К юбилею артистки Галины Кудымовой
Школьные годы
Галина Григорьевна Кудымова родилась в Кудымкаре. Ещё в раннем детстве у неё появилось желание стать актрисой. Одним из первых увиденных спектаклей была «Снегурочка» А. Н. Островского. Со школьных лет Галина любила петь, вместе с одноклассницами принимала участие в ансамбле «Парма».
Перед окончанием средней школы к ним в класс пришёл на встречу народный артист, главный режиссёр театра В. Д. Гуляев, тогда она и узнала, что предполагается набор коми-пермяцкой студии в Московское театральное училище им. Б. Щукина. Прослушав Галину, Владимир Дмитриевич остался доволен, похвалил за музыкальность и хорошую дикцию. В составе VI национальной студии Галина Кудымова окончила училище и с 1992 года работает в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре.
Галина Григорьевна обладает огромным сценическим обаянием, ярким актёрским почерком и самобытностью.
1992 год
Театральный критик Владислава Куприна:
«Кудымовские героини знают о жизни больше всех, знают что-то такое, что никак не выразить. В самых простых бытовых действиях, движениях всегда есть нечто значимое, нечто, с помощью чего и поддерживается жизнь. Когда её женщины смеются, подмигивают, когда они утешают и кормят, тогда это знание и передаётся, как краюха хлеба или стакан молока».
В репертуаре актрисы преобладают роли первой величины. Среди них: Софья —«Недоросль» Д. Фонвизина; Наталья —«Васса» М. Горького; Алёнушка — «Аленький цветочек» Л. Браусевича; Оливия — «Двенадцатая ночь» В. Шекспира; Мирандолина — «Трактирщица» К. Гольдони; Агафья Тихоновна — «Женитьба» Н. Гоголя; Лаура — «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса; Дорина — «Тартюф» Ж. Б. Мольера.
Из интервью Галины Кудымовой:
— В чём преимущества и сложность постоянной работы с разными режиссёрами из разных городов?
— Как повезёт. Иногда приезжают потрясающие люди, с ними интересно несмотря на то, что актёры их не знают, они не знают труппу, но на интуитивном уровне режиссёр чувствует тебя, и случается взаимопонимание. Иногда приезжают режиссёры, с которыми вообще нет никакого контакта, но это опыт, он нужен. Это не даёт расслабляться, развивает актёра. Тем более, в провинции мы замкнуты в своём пространстве. Так что, чем больше будет экспериментов, тем лучше.
Оливия в спектакле «Двенадцатая ночь» В. Шекспира
Особое признание получила работа актрисы в одном из самых знаковых спектаклей театра — «Саня, Ваня, с ними Римас» В. Гуркина (режиссёр — Сергей Андреев, художник — Любовь Мелехина). Её Александра — яркая, колоритная, с уникальным народным юмором, который переплетается с тонким лиризмом и глубоким душевным надрывом. В этом образе как будто воплотилось всё лучшее, что есть в русской женщине. Героиня всегда вызывает глубокое понимание у зрителя. Спектакль был назван одним из лучших спектаклей X-ого Всероссийского фестиваля «Реальный театр» в г. Екатеринбург; на X Международном театральном фестивале «Голоса истории» в г. Вологда он завоевал диплом «За тонкость, юмор и сострадательность к человеку в перипетиях нашей истории»; на Всероссийском театральном форуме-фестивале фестивалей «У Золотых ворот» в г. Владимир — Приз зрительских симпатий; на VIII Международном театральном форуме «Золотой Витязь» в г. Москва — главный приз «Золотой витязь» в номинации «Театр — большая форма»; на VII Межрегиональном театральном фестивале им. Н. Рыбакова за исполнение роли Александры в этом спектакле Галина Кудымова удостоена звания «Лучшая актриса России –2013».
Владислава Куприна:
Всех героинь Галины Кудымовой можно было бы занести в Красную книгу, если бы существовала Красная книга людей и человеческих типов. Они глядят спокойно и внимательно, как рубенсовская Флора из загадочной глубины мира.
Ещё одной творческой удачей актрисы стала роль Варвары Николаевны в спектакле «Чёрный монах» А. Чехова (режиссёр — Вера Попова, художник — Лёша Лобанов). За эту роль Галина Кудымова была номинирована на Российскую национальную театральную премию «Золотая Маска». Критиками не раз отмечалось, что получилась очень интересная героиня, роль и значение которой раскрываются лишь в финале. Татьяна Джурова в статье «Горький vs. Чехов» (ПТЖ) пишет: «Рассказ о Коврине мы слышим от лица Варвары Николаевны, оказывается, именно эта симпатичная (а вовсе не пошлая) женщина «много старше» взяла на себя заботу об Андрее.
Агафья Тихоновна в спектакле «Гоголь. Гöтрасьöм» (Женитьба) Н. Гоголя
Из интервью Галины Кудымовой:
— Что для вас в этом спектакле [«Чёрный монах»] преобладает — быт или условность, метафоричность? Как это отражается на актёрской игре?
— Когда мы погружены в материал, в роль, мы не думаем о метафоричности. Нам ставится задача, и мы должны чётко выполнить, а уже режиссёр выстраивает это всё так, что возникает метафоричность, условность. Как, например, в сцене, где несколько раз повторяется вопрос: «Как ваш выздоравливающий?». Вдруг осознаёшь, что это происходит изо дня в день. Чем органичнее и достовернее мы сыграем, тем лучше сработает метафора. Мы не думали об этом, мы просто получали удовольствие от работы, было весело, несмотря на серьёзный материал. По-чеховски.ъ
Александра в спектакле «Саня, Ваня, с ними Римас» В. Гуркина
Варвара Николаевна в спектакле «Чёрный монах» А. Чехова
Интересная работа Галины Кудымовой в роли помещицы Анны Павловны Затрапезной в спектакле «Пошехонская старина» М. Салтыкова-Щедрина (режиссёр — Алексей Шавлов, художник — Любовь Мелехина). Галина Кудымова так играет свою непростую барыню, что в ней отражаются и барыня из «Муму», и Васса, и даже какая-нибудь сегодняшняя государственная начальница. К ней испытываешь сложные чувства, она и невыносима, деспотична, жестока, но и беспомощна, обречена на этих своих холопов, как они обречены на неё. Татьяна Тихоновец писала, что Галина Кудымова в этом спектакле играет «озорно, разнообразно и даже лихо». В отношении героини можно испытывать весь спектр эмоций: это понимания и сочувствия, до враждебности и откровенного презрения. А вот остаться равнодушным почти невозможно.
Затрапезная в спектакле «Пошехонская старина» М. Салтыкова-Щедрина
Галина Григорьевна замечательно поёт. Критики не раз подмечали, что в её образе и пении проявляется «истинная народность», знание жизни, внутренняя свобода при внешней простоте. Елена Малинина, размышляя об одной из героинь Галины Кудымовой, скажет, что представляет её «голосом рассудка». Творческие интересы актрисы и её колоссальный опыт позволили дать развитие еще одному направлению деятельности. Она является автором, организатором и исполнителем знаменитых капустников театра. Представленные там актёры давно утвердились в фаворитах краевого конкурса капустников «Солёные уши». Капустники украшают и различные праздники театра, а наиболее значимые из них с огромным успехом играются для зрителя.
Владислава Куприна:
Порой кажется, в Кудымовой вообще нет нервов, неврозов, конвульсий, всего того, без чего невозможно представить себе человека сегодня. Она стоит на земле крепко, питаясь её соками, питаясь её мудростью и мудростью сотен поколений женщин, живших здесь до неё.