Памяти друга и коллеги
Автор: Нина Голева
Плен эмоций… Мысли вязнут… Но молчать невозможно. Ушёл из жизни Александр Яковлевич Власов. Сознание блокирует принятие этого обстоятельства. Но его уже не изменить.
По результатам судмедэкспертизы подвело сердце. Нет, оно не подвело. Оно не выдержало груза тех волнений, которые испытывал Александр Яковлевич. В большой степени они были связаны с сегодняшним его мироощущением. Несовершенство мира в последнее время тяготило его особенно.
У него были высокие требования и к себе. Недовольство собой порой читалось как брюзжание во вне. Но это было не так. При своей открытости, лёгкости общения, до детскости невинном юморе он оставался человеком закрытым, порой непростым. А талантливый человек и не может быть простым. При этом во главе всего для него неизменно оставалась праведность.
Свой трудовой путь Александр Власов начинал корреспондентом газеты. И мог бы стать высокопрофессиональным, честным, чего бы этого ему не стоило, журналистом. А стал высокопрофессиональным актёром, способным играть в любом жанре и амплуа.
При этом в зрительный зал он всегда генерировал добро. Даже Баба Яга в его исполнении вызывала симпатию и сочувствие. А его непутёвые, бесхребетные, надломленные жизнью мужички, у зрителя вызывали хохот, а после — неожиданно поднимали ком в горле.
Он владел сложным жанром «трагикомедия», подвластного актёрам избранным. Да, Александр Власов был среди них. Почему был? Таким он останется. В памяти народной, в истории театра.
В числе его многочисленных и разнообразных ролей сегодня многие вспоминают Кота Леопольда. В общем-то Саша и не играл его. Он им был — светлым, добрым, вечным.
Примечательно и то, что в дипломном спектакле второй коми-пермяцкой национальной студии при Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии «В добрый час« по В. Розову на роль 50-летнего доктора наук, профессора Петра Ивановича Аверина был назначен Саша. Сказать: убедительно — будет мало. Это было невероятное перевоплощение. Хотя… Многое для этого образа опять же он вытащил из себя. Интеллект, благородство, интеллигентность в нём были заложены природой. Прошло более 40 лет, а этот образ Саши помнится так, как будто это было вчера.
Конечно же он не доиграл, не досказал, не допел, не до выразился… И сейчас невольно напрашиваются стихи Арсения Тарковского, которого артист репетировал в последнее время:
Вот и лето прошло
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.
Всё, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло.
Только этого мало.
Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало.
Всё горело светло.
Только этого мало.
Листьев не обожгло,
Веток не обломало.
День промыт, как стекло.
Только этого мало.
Репетировал… И не сыграет никогда. Спектакль попробуют спасти. А работа Александра Власова останется прерванным полётом…
Смерть близкого человека, нанося нестерпимую боль, делает нас более глубокими и нравственно высокими. Для своих коллег Александр Власов оказался настолько близким, что весть о его смерти вызвала в них реакцию, где смешались горестный вопль, плач, ступор… На сборе коллектива прозвучал призыв беречь и ценить друг друга.
Даже уходя, Саша привнёс в этот мир добро, приблизив нас друг к другу. А сам, хочется верить, будет в других добрых мирах.