Великой Победе посвящается

19 мая 2021

В годы Великой Отечественной войны 19 работников Коми-Пермяцкого драматического театра им. М.Горького  были призваны на фронт. 13 из них  — погибли в боях за Родину.  6 человек вернулись домой и, оправившись от ранений, продолжили работу  в родном театре. В трудные годы  войны  театром было поставлено 224 спектакля.

Ветераны войны, работавшие в театре:

Соколов Вениамин Владимирович (1921-2017)

Актер, режиссер.Родился 06.08.1921 года в г. Кондрово Калужской области.В театре работал с 1957 г. по 1982г.

Награды: Медаль «За отвагу»  (1943)Орден «Красной Звезды» (1944)Медаль за победу над Германией» (1945), Медаль «За боевые заслуги» (1946)«За взятие Вены» (1968)Орден «Отечественной войны» 1 степени (1976)Живет в Кудымкаре.

ЦЕНА ЖИЗНИ

В его жизни было все:  война,  ранения,  контузия, гибель жены, заключение в концлагерь матери,  боль и утраты.  Но он не пал духом.  Он понял, что высока цена жизни, а потому она должна быть наполнена большим смыслом.

Более  полувека Вениамин Владимирович Соколов  отдал служению   искусству. Двадцать пять из них  — в  Коми Пермяцком драматическом театре.  Он  может  часами рассказывать о том, как попал в Кудымкар, с кем из старейших актеров Коми-Пермяцкого драматического театра, а также из российских знаменитостей ему посчастливилось работать, как сдавали спектакли худсовету и как принимали их зрители.

С черно-белых фотографий на нас смотрят: романтик Ромео («Ромео и Джульетта» Шекспира),  глупый Яичница («Женитьба» Гоголя),  грозный Пон-Юр («Кудым-Ош»). Среди них и Мистер Тоби («Двенадцатая  ночь» Шекспира), Робачев («Светит да не греет» Островского), Князь Пантишвили («Ханума» Цагарели),  Алонсо («С любовью не шутят» Кальдерона), Звонцов («Егор Булычев» Горького…  Здесь  им сыграно более ста сценических образов,    поставлено около 50 спектаклей. Особое место в истории Коми-Пермяцкого театра занимают  постановки В.Соколова: «Люди, которых я видел» Смирнова,   «Троицын день»  М.Сторожевой, «Брестская крепость» К.Губаревича, «Стряпуха» А.Софронова, «С любовью не шутят» П. Кальдерона, «Вей, ветерок» Я.Райниса.

Театр в его жизни появился  до войны, когда он учился в городе Кондрово (сейчас Калужская область). Там при детском доме культуры он  посещал драматический кружок. На одном из смотров его заметили и пригласили в студию Смоленского областного драматического театра. В 1940-ом году, окончив её, он был призван  в армию. А потом…  началась Великая Отечественная война. Об этом периоде своей жизни Вениамин Владимирович не любит вспоминать, ограничиваясь  фразой: «…Получил три легких ранения, два тяжелых и контузию…».

В 1946 году Соколов демобилизовался, и  его  сразу пригласили  в Брестский театр им. Ленинского комсомола в Белоруссию.   Началась  актерская карьера. Он активно участвовал  в  постановках вместе с известными актерами Людмилой Арининой, Александром Вертинским, снимался в кино. После Брестского театра  он попал в Минский театр в г. Гродно. Здесь познакомился с Алексеем Белолипецким, который на тот момент  знал о существовании Кудымкарского  театра ( позже  там он  станет главным режиссером).

         Далее Вениамин Соколов стал актером и режиссером Московского областного театра и параллельно снимался в фильме «Тихий Дон». В Москве же познакомился со студентами —  будущими артистами Коми-Пермяцкого театра — Ниной Четиной,  Николаем Ужеговым, Афанасием Ярковым, директором театра Сергеем Морошкиным и драматургом Марией Сторожевой. И здесь он опять  встретил Белолипецкого. От него Соколов  снова  стал слышать  о Кудымкаре: «Город  хороший, коми-пермяки гостеприимные,  актриса там есть  очень хорошая – заслуженная артистка  Анна Котельникова. Понравится – останешься». Но Соколов эти слова  всерьез не воспринимал.

