Живая классика – 2019

1 июня 2019

С 4 по 8 июня 2019  года в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре состоялась III творческая лаборатория для молодых режиссёров «Живая классика».

Режиссёрский состав участников:
• Семён Серзин (Санкт-Петербург) — Л. Андреев «Рассказ о семи повешенных»;
• Анна Бессчастнова (Санкт-Петербург) — И. Тургенев «Муму»;
• Пётр Куртов (Санкт-Петербург) — Ж. Ануй «Медея»;
• Мария Лычковская (Санкт-Петербург) — Ф. Дюрренматт «Ромул Великий»;
• Пётр Норец (Москва) — К. Воннегут «Мать тьма».

Эксперты лаборатории:
• Анна Банасюкевич — театральный критик, арт-директор фестиваля молодой драматургии «Любимовка». Ранее работала в литературной части Московского драматического театра имени К.С. Станиславского, в Театре на Таганке (Группа юбилейного года). Публикуется в «Театре», «Петербургском театральном журнале»,
«Новых театральных известиях».
• Александрина Шаклеева – театровед, член жюри драматургической программы «Первая читка» в рамках фестиваля «Пять вечеров» (Санкт-Петербург, 2019). Публикуется в Петербургском театральном журнале, газете «Экран и сцена», журналах «Письма из театра», «Пропись», «Страстной бульвар,10», на порталах «Сиг.ма», «Ревизор.ру».

«Локальные конфликты в разных точках планеты не прекращаются. Поэтому лабораторию мы посвятили пацифизму. Теме не войны, но мира. Участвуя в эксперименте, молодые профессионалы через показ эскизов театральных спектаклей и их обсуждение со зрителями попытались сформировать новую современную театральную среду. Мы хотели донести «слово молодых» в театр. Мы не боимся современного языка и нестандартных подходов при постановке спектаклей. Мы не боимся и даже рады критике зрителей, потому что готовы и дальше расти, и совершенствоваться», — рассказала куратор лаборатории Ирина Астафьева.

ИТОГИ ЛАБОРАТОРИИ

8 июня состоялся показ эскизов III режиссерской лаборатории «Живая классика». Общей темой на этот раз стало «Сохранение мира». Акцент делался на неприемлемости насилия и ценности жизни как таковой. В прошлом году лаборатория длилась шесть дней, в этом – пять. Сжатые сроки вынуждали работать предельно интенсивно.

Показ начался с эскиза Петра Нореца (г. Москва) по роману К. Воннегута «Мать тьма» на малой сцене. Весьма объемное произведение надо было «втиснуть» в лабораторный формат, поэтому от части сюжетного нарратива пришлось отказаться. Но даже так текста было очень много. Плюс из-за параллельного развития нескольких временных линий следить за повествованием было сложно. Впрочем, в эскизе были оригинальные режиссерские находки, да и артисты показали себя с лучшей стороны. В итоге, получилось весьма увлекательное зрелище, вызвавшее интерес зрителей и сдержанную похвалу критиков.

Далее зрители прошествовали на большую сцену, где была показана работа Семена Серзина (СПб) по повести Л. Андреева «Рассказ о семи повешенных». Опытный, хорошо знакомый с лабораторным форматом режиссер сделал лаконичный, очень точный эскиз. Интересным решением стало размещение зрителей на круге и смена места действия – тюремные камеры в начале и роща, куда отвели приговоренных, в конце. По словам критиков, концовка вышла несколько романтизированной, но она сгладила тяжелую, мрачную тематику произведения. Эта работа была оценена всеми и стала победителем зрительского голосования.

Третий показ опять на малой сцене. Эскиз Анны Бессчастновой (СПб) по повести И. Тургенева «Муму». Главной «фишкой» представления стало то, что наравне с артистами в эскизе участвовали куклы. Было много вопросов – сумеет ли режиссер грамотно выстроить их совместную работу, смогут ли артисты в столь короткий срок освоить взаимодействие с куклами и т.д. Все получилось. Именно этот эскиз вызвал сильнейший эмоциональный отклик и самые продолжительные аплодисменты у зрителей. На обсуждении критики заявили, что в начале показа были опасения – не скатится ли все это «в лубок», но нет, все было преподнесено с изрядной долей иронии, без душного пафоса и надрывности. А кукла Мумуни смотрелась как живая, этого не отнять.

