К юбилею Алевтины Власовой

19 сентября 2022

Сегодня Алевтина Анатольевна Власова — одна из ведущих актрис театра, подлинный мастер сцены. Её уважают и ценят коллеги, любят зрители, её актёрские работы получают самую высокую оценку критиков. Так, впрочем, было не всегда. Сегодня мы хотим рассказать о творческом пути этой замечательной актрисы, о её понимании профессии, особенностях характера и мировоззрения.

Дорога в театр для Алевтины Власовой началась с того, что…

— Однажды я увидела выездной спектакль Коми-Пермяцкого театра у нас на селе. Мне очень понравился один из играющих в нём актёров. Он был заразителен. Вот и потянуло в сторону театра. 

Её охватило желание с ним познакомиться. Она стала активно разрабатывать план действий. «Надо выучиться на артиста и устроиться работать в этот театр» — решила она. Поехала в Пермский институт культуры поступать «на артистку». Оказалось, что там готовят режиссёров театрального коллектива. А тут ещё и деньги у неё украли. Жить — не на что, сообщать домой — неудобно. Казалось — тупик.

Сдаваться, впрочем, было рано. Что-то ей подсказывало, что надо попробовать поступить в театр без образования. И она вернулась в Кудымкар. Оказалось, что такая возможность действительно есть — при условии, что удастся пройти определенные экзаменационные испытания. На прослушивании от художественного руководителя театра Владимира Гуляева девушка совершенно неожиданно услышала:

— Вы почему в комбинезоне пришли, ноги кривые?

Ответом Али было решительное «Нет!» Выполнив все творческие задания, она с нетерпением ждала результата. И случилось!  Объявили, что она принята во вспомогательный состав труппы. А вот приглянувшийся ей молодой артист к тому времени уже уволился и уехал.

Алевтина Власова начинает знакомиться с театром.  На первых порах ей было поручено суфлировать. Подавая текст актёрам, она невольно вовлекалась в репетиционный процесс. Вскоре осознала, что всё это начинает ей нравиться.

— Я пришла в театр в 16 лет, после окончания школы. Приняли во вспомогательный состав. Шли репетиции «Оптимистической трагедии» В. Вишневского. Меня ввели в массовку, где я провожала моряка. Первую роль получила в спектакле «Зайка-зазнайка» С. Михалкова. Это был зайчонок, который говорил: «А ружьё-то не заряжено».

Молодая актриса начала осваивать театральную школу. Её пытливый и чистый ум неистово впитывал всё, что связано с театром. Аля внимательно следила за тем, как работают опытные актёры, как они готовятся к выходу на сцену.  Творческое состояние театра в тот период определяли народная артистка РСФСР Анна Котельникова, заслуженные артисты РСФСР Владимир Мазеин, Рудольф Караваев, Людмила Столярова, Галина Шавкунова, Дмитрий Маркелов, Николай Крохалёв. Художественное руководство осуществлял народный артист РСФСР Владимир Гуляев, главным художником работал заслуженный художник РСФСР Дмитрий Евстигнеев. На производственных совещаниях активно обсуждался каждый выпускаемый спектакль.

Манюшка в спектакле «Зойкина квартира» (М. Булгаков), режиссёр А. Фёдоров (1988 год)

Помимо этого Алевтина Власова «варилась» в среде, которую создавали прибывшие выпускники V национальной студии при Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (ныне заслуженные, а на тот момент начинающие Анатолий Радостев, Василий Макатерский, Нина Голева, Наталья Морозова, Вера Чугайнова, Анатолий Четин и другие).

— «До прихода в театр я ничего не знала об актёрской профессии, наивно полагая, что артисты — весёлые, беззаботные, красивые… люди. Проработав здесь более 30 лет, я, конечно, я смотрю на многое другими глазами.

Материал для своих ролей Алевтина во многом брала из самой жизни. Подглядеть, впечатлиться, взять на вооружение и в подходящий момент использовать в своей работе — это стало для неё увлекательным процессом. Характеры, создаваемые ею, становились удивительно живыми и яркими.