Однажды он  поехал в Брест, на годовщину смерти  первой жены.  Здесь же присутствовала  его мама. Она  протянула ему тысячу рублей. Оказалось, эти деньги отправили ему из Кудымкара, чтоб приехал туда. Он раздумывать долго не стал, сел и поехал.

 Таким образом,  в 1957  году Вениамин Соколов оказался в неведомом ему  Коми-Пермяцком округе. Здесь он  сразу  развернул бурную творческую деятельность.  Набрал театральную студию при доме учителя. По ее окончании 11 студийцев поступили в Ленинградский институт  театра, музыки и кинематографии и впоследствии стали  известными  актерами Коми-Пермяцкого театра: Анна Ушакова, Владимир Панфилов, Людмила Столярова, Ирина Аксенова, Анатолий Петухов.

 Вениамина Соколова  Кудымкар подкупил многим.  Это Аннушка (так ласково он называл свою жену Анну Георгиевну Котельникову), с которой поженились они через месяц после встречи и прожили почти полвека. Хорошо работалось с коллегами. Подкупал зритель, который «шел  на Соколова».

Режиссёр Соколов часто выезжал ставить спектакли в другие города — в Грозный, в Свердловск,  в Комсомольск-на-Амуре. А однажды собрались они с Анной Георгиевной уезжать в Минск. Доехали до станции Менделеево, но по какой-то причине багаж у них не приняли. Пришлось возвращаться обратно.

         Активная   творческая работа Соколова в Кудымкаре продолжилась. Он осуществлял постановки, играл, обучал театральному делу молодежь. Более 25 лет руководил театральной студией в Педагогическом училище. Через его руки прошло более 500 студийцев, часть из которых  пополнила   труппу Коми-Пермяцкого театра.  Кто-то стал   писать сценарии и ставить школьные праздники. Многие работают заместителями директоров по воспитательной работе, ведут кружки и проводят вечера в Домах культуры. Одна из его учениц Ирина Графина в Пермском крае   сейчас,    по сути,  главный  специалист по сценической речи.  

Вениамин Владимирович  всегда был человеком активным.  Выполняя  свои прямые обязанности,  он   мог на гастролях  по надобности подменить директора, решив все организационные и финансовые вопросы.    Работая в спектакле в качестве актёра,   мог помогать режиссеру ставить в спектакле массовые сцены.  К музыкальным спектаклям сам подбирал музыку, порой даже  сочинял. Сначала дома стихи напевал, а затем  мог  посреди ночи  позвонить молодому Григорию Садинову и озвучить ему мелодию. Тот подбирал ее на баяне, а к утру уже появлялись ноты. Если требовал того материал,  Соколов мог поставить любой танец народов мира — помогала учеба в Москве  у  знаменитой Надежды Надеждиной — руководителя ансамбля «Березка»     Для него  работа над спектаклем шла круглосуточно. Бывало, некоторые сцены репетировали до утра. И это было смыслом его жизни. Создание любого произведения  для него  — это большая серьёзная работа.  К примеру,  чтобы  глубже познать природу одной из  своих ролей, он четыре месяца  провёл в психиатрической клинике. Вениамин Владимирович не устает повторять, что играя на сцене, всегда нужно при себе иметь ответы на вопросы: почему, для чего и ради чего?

Своей энергичностью, подвижностью он  был обязан занятиям спортом в школьные годы.  Он  очень любил играть в футбол, волейбол, кататься на лыжах, занимался боксом. Служил в воздушно-десантных войсках, куда брали исключительно спортивных, волевых парней. Оставаться в бодром духе ему помогало  движение,  ежедневные прогулки  и целеустремленность. Ему не  было свойственно нытье, он не мог позволять   себе «слабинку»,  хотя порой давали ой как давали о себе знать ранения и возрастные болячки.

Вениамин Владимирович   всегда был  активным участником общественной и политической жизни Кудымкара.  Его не переставало волновать будущее  родного театра.   Когда-то  он мечтал о том,  что на   его новой сцене он поставит пьесу А. Островского «Не все коту Масленица». И не в современной интерпретации, как сейчас модно, а по образцу доброй русской классики.     К сожалению, этому помешали болезни. 

