конечно, ментально нездоров. Он перестаёт разговаривать после того, как его обварило кипятком по недосмотру родителей, занятых каждый своим делом (отец — водкой, мать — домашними хлопотами).
В один день Коля довел Люську до края. Люська Колю задушила, порубила на куски и скормила труп свиньям. После убийства мужа Люська расцвела.
Люську с давних пор любит участковый Сергей. Он знает «содержание предыдущих серий», но принимает Люську со всеми ее бесами. Они начинают жить вместе, мамы/бабушки не нарадуются, и даже вроде сын заговорил, но это очень поверхностное счастье. Вина прорывается, обретает облик убитого Коли. Мужик-то он был хороший и даже красивый, это водка плохая.
Люська сходит с ума, уходит в свой мир, где сперва общается с призраком Коли, позже вообще начинает вести вегетативное существование. Сергей не выдержал. Убил Люську и повесился.
Плюс боковые ответвления: Иван, друг Сергея, любит свою жену Настю, Настя переживает, что он ничего в жизни не добивается и плывёт по течению, подумывает о том, чтобы найти себе более хваткого и успешного мужчину. Ее подруге, продавщице Машке кажется, что Настя с жиру бесится, а на самом деле Иван и Настя переживают невозможность иметь детей, и Иван сам готов отпустить Настю.
Продавщица Машка любит «первого парня на деревне» Чубасова. Чубас иногда отвечает ей взаимностью в подсобке, а на самом деле в Москве на работе у него есть прекрасная крановщица Ольга, которая душится тяжёлыми духами и владеет ненормативной лексикой. То есть «наша» Машка объективно лучше, но Чубас привозит в деревню невесту, добытую в бою.
То есть сюжетных линий навалено на хороший сериал, и обсуждать его можно бесконечно.
Например, как их всех поменять местами, чтобы все, наконец, были счастливы?
Как вариант: крановщицу — пустить в расход, она в Москве на кране высоко сидит, пусть себе москвича высматривает. Сергей должен женить@ся на Машке, Настя выходит замуж за Чубаса, а Иван — к Люське с ее ребенком, раз уж своего ему не видать.
Или — как надо было поступить Люське? Перво-наперво — развестись с Колей. Ок, а дальше что? Много ли алкашей оставляют после этого в покое своих жен и детей? Это самая болезненная тема — тема ментального нездоровья и греха, который, поселившись в семье, создает целую цепочку несчастий: пьянство, насилие, болезни детей, прелюбодеяние и самый страшный — самоубийство. В каждой избушке свой набор погремушек. У Люськи, Коли и Сергея — вот такой.
Теперь о технических характеристиках, или «во что одели спектакль».
Театральную сцену использовали по самое не балуйся. Раскинулись так, что даже слегка не влезли, в результате кухню мамы Сергея пришлось разместить в правом нижнем углу на уровне зрителей.
О, этот божественный запах домашних оладушков! Зрителей на первом ряду в качестве моральной компенсации надо ими подкармливать
Есть маленькая женская хитрость: если в доме напряжённая атмосфера — начинай печь пироги. Запах выпечки создаёт атмосферу праздника, домашнего уюта и спокойствия. И сперва я скептично отнеслась к такому размещению важной с точки зрения спектакля части, как кухня в доме Сергея где-то в углу, а не на сцене, но потом поняла, что островку нормальной жизни, этой тихой гавани не место в аду жизни героев, атмосферой которого проникнута вся сценография. В центре — яма, из которой появляется и в которую возвращается убитый Коля. Звуки домашнего насилия доносятся из этой же ямы. Это пекло. Вокруг ямы разбросаны детские игрушки, стоят детский стол и стульчик, расписанные под хохлому: такие стояли раньше во многих детских.
Люськин сын играет: пьяный папа — это Халк, сам Лёня — пупсик, мама Люся — кукла с патлатыми рыжими волосами-кудряшками. Кукла больше Халка. Мама сильнее папы. Есть еще большой Трансформер. Он добрый и сильный. Не уверена, что это Сергей. Может, папа, которого разобрали на части топором и скормили свиньям.
Это соседство детских игрушек со страшной ямой выглядит зловеще. Вообще, наш худрук с особым трепетом относится к детским и семейным вопросам. Это заметно по репертуару: прекрасные детские сказки которыми потихоньку обзаводится Березниковский драмтеатр, спектакли для семейного просмотра, а была еще знаменитая «Горка» Житковского.
