Живая классика – 2018

1 июля 2018

С 10 по 15 июля 2018 года в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре состоялась II творческая лаборатория для молодых режиссёров «Живая классика».

Данное событие — повторение крайне удачного прошлогоднего эксперимента. Тогда мероприятие вызвало мощный резонанс, а получившиеся в итоге эскизы оказались оригинальными и интересными. По одному из них был поставлен полноценный спектакль — «Чёрный монах», по мнению критиков, одна из сильнейших премьер нынешнего сезона. 

Режиссёрский состав участников:
• Алексей Шавлов (Москва) — «Пошехонская старина» М. Салтыков-Щедрин. 
• Елена Бедрак (Санкт-Петербург) — «Фрекен Юлия» А. Стриндберг 
• Юлия Беляева (Москва) — «Неточка Незванова» Ф. Достоевский 
• Ярослав Рахманин (Санкт-Петербург) — «Человек в футляре» А. Чехов. 

Эксперты лаборатории:
• Глеб Ситковский — театральный критик, автор около 1500 статей в различных изданиях; входил в жюри и экспертные советы многих театральных премий и фестивалей, включая Национальную театральную премию «Золотая маска», Международный фестиваль имени А. П. Чехова и Международный фестиваль «Сезон Станиславского;
• Вера Сенькина — театральный критик, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры эстетики, истории и теории искусства ВГИКа. Печаталась в журналах «Театр», «Петербургский театральный журнал», «Искусство», «Вопросы театра», а также научных отечественных и зарубежных сборниках, газетах «Новые известия», «Экран и сцена». 

ИТОГИ ЛАБОРАТОРИИ

15 июля состоялся показ эскизов, который стал итогом кропотливой пятидневной работы приглашенных режиссеров, творческого состава и цехов театра. Локации менялись каждый раз – малый, затем большой зал, фойе и снова малый зал. Там же состоялось итоговое обсуждение с участием артистов, режиссеров, критиков и зрителей.

Первой стала работа Ярослава Рахманина (г. Санкт-Петербург) по повести А. Чехова «Человек в футляре». На пресс-конференции режиссер заявил, что все будет сделано по тексту, «следуя букве автора». Постановка же оказалась синкретична, к оригинальной истории добавились постапокалиптические мотивы. Казалось бы, звучит диковато, но в рамках лаборатории, где сам формат располагает к экспериментам, смотрелось все органично. Гомерический хохот зала вызвала игра Андрея Майбурова, но его комический талант известен, а вот что стало открытием, так это Артем Радостев в роли Беликова. В интерпретации режиссера, этот герой выступает как предтеча пандемии вируса, приведшей к вымиранию человечества, а его роль тем самым возводится в абсолют. Актер выступил в непривычном для себя амплуа, но его Беликов получился не шаблонным, а живым, объемным, располагающим к себе и вызывающим жалость.

Следующим был показан эскиз Юлии Беляевой (г. Москва) по повести Ф. Достоевского «Неточка Незванова». Писатель этот громоздкий, тяжелый, совсем не летний. В одной из пьес В. Сорокина даже звучит фраза, что «Достоевский в чистом виде действует смертельно». В эскизе «доза» была несколько снижена. Композиция выстроена замысловато, героиня, спустя многие годы, переживает события своего детства. Происходит это напряженно, мучительно. Чувство вины и непонимание не дают вырваться из заколдованного круга, заставляя вновь и вновь возвращаться к прошедшим событиям. Оригинально сценическое решение, когда зрители словно оказываются в Зазеркалье, по ту сторону, сидя на сцене, а перед ними, за открывшимся занавесом, зрительный зал. Он пустой, как жизнь Неточки, застрявшей в воспоминаниях, не сумевшей возвыситься над прошлым и взять свою жизнь под контроль.

Далее из «темных и мрачных» недр большой сцены зрители вышли в фойе, где был показан третий эскиз – «Пошехонская старина» по мотивам произведения М. Салтыкова-Щедрина в постановке Алексея Шавлова (г. Москва). Наиболее подходящий термин для описания этой работы – основательность. С каким тщанием разработаны все ходы, с какой натуралистичностью играют актеры, превращая каждый попадающий в руки предмет в полноценного партнера, участника действа. Жизнь непредсказуема – вчерашний «хозяин жизни» — чинный помещик из N-cкого уезда оказывается разорен, бежит от долгов в Европу и становится местной диковинкой – родовитый русский барин в качестве официанта. На обсуждении прозвучало, что красной нитью через все эскизы проходит одна тема – борьба с угнетением, её преодоление. В данном случае мы видим не только ту борьбу, но и последующую жизнь, приспособление к новым условиям. Все это подано очень динамично и увлекательно, а Анатолий Радостев тут, безусловно, на своем месте.