В преддверии 70-летия Великой Победы хочется пожелать Вениамину Владимировичу  победы над болезнью и  благополучия, долгих радостных лет жизни.

Караваев Илья Григорьевич (1916 – 2002)

Родился в д. Егичи Кудымкарского района. В театре работал с 1947 года  в должности бухгалтера, затем – заместителя директора по хозяйственной части. Во многом, благодаря ему,  театр выжил в трудные послевоенные годы.

Награды: Почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР (1975г.), Орден Отечественной войны II степени (1985 г.). Медали–8.

Мало слов, много дела

О нем, как о человеке сегодняшнее поколение театра знает меньше всего. И даже очевидцы говорят о нем скупо. Но ёмко. И получается, что  о нем можно судить по делам, нежели словам.

В историю театра он вошел,  прежде всего, как человек, благодаря которому театр выжил и развивался в трудные послевоенные годы. Ему помогали знание финансового дела  (первая должность в театре была бухгалтер) и хозяйственная жилка. В его работе присутствовали слаженность, основательность, принципиальность.  Он весь был сосредоточен на работе, избегал  вечеринок и праздников. Был строг, сдержан в эмоциях, говорил мало,  для театра делал много. Отмечают его отзывчивость на какие-либо просьбы. Уважал некоторых актеров, понимал, кто чего стоит. Примечательно, что в театр он устроил не одного однофамильца. Как правило, это были его земляки. Одна из них  легендарный реквизитор Александра Ивановна Каравева. При одном её имени на душе становится тепло и светло. Похоже, что Илья Григорьевич и хорошо разбирался в людях.

Маркелов Дмитрий Федорович (1924-1989)

Актер. Родился в д. Комаровка Астраханской области. В театре работал с 1960-ого по 1988 годы.

Награды:  Заслуженный артист РСФСР (1985 г.), Орден Отечественной войны II степени (1985 г.). Медали – 6.

Уметь быть счастливым

В Коми-Пермяцкий театр  он  поступал дважды. Во второй раз  — на всю жизнь. Здесь он  обрел личное и творческое счастье.

Первое, что выдает память о Дмитрии Федоровиче Маркелове – это яркий, самобытный,  хорошего народного типажа актер.  Самодисциплина, требовательность к себе и к партнерам, основательность, четкое выполнение поставленных задач, отточенность  роли –  его обязательные актерские и человеческие атрибуты. Он был известен своей особенностью избегать на сцене любой импровизации.  Для него они были катастрофой. Если кто-то из партнеров забывал об этом, мог испытать на себе не лучшие последствия.

Но по сравнению с тем, какого масштаба это был актер, это мелочи.

         Он служил в Коми-Пермяцком театре с 1960 по 1988 годы. Всегда был востребован, являлся ведущим артистом труппы. Исполнил огромное количество ролей классического и современного репертуара. В истории театра остались его незабываемые: Сергей из «Иркутской истории» А.Арбузова, Терешко из «Трибунала» А.Макаенка, Городничий из «Ревизора» Н.Гоголя,  Дед Мороз из «Снегурочки» А.Островского, дед Ничипор из «Свадьбы в Малиновке», Мультик из «Вечера» А.Дударева.

За высокое мастерство и большие заслуги в развитии искусства и культуры в 1985 году Дмитрию Федоровичу было присвоено высокое звание «Заслуженный артист РСФСР».

В жизни Дмитрий Федорович был  оптимистичным человеком, любил юмор, ценил красоту, особенно женскую. Глубину его чувствам не могла не дать жизнь, где была война, тяжелое послевоенное время. Он  на себе испытал фронт. Отвоевав у немцев жизнь, он не мог с ней после обойтись  беспечно. Для него она всегда имела большой смысл. Но  раны, нанесенные войной,   его не отпускали. Будучи артистом, он подготовил  литературную композицию о войне, которую  читал  с большим трепетом, пронзительно.  В то же время  в кулуарах  он нередко рассказывал  веселые байки о фронтовой жизни.  Есть основания думать, что он умел любить жизнь такой, какая она есть, умел быть счастливым. К великому сожалению, в последние годы  жизни после смерти жены Анисьи Никитичны Дмитрию Федоровичу пришлось нелегко.

