Известный челябинский журналист и театральный критик, заслуженный работник культуры России Владимир Спешков о 70-м краевом фестивале «Театральная весна» в Коми-национальном драматическом театре:
Четыре дня в Кудымкаре, в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре имени М. Горького, оказались очень насыщенными. Восемь спектаклей.
Чеховский «Черный монах»: глубокая и внятная режиссура Веры Поповой (чувствуется школа ее мастера Сергея Женовача), изобретательная и умная сценография Алексея Лобанова, хороший актерский ансамбль.
«Андрей Платонов. Рассказы» молодого режиссера из Барнаула Ирины Афанасьевой, соединяющей три, быть может, не самых известных платоновских рассказа («Семен», «Юшка», «Девушка Роза») с вербатимом, личными историями актеров этого спектакля, не сказать, что органично, но по-своему интересно, живая жизнь и особенный платоновский мир ищут точки соприкосновения. Ирина Афанасьева поставила и совсем другой спектакль «Горькое мое. Светлое наше» — советская история от шестидесятых до девяностых в песнях, танцах, поэзии, кадрах лирической кинохроники. Вышли вовсе не «старые песни о главном», а, скорее, гимн частной жизни, вечным ценностям (и главной из них — любви), которые живут вопреки любой идеологии. Какой поющей и танцующей (и какой красивой!) оказалась эта труппа, сколько радости и азарта явила.
«Волшебная лампа Аладдина» (режиссер Олег Степанов) — качественный и дорогой микст восточной сказки, фэнтези и мюзикла с лихой актерской работой Виталия Вычигина в роли Джина, просто летающего над сценой.
Горьковская «Васса Железнова» (режиссер Роман Каганович, художник Мелехина Любовь), названная «триллером»: мелькание эффектных картинок, много динамики и взрывной экспрессии, немного смысла. Вассу играет Алевтина Власова, и это, конечно, ее роль.
Пьеса другого русского классика («Доходное место» Островского, режиссер Сергей Андреев, художник Елисей Шепелев) прочитана традиционно, подробно, как внятная и недвусмысленная нравственная проповедь.
«Очень простая история» в режиссуре Станислава Мещангина не открыла ничего нового в этой подзабытой пьесе.
«Свет в окне» (единственный увиденный спектакль на коми-пермяцком языке, режиссер Нина Голева) был интересен прежде всего пластическим решением, историю любви и борьбы за любовь актеры Мария Ермакова, Екатерина Баушева и Александр Федосеев протанцевали так, что стихия народного танца вполне органично перетекла в contemporary dance.
Вывод: живой театр, ищущий на самых разных художественных территориях, не боящийся экспериментировать, с очень сильной труппой, где, и это очень важно, немало талантливой молодежи (Артем Радостев, Екатерина Порсева, Валерий Дегтярников…). Каждый день мы с коллегами Глебом Ситковским, Еленой Малининой, Софьей Ляпустиной обсуждали на труппе увиденные спектакли, нашли заинтересованных слушателей, спасибо им. Отдельное спасибо директору театра Анатолию Четину и главному режиссеру Сергею Андрееву за традиционное коми-пермяцкое гостеприимство. А я улетаю в Санкт-Петербург на «Арлекин».