О спектаклях и тенденциях фестиваля юбилейной «Золотой Маски» рассказывает театральный обозреватель snob.ru Нина Агишева
В конкурсе сегодня — 84 спектакля. От соревнования московских и питерских мастеров, как это было вначале, «Маска» давно уже перешла к реальному отражению ситуации в российском театре как таковом: Лесосибирск, Шарыпово и Кудымкар с населением в несколько десятков тысяч человек или того меньше присутствуют в афише наравне со столицами…
…В конкурсной программе особое место занимают театры из малых далеких городов. Все они очень разные. Хорошо знаю ситуацию: приезжаешь в российскую глубинку, видишь тамошнюю реальную жизнь — а в местном театре талантливый молодой режиссер со смелыми замыслами и замечательные (в провинции они все замечательные) артисты. Язык не поворачивается говорить о недостатках, хотя критерии качества — это не географическое понятие. Знаю, что со мной не все согласятся, но полагаю, что расхваленные сверх меры «Мертвые души» из Лесосибирска заслуживают серьезного разговора об избытке телесности на сцене, любительских приемах игры и затянутости действия. Как «Черный монах» из Кудымкара — подробного осмысления предложенной Верой Поповой жесткой оригинальной концепции чеховской повести. Здесь убран весь романтический флер: мистический двойник героя, плод его больного воображения, ходит рядом со всеми, босой и в черном худи, пользуется компьютером и даже пытается урезонить нервного самовлюбленного Коврина. Притом что сам Коврин — это родной брат профессора Серебрякова из «Дяди Вани», он умствует, ничем не занят всерьез и на самом деле всего лишь разрушает жизнь двух прекрасных людей — Тани и ее отца, трогательно влюбленного в свой сад…