И, наконец, финальным аккордом стал эскиз Елены Бедрак (г. Санкт-Петербург) по пьесе А. Стриндберга «Фрёкен Юлия». Основные мотивы – природная чувственность человека с одной стороны и социальные рамки с другой. Главная героиня – Юлия – аристократка, скованная большим количеством норм и правил. Для неё весь этот писаный кодекс – пустой звук, она готова поступиться им в угоду собственным страстям. Её поведение – нетипичное и бунтарское, вызывает оторопь и непонимание со стороны окружающих, в том числе слуг. Ведь «Себя надо блюсти». Подобной мысли придерживается Жан, лакей, вызывающий симпатию Юлии. Он хитер и расчетлив – доверившуюся ему юную госпожу он хочет использовать в собственных целях. Но ограниченность Жана не дает ему этого сделать, в положении, когда Юлия относится к нему с доверием и симпатией, становясь с ним, по сути, вровень, Жан по-прежнему живет традиционными нормами, где есть отдающий приказы и подчиненный. Освобожденный раб не становится независимой личностью, а начинает с удвоенной силой тиранить своего вчерашнего хозяина. И все же – чувственность как стимулятор, сокрушающий сословные рамки и уравнивающий людей наиболее сильный мотив эскиза. Пара Юлия – Жан, сыгранная Марией Демидовой и Валерием Дегтянниковым, поражает своей страстью и самоотдачей. Мощнейший эмоциональный накал, красота и пыл, с какой актеры работали в этом эскизе, запомнятся надолго.

Подводя итог, хочется сказать, что показ вышел на славу. Режиссеры демонстрировали яркий авторский стиль и потенциал, актеры – энтузиазм и профессионализм. Спасибо всем сопричастным! Позже будут подведены итоги зрительского голосования, а пока… пока! Всем яркого лета и до встречи в новом сезоне!

Свежие новости

Московский Малый театр выступал в Кудымкаре в годы ВОВ

80 лет назад, в июле 1944 года, начались мини-гастроли Московского государственного Малого театра в Кудымкаре. Читать дальше…

28 июня 2024

Интенсив по созданию театральных текстов для школьного театра

13 августа стартует интенсив по созданию театральных текстов для школьного театра. Приглашаем к участию педагогов Читать дальше…

27 июня 2024

Вручены премии в области национальной культуры

Среди лауреатов — актриса, ветеран коми-пермяцкой сцены Людмила Столярова и заведующая музыкальной частью театра Лариса Читать дальше…

26 июня 2024

Живая классика – 2024

С 13 по 18 августа 2024 года в восьмой раз Коми-Пермяцкий национальный драматический театр соберёт Читать дальше…

17 июня 2024

Мы закрыли 93-й сезон! 

16 июня на большой сцене Коми-Пермяцкого национального драматического театра состоялась церемония закрытия 93-го театрального сезона. Читать дальше…

16 июня 2024

Не стало Владимира Трушникова…

При выполнении боевой задачи в ходе СВО погиб заместитель директора Коми-Пермяцкого театра Трушников Владимир Александрович. Читать дальше…

11 июня 2024

В Коми-Пермяцком театре на этой неделе закроется сезон

16 июня на большой сцене Коми-Пермяцкого национального драматического театра состоится церемония закрытия 93-го театрального сезона. Читать дальше…

11 июня 2024

Коми-Пермяцкий театр примет участие в Фестивале театров малых городов

Коми-Пермяцкий национальный драматический театр со спектаклем «Кукуй, кукушечка!» примет участие в XXI Фестивале театров малых Читать дальше…

30 мая 2024

Завершились гастроли студентов ПГИК на сцене Коми-Пермяцкого театра

С 23 по 25 мая в Коми-Пермяцком театре прошли гастроли студентов Пермского государственного института культуры. Читать дальше…

27 мая 2024

Смотреть все новости