 В истории театра и в сердцах его сотрудников  хранится о нем светлая память.

Ужегов Николай Федорович (1923 — 1990)

Артист. Родился  в д. Бадья Юрлинского района. В театре работал с 1943  по 1983 годы.  Закончил 2-ю студию при театре  в 1947 году.  За свою творческую жизнь сыграл около 285 ролей. Инвалид Великой Отечественной войны.

Награды: Почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР (1975), Знак, Министерства культуры СССР «За отличную работу» (1981 г.), Орден «Отечественной войны II cтепени» (1985). Медали -12.

Дышать «полной грудью»…

 Он  из того поколения, на чью долю выпали война и трудные послевоенные годы. Не было радужной жизни и после, к тому же донимали раны и болезни. Несмотря на это, он жил «на полную  катушку»,  старался не унывать, дышать «полной грудью».

 Николай Федорович Ужегов родился 20 октября 1923 года в д. Бадья Чужьинского сельсовета Юрлинского района. Окончив местную начальную школу, поступил в среднюю школу №2 г.Кудымкара. Окончив здесь 8 классов, пошел учиться на курсы киномехаников при кинотеатре «Пролетарий» в Кудымкаре, после чего здесь же работал киномехаником.

В марте 1942 года был призван в армию. С мая 1942 года по март 1943 служил войсковым разведчиком в 26-ом гвардейском полку 7-ой гвардейской стрелковой дивизии на Северо-Западном фронте. В марте 1943 года был тяжело ранен и направлен в госпиталь. После лечения был демобилизован по ранению.

Вернувшись в Кудымкар, в 1943 году  Николай Ужегов поступил в национальную студию при Коми-Пермяцком драматическом театре. Позже он  вспоминал, как было интересно учиться. Его увлекали уроки актерского мастерства Г.И.Сикевского, лекции И.П.Субботиной по истории зарубежного  и русского театра, уроки грима Г.И. Каратаева. Он узнавал много нового и необычного. Еще большее воодушевление он испытал, когда студийцам стали доверять играть отрывки из пьес.

Весной 1946 года они, начинающие артисты,   впервые отправились на гастроли в Майкор-Пожва-Чермоз со спектаклями: «Старые друзья» Л.Малюгина, «Вас вызывает Таймыр» А.Галича и К.Исаева. Зрители принимали их тепло и с пониманием.

В 1947 году Николай Ужегов  был принят во вспомогательный состав  труппы Коми-Пермяцкого драматического театра. И началась творческая жизнь. Помимо работы в рамках основного репертуара, молодые актеры часто объединялись в группу, самостоятельно готовили концертные программы и выезжали с ними на село.  Ужегов в этом деле был среди инициаторов. Этот опыт пригодился  ему в трудные для театра 70-ые годы, когда ездить со спектаклями по округу приходилось много.  Тогда Николая Федоровича  часто назначали старшим группы.  Он умело устраивал для коллектива жилье, организовывал питание в столовой, обеспечивал полные залы. Его организаторские способности помогали устранять в поездках неурядицы и решать проблемы. Транспорт в театре был в плачевном состоянии. Чтобы проехать по разбитой дороге после дождя, надо было уметь договориться с главами районов о  дополнительном транспорте. А если надо было выступать за рекой, — с главами леспромхозов о катере.  Всё это удавалось ему легко.   

         Больших усилий  и умения  от Николая Ужегова требовала  основная  деятельность – актерская.  Он  был востребован репертуаром. За свою творческую жизнь он сыграл 285 ролей (!).

 Для Николая Ужегова было  потребностью помогать молодым коллегам. В свободное время он  писал стихи.  Пройдя суровые годы войны и жизни, он оставался тонкой души человеком. Страстно любил природу. Обожал свою жену Маргариту Наумовну, дочерей Нину и Лену.

Н.Ф. Ужегов ушел из жизни в 1990 году.

Имеет 12 правительственных наград, в том числе:

Медаль «За отвагу»,

Орден Отечественной войны II степени»,

Почетную грамоту Министерства культуры и Центрального комитета профсоюза работников культуры»,

Знак «За отличную работу»,

Почетную грамоту Президиума Верховного Совета РСФСР.

