Драматург — Алексей Гончаренко (Москва)
Режиссёр — Александр Янушкевич (Минск)
Художник — Екатерина Шиманович (Минск)
Композитор — Андрей Евдокимов (Минск)
Хореограф — Анастасия Радостева
Художник по свету — Евгений Козин (Пермь)
Художник-аниматор — Валентина Овсянникова (Минск)
Помощник режиссёра — Анастасия Харина
Пётр Субботин-Пермяк — Андрей Майбуров
Евстолия — Валерия Симакова
Василий Каменский — Александр Федосеев
Зинаида Соколова — Татьяна Томилина
Константин Соколов — Анатолий Попов
Фёдор Шехтель / Художник-собеседник — Эдуард Щербинин
Магдалина Вериго — Марина Бенцал
Дмитрий Николаев — Дмитрий Хорошев
Александр Спешилов — Валерий Дегтянников
В массовых сценах: Анастасия Бражникова, Мария Демидова, Ольга Епина, Дмитрий Долдин, Виталий Вычигин, Андрей Минин, Валерия Новодворская, Анна Окулова, Ярослава Ульянова, Светлана Суханцева, Василий Шипицын, Анастасия Утробина, Виталий Вычигин
Байопик о коми-пермяцком художнике-авангардисте / А. Гончаренко
Пётр Иванович Субботин-Пермяк — знаковая фигура для Кудымкара и Пермского края. Здесь его ценят не только как живописца. Художественные мастерские, краеведческий музей, наконец, сам театр — всё это появилось при его участии.
Он родился в 1886 году, в Кудымкаре. Учился в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве. Одним из его преподавателей был прославленный архитектор Фёдор Шехтель. Во время учёбы и дальнейшего преподавания в училище Пётр Субботин был близок с семьёй Соколовых, актрисой МХАТа, сестрой К. С. Станиславского Зинаидой Сергеевной и её мужем Константином Константиновичем, известным врачом и меценатом. Помогал в оформлении спектаклей, что привело будущего известного художника к мысли о создании на родине профессионального театра. Это идея была реализована его дочерью, Ией Субботиной, выпускницей режиссёрского факультета Московского театрального техникума (ныне ГИТИС). Вместе с мужем, Григорием Ивановичем Сикевским, она стояла у истоков создания Коми-Пермяцкого театра.
Субботин-Пермяк был женат на Евстолии Субботиной, которая стала для мужа ещё и соратником в работе. Близким другом Петра Ивановича был Василий Каменский, поэт-футурист, двоюродный брат Евстолии.
С 1919 года Субботин-Пермяк работал в Пермской губернии. Организовал художественно-производственные мастерские в Перми, Кудымкаре и Кунгуре, которые стали базой художественного образования в Прикамье. Коллегой и одновременно оппонентом в творческих спорах для Петра Ивановича была Маргарита Вериго, художница и поэтесса.
Субботина-Пермяка окружало множество талантливых, деятельных, смелых людей. Они формировали его, наставляли и вдохновляли. Ещё одним героем его истории была Эпоха. Бурное и кипучее время революции и смены политического режима. Время тотальной ревизии всех норм и традиций. Время, которое вдохновляло, ставило немыслимо масштабные цели, и в то же время сжигало всех, кто включался в эти процессы.
«Пьеса Алексея Гончаренко построена как интеллектуальная драма: главный герой идёт сквозь годы и диалоги, всё более становясь самим собой. Прочертив в юности свою жизнь, как набросок, Субботин-Пермяк наполняет её идеями, линиями, красками, делами…
…Визуализацией идей Субботина-Пермяка становятся его картины. Они говорят за художника, придают постановке объём и связывают прошлое с настоящим. Янушкевича (режиссёра), как и Субботина-Пермяка, привлекает Новое и Небывалое в искусстве».
«Нет места без духа», Н. Крылова, ПТЖ
Спектакль создавался в рамках федерального проекта «Культура малой Родины». Партнёры проекта — Коми-Пермяцкий краеведческий музей имени П. И. Субботина-Пермяка, Пермская государственная художественная галерея. Постановка посвящается 300-летнему юбилею Перми.
Премьера спектакля состоялась 8 сентября 2023 года.
Признание:
• Приз за Лучшую работу художника на межнациональном театральном фестивале «Сообщение-2023» — Екатерина Шиманович