Эксцентрическая комедия на коми-пермяцком языке с синхронным переводом на русский язык / А. Радостев
Более 20 лет на сцене! Премьера спектакля состоялась 27 мая 2000 года.
По своей сути, коми-пермяки — народ трудолюбивый, но есть среди них и такие лентяи, что рукой лишний раз пошевелить не хотят, слово-то вымолвить лень! Эти люди и являются героями комедии «Гузи да Мези». В одно прекрасное утро, позавтракав, старик Гузи и жена его Мези заспорили: кому мыть грязную посуду...
Станислав Мещангин, режиссёр:
— Мне, русскому по национальности, безумно интересно ставить на коми-пермяцком языке. Он очень образный, что для спектакля является большим подспорьем. А природа коми-пермяцкая настолько живая, подвижная и яркая, что можно черпать там бесконечно. Юмор у коми-пермяков — неуемный. Работать с таким материалом — творческое счастье. А актёрам везёт с подобным материалом ещё больше. Они живут со спектаклем намного дольше, чем режиссёр.
Газета «Пермские новости»:
— Казалось бы, чем мог поразить камерный спектакль, сыгранный двумя актёрами по мотивам коми-пермяцкого фольклора. Во-первых, удивительно точным актёрским существованием в народной смеховой культуре. Абсолютным пониманием или, скорее всего, ощущением законов архаичных формы народного театра. Импровизационной легкостью и радостью игры. И лиризмом, который хватал за душу в моменты самого безудержного веселья.
Павел Руднев, театральный критик:
— В театр из Кудымкара Пермского края работает одна из самых сильных трупп российской провинции. Здесь играют работает на двух языках — русском и коми, но этот спектакль на коми такой ясный и светлый, что и переводить не надо. Гузи и Мези — это старик и старуха, роли которых играют две звезды кудымкарского театра Василий Макатерский и Анатолий Радостев . Это сбор коми-пермяцких сказок, многие из которых присутствуют и в славянском фольклоре, о драчливых, ворчливых стариках. Сказки полны народного юмора и колоссального опыта жизни. Привычка стала характером, конфликтный стиль общения — нормой. Посмеешься над потешными, добродушными, простецкими стариками, что родились раньше лени-матушки, а потом и задумаешься: какой же путь выживания нужно было пройти, чтобы приобрести к концу жизни такие свойства. Этот спектакль ценен еще и актёрской техникой — в «Гузи да Мези» воплощена целая школа коми-комедии, наш российский вариант поистине народного театра.
Признание:
• Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля «Золотая Маска» (Москва, 2015)