12–13 марта на сцене Коми-Пермяцкого национального драматического театра шла дилогия по сказам Бажова — саунд-эпосы «Медной горы хозяйка» и «Малахитова шкатулка» (режиссёр, автор инсценировки Юлия Беляева). Первый спектакль уже имеет множество наград и заслуженно любим зрителями (про него я писала). Его финал открыт: мастеровой люд веселится на свадьбе Степана и Насти, но в глазах молодых растерянность и недосказанность, а где-то в тёмном мире ждёт своего часа сама Хозяйка медной горы.
Проходит время, в заводском посёлке подрастает дочка Степана и Насти — Таня. Очарованная «тятиным подарением», она не может расстаться со шкатулкой. Странная девочка, — говорят соседи. Так начинается «Малахитова шкатулка». Стоит сразу сказать: это самостоятельный спектакль; если вы посмотрите только его, конечно, всё поймёте (то, что было «в предыдущих сериях», вам расскажут герои). Но чтобы ощутить, насколько изменилось время, в котором развиваются события, лучше прийти на оба.
Если «Медной горы хозяйка» больше про любовь («ни слова о любви» — помню, помню…), то «Малахитова шкатулка» — про жажду свободы. Это манифест, с которого и начинается спектакль: там, где раньше царствовала мифологическая справедливая Хозяйка, теперь властвует единоправная Императрица. Век мастеровых сменяется горнозаводской цивилизацией, а в фольклорные тексты сказов органично вплетается Оруэлл (современник Бажова, кстати). И пока в столице наводят ужас серые бушлаты опричников, в уральском посёлке бурлит жизнь. Неизбежно столкновение двух параллельных миров: в одном (имперском) всё прямо и чётко, как одиночная линия на рукаве опричника; в другом — пёстрые краски, вольный труд и плата за дела по справедливости (и за хорошее, и за дурное — как две линии в костюмах Хозяйки и Тани). Будет ли в финале битва и кто победит? Приходите на спектакль — увидите сами.
Во второй части к уже известным персонажам добавились немец-приказчик (Андрей Минин) с красавицей женой (Анастасия Утробина), колоритная троица бояр (Делец — Сергей Кривощёков, Наглец — Андрей Майбуров, Подлец — Виталий Вычигин), властная императрица (Галина Никитина) и опричники (Сергей Лизнёв, Александр Федосеев и Дмитрий Хорошев), а также любознательный медвежонок (Матвей Петров). Приказчик Пряник из первой части трансформируется в Барина (Валерий Дегтянников). Маленькую Танечку играет Соня Майбурова, а взрослую Таню — Ярослава Ульянова. Актёрский ансамбль великолепный! Стоит только понаблюдать за зрителями: такой вовлечённости детской публики в действо редко где встретишь, а взрослые зрители на детской постановке получают удовольствие не меньше. Прибавьте к этому свободное владение музыкальными инструментами, ведь в театре нет специально выделенного оркестра. Впечатляет!
«Ты Кудымкар, а я Питер» — именно так. Поскольку это саунд-эпос, музыка в спектакле — отдельный персонаж (композитор Николай Бабич, Ростов-на-Дону). Музыка живая, всегда со смыслом, с хорошим глубоким юмором — наверное, как частушка: вроде и посмеялся, а сколько правды успел сказать-услышать. Есть в «Малахитовой шкатулке» музыкальные темы жёсткие, мощные, властные; есть пародийные со сменой акцентов. За музыкальную составляющую спектакля спасибо Алексею Мусатову, Евгению Климову, Василию Шипицыну и Дмитрию Долдину. Именно музыка ставит позитивную точку в спектакле, и это получается легко и с юмором — «ваще».
Про костюмы и сценографию можно рассказывать долго, потому что это отдельный клубок смыслов (художник Любовь Мелехина). Сцена опутывается заводскими трубами; гора трансформируется в вершину власти; самобытные разноцветные (провинциальные, яркие, с характером) костюмы уральцев контрастируют с монохромной милитаристской формой столицы. Очень многое передаётся через костюмы: и характер героя, и ход времени (косынка Насти сменяется бабской кичкой), и причастность к сословию (до чего хороши бояре!), и аллюзии на нашу современную жизнь (девушка в белом платье с белым букетиком, обнимающая опричника — вспоминается?).
Спектакль разноплановый, многослойный, яркий, музыкальный, мудрый, смелый. В нем чувствуется уважение к слову, лёгкость изложения и одновременно глубина мысли. В сказ(к)е ложь, да в ней намёк — так и в «Малахитовой шкатулке»: захочешь просто отдохнуть в театре — увидишь яркую иллюстрацию к Бажову, посмеёшься и подпоёшь героям; а захочешь подумать, покопаться в смыслах — найдёшь очень много тем для размышлений.
«Сказы не зря придуманы. Иные — в покор, иные в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди!».
Светлана Чекулина, Пермская школа театрального блогера