На вторых планах — спальня Люськи и Сергея, гостиная, где проходят семейные праздники и презентация возлюбленной Чубаса.
Детская кроватка, над которой звучит очень нежная колыбельная на коми-пермяцком языке (мы же все-таки в Кудымкаре). Я ее как услышала в начале спектакля, так сразу и поняла, что добром эта история ни в коем случае не кончится.
Есть видеопроекции на игровые занавесы, и в первую очередь это снег, много снега, на который время от времени жалуется Сергей. Сам спектакль смыслово поделён на две части: в преддверии зимы и в ожидании весны. Тепла, весны герои не дождались. Промелькнул между этими двумя состояниями светлый момент — встреча Нового года. Мамы Люськи и Сернея в новых нарядных платках, обсуждают кольцо из белого золота, подаренное Люське, но вот именно — промелькнул.
Переходим к спортивной дисциплине «натягивание совы на глобус». Посредством телевизионной передачи необходимо определить год, в котором был отдан на съедение свиньям расчлененный труп Николая. Кстати, по телевизору тоже показывают «снег»: сквозь рябь по экрану мама Сергея смотрит сериал «Дикий ангел». Это — я точно помню — 1999-2000 год. Но «Дикий анегл» в те годы был показан не полностью. А в сцене, где Чубас с Иваном приходят в дом Сергея и находят там повесившегося хозяина и задушенную Люську, счастливая Милагрос в свадебном платье. То есть это финал, который показали российским пенсионерам и домохозяйкам где-то в 2008 году. (Господи, зачем я это знаю?)
И белый балет в финале спектакля, который невидящими глазами смотрит уже неживая, но еще не мёртвая Люська. Балет — это же моя тема. Те, кто дочитал до этого места, по традиции, могут обращаться ко мне за бутылкой шампанского.
Тут можно идти длинным и коротким путём.
Короткий — всё будет плохо, скоро будут похороны. Потому что, если мы говорим о 1999 годе, в те времена была еще жива примета: если в Кремле траур или государственный переворот, то гражданам по телевизору показывают балет. Чтобы скорбили.
К слову, траурная миссия балета давно утрачена. Например, во времена ковидного карантина прямые трансляции из Большого или Пермского театра оперы и балета на Ютубе собирали рекордные аудитории.
Так что я пошла длинным путём, он мне показался более изящным. Я, зная, что будет «всё плохо», стала вспоминать, как балетные сцены в белых пачках олицетворяли царство мёртвых. Сперва согрешила на «Жизель», но потом поняла, что музыка явно Чайковского, а на головах кордебалета разглядела венчики лебедей. Финал «Лебединого озера» — это главная интрига постановщика ЛО. В некоторых версиях Зигфрид и Одетта умирают, но встречаются на небесах, в других — они побеждают злого Ротбарда. Кто победит на этот раз: добро или зло?
И вот Сергей, в очередной раз отмудохав своего друга Ивана, приходит домой, видит Люську, которая его не любит, и понимает, что проиграл и счастья нет и не будет. И перед ним стоит последний выбор, как поступить: по закону или по совести. По закону Люську надо было сразу отдать под суд, а сейчас уже только в психиатрическую лечебницу. А потом уже, если повезет, под суд. В любом случае, жизнь закончена у Люськи. Сергею без нее не жить. Поэтому он поступает единственным возможным для него способом: смерть за смерть. Смерть Люськи за смерть Коли. Смерть Сергея за смерть Люськи. Самоубийство. В нашем «Лебедином озере» зло победит.
Это очень сложно, и нет в конечном итоге торжества любви, как в балете.
Но у нас и не балет, а любовь людей.
Отдельно хочется отметить актёрские работы Виталия Вычигина и Валентины Мещангиной. они были такие родные и настоящие. До слез жаль Ивана, смешной, добрый, немного раздолбай… за что ему драматург не дал хоть сколько-нибудь счастья во вселенной своей пьесы? Машку-продавщицу тоже жаль. «Риса нет, возьми горох».
Александр Федосеев (Сергей) даже внешне похож на Глухаря.
Остается только поздравить наших соседей с такой прекрасной премьерой.
У вас потрясающий театр! Берегите его.
Елена Чайковская