— Работая над ролью, я ищу в своей памяти похожих людей, ситуации, эмоции… Мне легче играть характерные роли, где можно за что-то ухватиться, за какие-то внешние детали: походку, дикцию…

Очень важную роль в становлении актрисы сыграли режиссёры, у которых она работала. В первую очередь это Владимир Гуляев, Станислав Мещангин, Виктор Узун. Актриса прекрасно понимала, что должна ускоренно осваивать и теорию, и практику одновременно. Она очень рано получила доверие на роли. Это радовало её, стимулировало, но ещё больше — обязывало.  Работа давала уроки, и в то же время требовала от неё непременного результата. Такое обстоятельство закаляло её характер, научило трудиться — много, кропотливо и ответственно.  Со временем она выработала для себя свод правил, среди которых: как можно больше накапливать и не растрачивать себя попусту; работать честно, на пределе своих возможностей; избегать всякой «шелухи».

— С годами я усвоила очень важные вещи: не спешить давать оценки другим, не учить их уму-разуму, а прежде разобраться в себе; избегать суеты, сохранять душевное равновесие и внутреннюю свободу.

Но такова уж участь актёрская: чем больше пережил, тем больше вынес на сцену. Сегодня Алевтине Анатольевне есть с чем выйти к зрителю. Образы, создаваемые ею, правдивы, пронзительны, масштабны.  Она, кажется, способна растревожить самые «глухие» души. 

— Роли репетирую по-разному. На первых читках стараюсь как можно быстрее «нащупать» будущий образ. Бывает, что никак не получается его уловить. В любом случае, первой направляющей для меня является эмоция. Дальше мне надо её проверять, прятать и выходить на другой уровень понимания роли. Получается по-разному. Зависит от многого. В большой степени — от режиссёра. В связи с этим вспоминается подготовка   спектакля «Ну, как там Ахматова?..».  В рамках самостоятельной работы инсценировку и постановку осуществлял Альберт Макаров. Сроки были рекордно сжатые, материал сложный.  Как можно играть Ахматову? Даже подумать о этом страшно! Но Альберт доносил замысел спектакля и мои актёрские задачи очень просто и доступно, что увлекало и очень помогало.

Ахматова в спектакле «Ну, как там Ахматова?», режиссёр А. Макаров (2015 год)

Для Алевтины Власовой особой темой является детский репертуар. Здесь она, пожалуй, преуспела как никто другой.  Не только количеством сыгранных ролей, но и их многообразием. Такой материал ей особо интересен и увлекателен.

— Очень люблю играть сказки. Могу разговаривать голосами героев везде и бесконечно. Особенно много переиграла мышей (в спектаклях «Домик для Гидры», «Дюймовочка», «День рождения кота Леопольда»).

Белый мышонок в спектакле «День рождения кота Леопольда» (А. Хайт), режиссёр В. Сырчиков (2005 год)

А когда актриса работает в комедийном ключе, предела изобретательности для неё как будто не существует. С каждой из таких работ актриса научилась являть новый образ, новый характер, с собственной манерой поведения, пластикой, мелодикой речи, дикцией (Сваха — «Гöтрасьны, дак гöтьрасьны» В. Климова, Кузика — «Капа, Кузика, Парась да Маня» Т. Савельевой, Мамаша — «Калека с острова Инишмаан» М. Макдонаха, Паша Маленькая — «Зимы не будет» В. Ольшанского). Практически невозможно не попасть в плен её сценического обаяния.

Алевтина Анатольевна не обольщается успехом. Он её волнует мало. Куда интересней для неё процесс работы над ролью и её материал.

Много лет мечтала сыграть в хорошей драматургии о войне. И получила Анну в спектакле «Саня, Ваня, с ними Римас» В. Гуркина. Для меня эта роль очень значима. В ней есть о чём говорить по-настоящему.

Анна в спектакле «Саня, Ваня, с ними Римас» (В. Гуркин), режиссёр С. Андреев (2008 год)

За большими достижениями актрисы Власовой порой стоит мучительный поиск.