Морошкин Сергей Владимирович (1914 -1993)

Родился в с. Коса. Закончил 1-ю национальную студию при театре (1935 г.) Актер. Директор театра (1952-1975 г.г.). В последующие 6 лет — главный администратор. При его активном участии проведена реконструкция здания драмтеатра в 1962-1965 годах.

Награды: Заслуженный работник культуры РСФСР (1966г.)Орден Отечественной войны I cтепени (1985 г.)Орден Красной Звезды Боевые и юбилейные медали — 8

Воевать, чтобы жить и жить чтобы воевать…

Пройдя войну и завоевав мир на земле, похоже, он никогда не был успокоенным человеком. Возможно, сказывались природа деятельного человека, привычка, долг перед делом или еще что-либо, а, может, все вместе, но это был человек бесконечного действия. Ему, как руководителю, не раз приходилось воевать и в мирное время, и с непременной победой.

Сергей Владимирович Морошкин родился 16 августа 1931 г. в с.Коса в семье крестьянина – бедняка. С 1924 по 1931 годы учился в Косинской школе Колхозной молодежи. После — около двух лет в родном селе работал киномехаником. Затем поступил учиться в первую национальную студию при Коми Пермяцком драматическом театре. После её окончания квалификационной комиссией был признан годным к профессиональной актерской деятельности. Отслужив в театре 3 года, С.Морошкин был призван на действительную военную службу в РККА. После нее в декабре 1940-ого вернулся в театр, но работать пришлось недолго. Началась война. И с июня 1941 по октябрь 1945 он был занят ратными трудами. На его счету Западный, Калининский, Первый Прибалтийский, Ленинградский фронты в составе 22-ой, 41-ой, 43-ей и 44-ой ударных армиях в 180-ой отдельной роте химзащиты 179-ой стрелковой Витебской Краснознаменной дивизии.  Вернувшись в мирное время, он теперь уже навсегда остался в театре. После 7-ми лет работы в должности артиста с общим репертуарным листом (включая роли с момента начала работы в театре) в 40 ролей, параллельной работы в качестве главного администратора и заместителя директора театра, он был назначен директором театра. И стал Сергей Владимирович бессменным на этой должности на 23 года. Параллельно продолжал играть на сцене. В историю театра он вошел как энергичный руководитель, блестящий хозяйственник, творчески инициативный человек.  После выхода на пенсию С. Морошкин был освобожден от директорской должности. Но как деятельный человек он не мог предаваться отдыху. И продолжил работу. Каким он был администратором в последующее время, вспоминают и сегодня. Раньше театр много играл на выездах и здесь успех работы во многом зависел от Сергея Владимировича. Он обеспечивал полную наполняемость зала и максимальные условия для показа спектакля. Для этого он добирался до пункта назначения заранее и по этому поводу хлопотал. А после встречал группу спектакля с ютом и комфортом. Порой ему это давалось непросто, но он всегда «держал марку». Но однажды… совсем внезапно Сергей Владимирович ушел из жизни. Ничего не предвещало беды.11 мая 1993 года он собирался выехать в Ильинск по организации гастролей, а 10 мая его не стало. Через 3 месяца ему должно было исполниться 79 лет. Он всегда был полон сил и энергии, мечтал прожить до 90 лет и отметить золотой юбилей супружеской жизни с Анной Иосифовной. Говорил, что ему об этом нагадала цыганка. Да и, глядя на его богатырское здоровье, это казалось очевидным. В его жизни не было ни одного больничного листа. Поэтому его уход стал абсолютно неожиданным и оттого более горестным.  Сергей Владимирович Морошкин прожил большую, яркую, плодотворную жизнь. Его деятельность оценена высоко. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР» (1966). Имеет награды: Орден Отечественной войны I степени (1985) Орден Красной Звезды Боевые и юбилейные медали – 8.

Бормотов Николай Макарович (1918 -2002)

Актер, писатель,  режиссер. Многие годы работал в Коми-Пермяцком драматическом театре им. М.Горького. Закончил студию при театре, режиссерские курсы при ГИТИСе. Работал в театре режиссером-ассистентом, актером, писал пьесы, переводил пьесы с русского  языка на коми-пермяцкий. С 1971 года по 1979 год возглавлял Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.И.Субботина-Пермяка.