Следующим шел эскиз Марии Лычковской (СПб) по пьесе Ф. Дюрренматта «Ромул Великий». Абсолютно злободневная тема, полностью соответствующая тематике лаборатории. Режиссер, как и автор первоисточника, не стал ничего зашифровывать и многозначительно недоговаривать – все очень прямо, честно, бескомпромиссно. Кого-то эта прямота, возможно, смутила. Но если мы говорим об искусстве не как о чем-то отстраненном, а актуальном, отражающем то, что «носится в воздухе» — тогда это то, что нужно. Не зря критиками было отмечено, что данный эскиз так и просится на сцену именно сегодня.

Завершал череду показов эскиз Петра Куртова (СПб) по пьесе Ж. Ануя «Медея». В тексте автор размышляет о столкновении двух мировоззрений. Человека мира и Человека войны. На примере Язона и Медеи он исследует мотивы людей, природу их поступков и постепенную духовную эволюцию личности. Пьеса ретроспективна, она дает не только картину настоящего, но рассказывает об отношениях героев за долгое время. В эскизе же мы видим ситуацию «здесь и сейчас». Довольно точно передано состояние Язона и Медеи, но бэкграунд их отношений раскрыт слабо, поэтому мотивация героев непонятна. Возможно, именно формат лаконичного лабораторного эскиза сыграл с материалом «злую шутку», и в формате полноценного спектакля он смотрелся бы в более выгодном свете.

Несколько мрачным вышел показ эскизов нынешней лаборатории, но что поделать. Такая тема. Думаю, вы сами можете понять, чем обоснован такой выбор. В любом случае, это было интересно. Театр и труппа прошли очередную проверку на прочность, а кудымкарский зритель мог воочию наблюдать творчество талантливых молодых режиссеров. Хочется верить, что «Живая классика» будет развиваться, что она будет интересна потенциальным участникам, зрителю, ну и, конечно, театру.

Свежие новости

Вера Попова о спектакле «Дядя Ваня»

Вера Попова, режиссёр спектакля «Дядя Ваня» (16+), рассказывает о работе над постановкой. При огромном обаянии Читать дальше…

6 июня 2023

Итоги конкурса на постановку спектаклей в Коми-Пермяцком и Лысьвенском театрах

Подводим итоги конкурса на постановку спектаклей для детей на сценах Коми-Пермяцкого и Лысьвенского театров.   Читать дальше…

31 мая 2023

Коми-Пермяцкий театр едет на Фестиваль театров малых городов

Коми-Пермяцкий национальный драматический театр со спектаклем «А. Т.» примет участие в XX Фестивале театров малых Читать дальше…

29 мая 2023

8–13 августа / Лаборатория «Живая классика»

С 8 по 13 августа 2023 года Коми-Пермяцкий национальный драматический театр в седьмой раз соберёт Читать дальше…

26 мая 2023

Дарья Левингер о спектакле «Кукуй, кукушечка!»

Режиссёр спектакля «Кукуй, кукушечка!» (12+) Дарья Левингер рассказывает об истории своей семьи, знакомстве с творчеством Читать дальше…

18 мая 2023

Интервью с В. Мещангиной и В. Макатерским

Друзья, хотим представить вашему вниманию небольшое интервью заслуженных артистов РФ Валентины Мещангиной и Василия Макатерского, Читать дальше…

17 мая 2023

Две части народной комедии о Гузи и Мези

6 и 7 июня на большой сцене Коми-Пермяцкого национального драматического театра состоится показ двух частей Читать дальше…

16 мая 2023

На сцене Коми-Пермяцкого театра пройдут класс-концерты студии танца и пластики «ПАРАнормальные»

22 мая на большой сцене Коми-Пермяцкого национального драматического театра состоятся два показа класс-концертов студии танца Читать дальше…

15 мая 2023

На сцене Коми-Пермяцкого театра покажут спектакль-лауреат фестиваля «МОНОfest»

Десятый фестиваль моноспектаклей «МОНОfest» в 2023 году пройдёт в Перми, Лысьве, Губахе и Кудымкаре с Читать дальше…

12 мая 2023

Смотреть все новости