Искусство и жизнь
К 100-летию актёра, участника Великой Отечественной войны, ветерана Коми-Пермяцкого национального драматического театра Ужегова Николая Федоровича.
Одно из ранних воспоминаний. Морозное зимнее утро. Тишина. Вдруг за окнами послышался скрип саней, громкий смех. Кто-то звонко крикнул: «Стой! Приехали!» Дверь распахнулась, и в клубах морозного пара Коля увидел тётю Катю [актрису Екатерину Сакулину], Анну Георгиевну [актрису Анну Котельникову] и ещё кого-то, разгорячённых морозом, бодрых, улыбающихся. Мать затопила печь, в избе стало шумно, тесно, весело. «Какие люди, какие необыкновенные люди! — думал Коля, глядя на смеющееся лицо тёти Кати, вслушиваясь в оживлённый разговор гостей. Подумать только, мороз, дальняя дорога — всё нипочём. Ведь от Кудымкара до Чужьи путь неблизкий…» Встреча эта стала первой вехой на творческом пути актёра Коми-Пермяцкого театра Николая Фёдоровича Ужегова.
После окончания школы № 2 в Кудымкаре, он поступает на курсы киномехаников при кинотеатре «Пролетарий». Но свои первые серьёзные шаги в большой мир искусства он сделает позже. Начинается война.
В 1942 Николай Ужегов призывается в армию. Заканчивает дивизионную школу младших командиров, получает звание старшего сержанта войсковой разведки и направляется на фронт. Служит войсковым разведчиком в 26-ом гвардейском полку 7-ой гвардейской стрелковой дивизии на Северо-Западном фронте.
Во время боев Николай с группой солдат попадает в окружение фашистов. Места болотистые, еды нет, питаться приходится ягодами клюквы и хвоей. С боями им удается вырваться из окружения.
17 марта 1943 года, накануне наступления, разведчики доставляют «языка», уточняя расположение огневых точек противника. Силы противостоят немалые, в бой брошены все резервные роты и рота разведчиков. В самый разгар схватки Николай получает ранение. Автоматной очередью ему «прошивает» руку и бок. «На миг потемнело в глазах, я скатился в глубокую воронку…»
…«Будешь жить!», — говорит доктор после первой операции. После лечения Николая Фёдоровича демобилизуют. Впоследствии он будет награждён медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны II степени.
Вернувшись в Кудымкар, в 1943 году он поступает во II национальную студию при Коми-Пермяцком театре. Когда шли пробы, Ужегов был ещё слаб из-за ранения, но шанса своего упускать не хотел. Заданием для него было «показать этюд на тему «поджёг немецкого склада с оружием». Иронично, учитывая его военный опыт и службу в спецподразделениях. Во время показа его отметит организатор студии Григорий Иванович Сикевский, стоявший у самых истоков создания театра.
Поступят в итоге 16 человек: Мария Сторожева (будущий драматург), Нина Четина, Александр Клещин (будущий композитор), Афонасий Ярков (будущий режиссер и директор театра), Николай Шабуров, Николай Ужегов и др.
Педагогами были: Г. И. Сикевский (актерское мастерство, руководитель курса), И.П. Субботина (актерское мастерство), В.Е. Черноблер (сценическая речь), А.Г. Коротаев (преподаватель грима) и другие педагоги: по сцендвижению, танцу, сольному пению, истории театра, русского и зарубежного, коми-пермяцкому языку и другим дисциплинам… Голодно было и холодно в театре, но дух молодости и оптимизма преодолевал все.
С 1947 года Николай Федорович Ужегов актер Коми-Пермяцкого национального драматического театра. Он сыграет более 250 ролей. Живой, обаятельный, с хорошей сценической речью, он ярко проявит себя в характерных ролях.
Долго можно перечислять воплощенные Н. Ужеговым образы и, кажется, главные роли ещё впереди, но подводит здоровье. Не заживают, дают о себе знать старые раны. В 1956 и 1969 годах он переносит две сложные операции (одна из них по извлечению пули из печени).
В мае 1983 года Николай Федорович заболевает перед гастролями, но решается не отказываться от работы, едет с коллективом в Оханский район. Там у него происходит сердечный приступ и актера везут в Кудымкар, в окружную больницу, где он пролежит полтора месяца.
В 1986 году Николаю Федоровичу приходится уйти из театра по состоянию здоровья. Его общий стаж работы составит 45 с половиной лет.
— Каждая роль пережита. Каждая потрепала нервы. Каждая связана с моей жизнью, — вспоминал Николай Ужегов в одном интервью. — Олег в пьесе В. Розова «В поисках радости»; Савушка из «Каширской старины». Незабываемый спектакль, потому что играл вместе с Анной Георгиевной Котельниковой. Слуга из «Дуэньи» Шеридана, где играл с А. Н. Байрон. Чёрт из гоголевской «Ночи перед рождеством», Макар из «Саймö му» С. Можаева. Сбылась мечта о желанной роли — сыграть Плюшкина в «Мёртвых душах».
Его не станет 19 ноября 1990 года.
По материалам Людмилы Столяровой