 — Когда роль не получается настроение падает. В такие минуты самоедством не занимаюсь, ищу варианты разрешения ситуации. В моем репертуаре были роли, которые, на мой взгляд, сложились не совсем удачно. К таким могу отнести Синву (спектакль «Дочь седого тумана»). Это была для меня первая большая роль на коми-пермяцком языке. Он-то и усложнил мою работу. И здесь претензии в первую очередь предъявляю к себе. Кстати говоря, коми-пермяцкий язык я стала активно практиковать после начала работы в театре».

А. Краснопёров «Сказание о земле Пармы»

Свою работу на сцене Алевтина Власова рассматривает не как отдельно сыгранную роль, а как коллективное творчество. Для неё нет «я сыграла», есть — «мы сыграли сцену, спектакль».  И только   со своими монологами она остается наедине. За них она отвечает только сама. С ними она выходит перед зрителем на такое откровение, словно ретранслирует через себя космос. Смотришь на неё и думаешь: откуда это в ней, это силища?!

Синва в спектакле «Синва» (М. Сторожева), режиссёр В. Гуляев (1990 год)

— Меня нестерпимо тянет в мой родной посёлок, Весёлый мыс. Я еду туда при любой возможности. Это мой райский уголок. В посёлке меня все знают, охотно и просто разговаривают со мной.  В любое время года люблю одна ходить в лес — как на свидание с ним. И непременно в папиной одежде — она меня греет.  Лес даёт силы, приводит в порядок мысли, умиротворяет душу. И совсем не обязательно, найду я там какие-нибудь грибы или ягоды. Здесь нет для меня потребительского интереса.  Сила леса в другом, более важном.

Очевидно, вот где находится один источников питания её таланта, где берет он своё начало. Не каждому удаётся развить заложенный природой потенциал.  Алевтине Анатольевне Власовой это удалось сполна.

Кузика в спектакле «Капа, Кузика, Парась да Маня» (Т. Савельева, С. Андреев), режиссёр С. Андреев (2013 год)

Свежие новости

В театре вручили премию «Золотой гвоздь сезона»

27 марта в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре состоялось вручении премии «Золотой гвоздь сезона». Ежегодно, во Читать дальше…

28 марта 2024

27 марта пройдёт праздничная распродажа билетов

27 марта в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре состоится большая распродажа билетов в честь Всемирного дня Читать дальше…

21 марта 2024

С осени 2023 года в Коми-Пермяцком театре реализуется проект «Школа юного блогера в Коми-Пермяцком театре»

Наш театр продолжает заниматься укреплением местного молодежного сообщества. В рамках проекта, стартовавшего осенью 2023 года, Читать дальше…

5 марта 2024

Настольная игра «Коми-Пермяцкий национальный драматический театр»

«Настольная игра «Коми-Пермяцкий национальный драматический театр» – уникальный проект, открывающий новое видение истории Коми-Пермяцкого театра. Читать дальше…

5 марта 2024

Тандем театра и педагогики или театр-эксперимент

Успех курсов для руководителей школьных театров прошлого сезона вдохновил нас на новые идеи. В нынешнем Читать дальше…

29 февраля 2024

Ушёл Владимир Гуляев…

Первое ощущение от известия — что-то рухнуло… и пустота… Понимаешь — 92 года, изрядно утомившие Читать дальше…

27 февраля 2024

Не стало Владимира Гуляева…

На 93-м году ушёл из жизни Владимир Дмитриевич Гуляев.  Режиссёр, актёр, сценограф. Народный артист РСФСР, заслуженный Читать дальше…

24 февраля 2024

Коми-Пермяцкий театр выиграл грант Министерства культуры Пермского края

Центр по реализации проектов в сфере культуры подвёл итоги конкурса «Арт-резиденция». 15 проектов получат поддержку Читать дальше…

20 февраля 2024

30 лет — ФТМГР

30 лет назад, 15 февраля 1994 года, в Москве начался первый Фестиваль театров малых городов Читать дальше…

15 февраля 2024

Смотреть все новости