«Макарыч»

так мы обращались к нему, ветерану войны и труда, товарищу

Николая Макаровича  Бормотова знали не только в городе и округе, но и за его пределами. Уроженец деревни Бормотово  Верх-Юсьвинского сельского совета, он закончил десять классов общеобразовательной школы, а потом поступил в театральную студию при Коми-Пермяцком драматическом театре им.М.Горького. Окончив её, работал актером.

         В 1939 году Николай Макарович был призван в Красную Армию. Служил на Дальнем Востоке, в г.Благовещенск, в артиллерии резерва Главного командования, в батарее 203-милиметровых гаубиц. В 1944 году стало ясно, что Япония после наших побед под Сталинградом и на Курской дуге не отважится выступить против СССР . Поэтому подразделение, где служил Николай Макарович, было направлено на Первый Белорусский фронт в прославленную 8-ую гвардейскую армию генерала В.И.Чуйкова. Наш земляк участвовал в форсировании Вислы и в боях за освобождение Варшавы.

Далее была Познань. Фашисты укрепили её на совесть, соорудили три оборонительных отвала. Немцы не сдавались. Там Николай Макарович испытал, что такое штыковая атака. И это в конце войны, когда казалось, что исход боя решает техника. На предъявляемые  ультиматумы фашисты не отвечали.  И тогда по цитадели был нанесен мощный удар «»катюшами». И лишь после этого наши войска смогли овладеть городом Познань. Тогда Николай Макарович даже не предполагал, что участники штурма оказались в тылу наших войск, которые уже вышли к Одеру и готовились к Берлинской операции. Почти на границе Польши и Германии нашего земляка тяжело ранило. Он перенес 11 операций на обе ноги. Демобилизовавшись, Николай Макарович  вернулся в театр, работал актером, режиссером. Но давали о себе знать  раны. И об актерстве пришлось забыть. Далее он заведовал окружным отделом культуры, окружным краеведческим музеем.

Много времени он отводил общественной работе, возглавлял городской совет ветеранов. Любитель природы Николай Бормотов первым возглавил садоводческое общество «Мичуринец». Девизом его жизни было: «Дерево, цветы, мир». А в доме у него жил попугай, который прекрасно рассказывал стихотворение Пушкина  «У лукоморья дуб зеленый».

Свежие новости

В Коми-Пермяцком театре пройдёт «Ночь искусств»

3 ноября Коми-Пермяцкий национальный драматический театр присоединяется к проведению всероссийской акции «Ночь искусств». Зрители увидят Читать дальше…

29 октября 2024

Итоги фестиваля «Сообщение»

VI межнациональный театральный фестиваль «Сообщение» прошёл в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре с 22 по 27 Читать дальше…

27 октября 2024

«В рай… через тополя…» — 20 лет спустя

19 октября 2024 года — 20 лет с премьеры спектакля «В рай… через тополя…». Постановка Читать дальше…

18 октября 2024

В театре открывается выставка экс-министра КПО Игоря Быкариза

В театральном кафе большой сцены Коми-Пермяцкого национального драматического театра открывается выставка картин экс-главы Коми-Пермяцкого округа Читать дальше…

17 октября 2024

«Всегда была яркой и колоритной». Памяти Светланы Черноблер

Сегодня, 18 октября, 95 лет со дня рождения Светланы Валентиновны Черноблер (1929–1990) — актрисы и Читать дальше…

16 октября 2024

Лекция «Школьная литературная классика в театре: ожидание vs реальность»

27 октября 2024 года в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре пройдёт лекция «Школьная литературная классика в Читать дальше…

16 октября 2024

В нашем театре пройдёт мастер-класс по современной хореографии

26 октября 2024 года в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре пройдёт мастер-класс современного танца от хореографа Читать дальше…

3 октября 2024

В Кудымкаре состоится фестиваль детских театров

С 11 по 13 октября 2024 года в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре пройдёт фестиваль любительского Читать дальше…

1 октября 2024

В театре открылась выставка к юбилеям Н. Морозовой и В. Чугайновой

В большом фойе Коми-Пермяцкого национального драматического театра открылась новая фотовыставка. Она посвящена юбилеям артисток театра Читать дальше…

27 сентября 2024

Смотреть все новости